Вагнеропус №1. Байройтский Фестшпильхаус. Театр вне конкуренции

Jul 26, 2019 22:05

Если вы откроете топ самых лучших театров, то вы не найдете там того, о котором пойдет речь. Между тем это самый элитный и вообще крутейший театр в мире - Wagners Festspielhaus в баварском городке Байройт. Он работает в режиме фестиваля, только 40 дней в году: с 25-го июля по 28 августа.

Этот театр построил великий немецкий композитор Рихард Вагнер, как храм искусства имени самого себя для своих фанатов - вагнерианцев, и вообще для всего человечества.


Начнем с того, как туда попасть. Если в обычный театр, пусть даже в знаменитую Венскую оперу, вы просто заказываете билеты на сайте на конкретный день и на конкретный спектакль, то тут вам надо сначала отправить заявку на билет. Просто на билет, то есть, на право туда войти. Вам вышлют анкету, в которой вы должны будете рассказать о себе и обосновать, насколько вы вообще достойны услышать Вагнера в этом священном месте. Вам надо будет написать, почему вы хотите попасть туда, и действительно ли вы любите Вагнера настолько сильно, чтобы иметь такую честь.

Вас поставят на очередь, в которой перед вами почти полмиллиона человек, и случае отсутствия отклика, вы должны будете повторять свою заявку еще и еще. Каждый год.

И в итоге, лет через 7 - 12 вам вышлют счет за вход на какой-нибудь спектакль по усмотрению той стороны. Это будет ваш счастливый билет, который вы потом повесите в рамке под стеклом в гостиной. Вы прорвались!

Дальше вам надо будет подумать о дресс-коде. Фрак, вечернее платье в пол. Правда, сейчас уже многие приходят просто в костюмах и платьях ниже колена. Распустилась публика)


Стоимость билета не запредельно высока: от 30 до 320 евро. Примерно, как в Большой театр.

Если вы равнодушны к Вагнеру, то вам не придет в голову ждать 10 лет, чтобы туда попасть. А если вы к нему неравнодушны и попали туда после такого серьезного испытательного срока, то можно себе представить, что вы почувствуете, когда увидите его здание на вершине Гринхилл (это такой огромный холм с парком и зелеными лужайками).

В одном туристическом отчете прочитала описание достопримечательностей Байройта от девушки, которая была там по программе шоп тура. Они пишет: «Ну, что? Городок, конечно, маленький. Торговый центр, в принципе, как у нас, есть городской театр, и еще тут жил композитор Вагнер».

Любой порядочный вагнерист растерзал бы ее с рычанием, потому что Байройт - это мекка, а Вагнер - не просто композитор, а властитель умов и душ на протяжении ста лет, как минимум.

Три года назад, по поводу его 200-летия о нем такая полемика разгорелась, что я не знаю другого такого музыканта, который бы так будоражил умы потомков, как он. Да и новосибирского "Тангейзера" вспомните: http://fb.ru/article/236546/opera-tangeyzer-v-chem-sut-skandala-tangeyzer-vagner

Поскольку Вагнер случайным образом стал для меня знаком 2016 года, я еще о нем напишу.

А пока о театре.

Оцените размах проекта этого человека. Он считал, что его произведения открывают для искусства новую эру (он называл их «торжественными сценическими представлениями») и требуют по этой причине совершенно особого подхода. Особой атмосферы, особой труппы и особой сценической площадки. Он задумал построить величественный театр исключительно для своих великих творений, не имея ничего, кроме долгов.

Представьте, что какой-нибудь другой великий композитор, к примеру, Борис Гребенщиков, сказал бы: «А давайте, друзья, скинемся все дружно и построим для меня на какой-нибудь горе в Тибете мой собственный концертный зал, где бы во веки веков пелись только мои песни! Потому что, сами понимаете, не могу же я петь на той же сцене, что и Филя, или какой-нибудь другой массовик-затейник. Я же человек серьезный, я философ, я так не могу!»

Примерно так выглядела затея Вагнера, но его не сочли одержимым манией величия, а поддержали материально множество людей, включая его главного фаната - баварского короля Людвига II.

Театр получился совершенно особенным, потому что Вагнер строил его под себя, под свою совершенно особую музыку. Его не волновал вопрос роскоши экстерьера и интерьера. Ему нужно было создать такое место, где слушатель полностью погружался бы в происходящее на сцене, завороженный прекрасным звуком, большой идеей, выраженной в слове и впечатляющим сценическим действием.

Внешне здание театра выглядит несколько мрачно и громоздко (архитектор Готфрид Земпер - друг Вагнера).


Внутри - очень строго. Никаких амуров, лож в бархате и хрустальных люстр на потолке. Это храм серьезного искусства.



Акустика здесь исключительная. Форма зала, специальные акустические стенки с колоннами, разрезающие боковые пространства, дерево от пола до потолка. Здесь все из дерева. Грубые старые доски на полу - те же самые, по которым ходил Вагнер 150 лет назад.

Но главное ноу-хау Вагнера - оркестровая яма. Вот такая, закрытая со стороны зрительного зала огромным полукружьем, и уходящая наклонно глубоко под сцену. Ударники (последний ряд оркестра) сидят примерно под ее серединой. Звук в итоге немного глушится и смешивается в единую звуковую волну, выходящую в зал из глубины этого пространства после сложной отражательной траектории. Такого нет нигде.


В яме, кстати, бывает очень (очень!) жарко, говорят аж до 40 градусов, потому что там нет системы кондиционирования. Музыканты играют налегке, буквально в майках, шортах и сандалиях. Их все равно никому не видно)

В зале сиденья расположены амфитеатром, в шахматном порядке, чтобы ничей затылок не мешал вам видеть сцену. Это именно стулья, а не кресла.


«Искусство - не развлечение!» - считал Вагнер, и сделал так, чтобы публика не имела возможности расслабиться или отвлечься. Ничего такого, о чем писал Пушкин: «Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла, всё кипит». Ничего не блещет, ничего не кипит, все смирно сидят на своих местах.

Никаких мягких сидений! Жесткий деревянный стул с откидушкой, как в старых советских кинотеатрах. Даже подлокотников нет.

Никаких разглядываний красивых женщин и их туалетов! В зале полная темнота, освещена лишь сцена. Многих это, кстати, возмущало, но позже этот прием стал использоваться во всех оперных театрах.

Никаких опозданий и проползания между рядами, в темноте, по ногам сидящих к своему месту! Ряды сдвинуты так, что это технически невозможно. Кто опоздал - тот не попал.

Надо добавить, что сидеть приходится долго. Начало представления в 16 часов, окончание - в 22 - 23. Правда, есть два довольно продолжительных антракта - по 40 минут. И можно взять в аренду мягкую подушечку под пятую точку за 2 евро.
Но никаких буфетов в храме! И никаких залов для показушного светского фланирования в антрактах! Все на улицу, в парк, на травку. Там есть на всякий случай навесы от дождя, кафешки, где можно съесть баварскую сосиску и запить ее знаменитым местным пивом. Все эти дамы в роскошных платьях и джентльмены во фраках так и делают.


В определенный момент на специальный балкон выходят несколько музыкантов и трижды, с паузами исполняют на медных духовых лейтмотивы из оперы, которая идет в этот вечер.


Фанфары разносятся над парком, над холмом, это очень красиво! Вагнер придумал их вместо трех звонков. Под третью все уже рассаживаются по своим местам.

Дальше я расскажу, какие люди туда ездят и какие люди за всем этим стоят.

Original: https://elsa-brabant.livejournal.com/5762.html

Вагнеропус, Байройт, театр, Вагнер

Previous post Next post
Up