Продолжаю историю о Вагнеровском фестивале в Байройте, начатую [здесь] и [здесь]
Над байройтским Фестшпильхаусом висит темная туча нацистского прошлого.
Гитлер был вагнеристом с младых ногтей. Он не просто был увлечен музыкой композитора Вагнера, он был под сильным влиянием Вагнера-мыслителя и его личной харизмы. Вагнер увлекал его своим жизненным примером - из ничего силой своего гения вознестись над людьми, внушить им свою волю, увлечь идеей и сделать невозможное.
Естественно, его, как магнитом, притягивал дом Вагнера на Зеленом холме. В начале 20-х годов он познакомился с молодой женой Зигфрида, сына Вагнера. Ее звали Винифрид. Она была англичанкой, ее отец был фанатом Вагнера, и она разделила с ним эту страсть. Естественно, она, не раздумывая, вышла замуж за Зигфрида, несмотря на то, что, вероятно, знала подоплеку этого брака: чтобы не шокировать общество своими гомосексуальными наклонностями, Зигфрид решил реабилитировать таким образом свою подмоченную репутацию. Ему было 46, ей - 18. Она родила ему четырех детей: двух мальчиков и двух девочек.
Винифрид и Гитлер стали близкими друзьями, и Гитлер был принят в доме Вагнеров на правах члена семьи. Он играл с детишками Винифрид, и они звали его «дядя Волк» (Вольф - одно из имен бога Вотана из «Кольца нибелунгов»).
Тут дядя Вольф запечатлен с сыновями Винифрид и Зигфрида, внуками Вагнера - Виландом и Вольфгангом.
Винифрид была членом нацистской партии, и когда Гитлер сидел в австрийской тюрьме, она собирала для него деньги и возила передачи, например, бумагу, на которой он начал писать свою «Main Kampf» (кстати, название книги, вероятно, аллюзия на название мемуаров Вагнера «Mein Leben»). Ее даже судили после войны.
Кроме Винифрид в этой семейке был еще один заядлый вагнерист, оказавший влияние на Гитлера - Хьюстон Чемберлен, тоже англичанин. Он был мужем младшей дочери Вагнера - Евы. Чемберлен считается основоположником теории расизма.
Вот он со своей тещей Козимой)
Но все это не сосредоточилось бы в одном месте, если бы не Вагнер, естественно.
Сам он в анкетах всегда определял род свой деятельности как «философ». Это, конечно, сильно сказано, но идеи Вагнера, развернутые в его многочисленных публикациях, очень сильно повлияли на сознание людей его времени. Он был пламенным оратором и мог так же увлекательно излагать свои мысли на бумаге. Но ничего не было бы, если бы Вагнер при этом не увлекал людей своей музыкой. То есть, он воздействовал на публику комплексно, и это давало сильный эффект.
Если читать его работы с позиции сегодняшнего дня, с учетом того, что пережило человечество, все это выглядит зловеще. Освобождение немецкого народа, арийский дух и евреи, эти евреи.
Антисемитизм был в то время бытовым и очень распространенным явлением. Всякий порядочный человек (я говорю иронически) не любил евреев. В эпистолярном наследии очень многих выдающихся фигур того времени можно встретить шокирующие высказывания на эту тему. Но Вагнер высказался на эту тему публично, и крайне резко. Он фактически вывел теорию антисемитизма. А некоторые его личные письма, обнародованные совсем недавно, говорят о том, что в его семье антисемитизм был устойчивой и непререкаемой догмой.
Отвечает ли Вагнер за то, что Гитлер был его единомышленником в этом вопросе и сделал в итоге то, что он сделал? В Израиле считают, что да, отвечает. И с 1938 года исполнение музыки Вагнера запрещено в этой стране. Негласно, конечно.
После того, как Гитлер стал рейхсканцлером, Байройтский фестиваль получил мощную финансовую поддержку и личное покровительство фюрера. Гитлер даже лично участвовал в режиссуре оперных постановок и много чего напланировал по переоборудованию фестивальных сооружений.
Никто в то время не мог сделать ни шага по карьерной лестнице (это касается и музыкантов, и государственных чиновников), если он не причастился в этом месте.
Байройт стал духовным центром нацизма. Вся музыка Вагнера трактовалась в этом ключе. Опера «Нюрнбергские мейстерзингеры» вообще стала националистическим манифестом.
Да и вся его музыка благодаря страсти Гитлера стала фактически саундтреком к страшной истории Второй мировой.
Замечу попутно, что Вагнер в это время уже 60 лет как мирно покоился в своей могиле тут же, в саду его дома, под плитой без всякой надписи. И знать ни о чем не знал, соответственно. И под ручку с Гитлером не ходил, и в президиуме НСДАП не сидел.
Это я к тому, что многие представляют себе Вагнера в обязательном комплекте с Гитлером. Как Карла Маркса с Фридрихом Энгельсом. Такова обманка ретроспективного взгляда.
Когда из зерна вырастает дерево, в этом дереве уже трудно увидеть зерно. И видимо, с этим уже ничего не сделаешь.
Можно представить себе, каких трудов уже в послевоенные годы стоило немцам вернуть себе национального гения, скомпрометированного таким беспрецедентным образом.
«Нацизм здесь больше не живет» - это такая главная идеологическая линия сегодняшней фестивальной политики в Байройте. На Зеленом холме установлена мемориальная доска артистам-евреям, принимавших участие в постановках и погибших во время репрессий.
Четыре года назад во время фестиваля была устроена внушительная выставка, посвященная 40 еврейским музыкантам и режиссерам, работавшим в Байройте с начала его основания по 1945 год.
Тогда же случился громкий скандал с нашим басом Евгением Никитиным - в прошлом рок-певца. Он был приглашен на роль в «Летучем голландце». И для него это был пик его вокальной карьеры. Спеть в Байройте - это пропуск в музыкальную Валгаллу.
Как всякий рокер, Никитин с головы до ног покрыт наколками, среди которых какой-то немецкий журналист разглядел символ, напоминающий свастику.
То есть, в том момент свастики не было уже, но она была зафиксирована кем-то и когда-то. Этого было достаточно, чтобы разорвать с Никитиным контракт. Теперь он тоже с отвращением Байройт вспоминает)
Репутация у Вагнера сегодня такова, что, если бы можно было отмотать время назад, он бы точно предстал перед Нюрнбергским трибуналом) И никакой адвокат ему бы не помог.
Понятно, что это все эффект наложения перспективы.
Но и в своей реальной жизни Вагнер сделал немало такого, за что его можно было бы судить. И хотели. До только не поймали.
Об этом позже.
Original:
https://elsa-brabant.livejournal.com/6155.html