О тайном советско-немецком сотрудничестве в военной области
в 20-30 годы прошлого века
Первые публикации о тайном военном сотрудничестве СССР и Германии в 20-е годы прошлого века появились в российской прессе в начале 90-х годов. Версальский договор, которым завершилась Первая мировая война, разрешал Германии иметь 100-тысячную армию, вооруженную только легким стрелковым оружием. В двадцатые годы, согласно тайным договорам, на территории Советского Союза были созданы три секретных объекта, на которых Германия получила возможность проводить испытания и совершенствовать авиационную и бронетанковую технику, химическое оружие, а также обучать свой персонал.
«Липецк»
В 1923 году в Липецке была создана авиационная школа. По договоренности, начальник школы назначался немецкой стороной, а его заместитель - советской. Все расходы по организации, оборудованию и содержанию школы несли немцы. В течение нескольких лет ими были реконструированы существовавшие и построены новые здания и сооружения производственного и бытового назначения.
Германская сторона ставила перед школой задачу подготовки для рейхсвера (вооруженных сил Германии) летчиков-истребителей и летчиков-инструкторов для военной авиации и воздушных наблюдателей из числа офицеров сухопутных войск. Важнейшей задачей школы являлось также проведение исследований и тактико-технических испытаний военных самолетов, накопление разностороннего тактического, эксплуатационного и организационного опыта.
Здесь же под руководством немецких инженеров и механиков обучался и советский авиационно-технический наземный персонал. Кроме того, предусматривалась передача советской стороне всех материалов по результатам проводившихся испытаний и исследований, а также по обобщению накопленного опыта.
Обучение осуществлялось на самолетах старых типов (новых еще не существовало). Как утверждают немецкие историки, подготовленные в Липецке немецкие летчики после короткого переучивания успешно осваивали самые современные типы самолетов.
В Липецке был проведен большой комплекс исследовательских и испытательных работ по бомбометанию, применению бомбоприцельных приборов, авиационных пулеметов, визирных оптических прицелов и средств связи самолетов с землей и между собой. Здесь прошли испытания около десяти типов самолетов. Большой интерес к этим работам проявляло советское руководство, создав специальную группу из 50 человек и выделив необходимое количество бензина.
В общей сложности в Липецке прошли подготовку 120 немецких летчиков-истребителей, 100 воздушных наблюдателей для сухопутных войск и 30 воздушных наблюдателей для военно-морского флота.
Здесь же прошли теоретическую и практическую подготовку сотни советских авиационных техников и механиков.
«Кама»
Под таким названием в 1927 году в Казани была создана танковая школа. Условия ее функционирования были аналогичны липецкой школе.
Перед «Камой» были поставлены задачи проведения испытаний имевшихся типов танков, разработка рекомендаций по их боевому применению и дальнейшему совершенствованию, а также подготовка экипажей и инструкторов. В состав школы входили 40 немецких офицеров-преподавателей. Ежегодно обучение проходили по 10 немецких офицеров-курсантов.
Существует мнение, что в «Каме» проходил обучение сам Г. Гудериан и другие будущие крупные танковые стратеги гитлеровского вермахта. Опубликованные в Германии поименные списки немецких офицеров-курсантов этого не подтверждают. Да и по своему уже тогда довольно высокому положению в рейхсвере Гудериан не мог быть курсантом. Однако архивные документы подтверждают его тесную связь с «Камой» и его приезд туда в 1930 и в 1932 годах с инспекционной целью. Немецкие исследователи отмечают, что именно здесь по инициативе Гудериана рождалась, проверялась и находила свое конкретное оформление концепция самостоятельной роли крупных танковых формирований в наступательных операциях, которая спустя 10-12 лет была использована против Красной армии.
Всего в «Каме» прошли обучение 41 немецкий офицер и около 190 советских офицеров-танкистов, причем акцент делался на основательной тактической подготовке. Тактику советским курсантам преподавал полковник А. Г. Кравченко (1899-1963), будущий генерал-полковник, дважды Герой Советского Союза, командовавший 6-ой гвардейской танковой армией в годы войны.
«Томка»
Так назывался особо секретный объект, созданный в 100 км к северу от Саратова неподалеку от города Вольск. В советско-германском договоре 1929 года о совместной работе в «Томке» советская сторона фигурирует под названием «Акционерное общество по борьбе с вредителями с применением искусственных удобрений». Цель проводимых там работ - испытание и отработка различных способов применения боевых отравляющих веществ с помощью артиллерии, авиации, спецгазометов и т.д., испытание новых приборов, а также разработка новых способов дегазации и средств защиты. В распоряжении испытателей имелись четыре самолета, специальные машины и другая техника. На объекте постоянно находилась группа советских специалистов в количестве 40 человек, принимавшая самое деятельное участие во всех испытаниях и перенимавшая немецкий опыт.
И кое-что еще...
Тайное сотрудничество с рейхсвером в те годы не ограничивалось только проведением работ на специально созданных объектах. На протяжении ряда лет советские командиры и военные руководители высокого ранга, а также крупные технические специалисты проходили обучение в Германии, изучая не только современные тенденции в области тактики, но и немецкий опыт в организации деятельности штабов, обучения, службы и быта войск. В свою очередь, немецкие офицеры и генералы посещали Советский Союз, приглашались на маневры и тактические учения, знакомились с некоторыми предприятиями, производящими вооружение.
В 1922 году на концессионных началах (60% акций принадлежало немецкой фирме Юнкерс) в Москве, в Филях, был создан советско-германский завод, где под руководством немецких специалистов началась сборка самолетов из поставляемых Германией узлов. Уже в 1924-25 гг. здесь было изготовлено для Красного Воздушного Флота 170 цельнометаллических самолетов типа J-21 (истребитель) и J-20 (гидросамолет). Но вскоре из-за финансовых проблем фирмы Юнкерс и разногласий между сторонами концессия прекратила свое существование, и с 1927 года завод полностью перешел в собственность СССР. Так было положено начало будущему знаменитому Государственному авиазаводу № 22 им. С.П.Горбунова.
С приходом Гитлера к власти в 1933 году сотрудничество по инициативе СССР было свернуто.
Цели сторон и баланс
В политике любого, даже самого демократического государства, нередко присутствует определенная доля цинизма. Так, тайную помощь Германии в возрождении военной промышленности оказывали и другие демократические западные страны. Это хорошо видно на примере создания самолета Dornier Do P. Этот тяжелый бомбардировщик был разработан в Германии под видом гражданского грузопассажирского самолета. Он был изготовлен в Швейцарии. Чтобы запутать следы, индекс самолета и его сопроводительные документы неоднократно менялись. Военное оборудование для него тайно изготавливалось швейцарскими, шведскими и немецкими фирмами. Комплексные летные испытания проводились в Германии и Швеции. А вот тактико-технические испытания на боевое применение с реальным бомбометанием и их дальнейшее совершенствование осуществлялись в Липецке.
Какие же цели ставила каждая из сторон, идя на тайное сотрудничество, и были ли эти цели достигнуты?
После окончания Гражданской войны, находясь в полной международной изоляции, Советская страна предприняла огромные усилия по модернизации Красной армии. Сделать это в короткие сроки своими силами было невозможно. И тогда Ленин и Троцкий обратили свои взоры к Германии, также находившейся в международной изоляции и под «прессом» Версальских соглашений. Так возникло решение пойти на тайное сотрудничество с тем, чтобы получить от Германии передовые технологии для советской военной промышленности и использовать ее опыт в создании образцов вооружения. Одновременно ставилась задача обучения высшего командного состава Красной армии достижениям немецкой военной науки в оперативно-тактических вопросах, в организации деятельности штабов, обучении войск и т.д. Заключенный в апреле 1922 года Рапалльский договор между РСФСР и Германией открывал путь для подписания секретных соглашений о сотрудничестве в военной области.
Изучение опубликованных в 90-е годы прошлого века документов из советских и германских архивов позволяет сделать вывод, что это сотрудничество являлось частью плана модернизации Красной армии и создания в СССР современной военной индустрии, что и было ведущим мотивом всех переговоров.
Мероприятия по укреплению Красной армии как гаранта защиты суверенитета страны вызывали в советском народе понятные патриотические чувства и поддержку, но одновременно с этим способствовали упрочению сталинской диктатуры.
Поэтому наращивание военного потенциала Германии, во-первых, как угроза СССР не воспринималось, а во-вторых, вполне укладывалось в общую идеологическую концепцию, согласно которой «чем острее противоречия в стане врагов, тем лучше для первой в мире Страны Советов, получавшей при этом столь необходимую ей передышку».
Несомненно, сотрудничество с Германией в период 1922-33 гг. открывало Советскому Союзу дополнительные возможности для укрепления армии и развития военной промышленности. В распоряжении советских специалистов оказались материалы исследований и испытаний, на которые Германия израсходовала десятки миллионов марок. И очень многое из этого опыта было внедрено и учтено в ходе индустриального строительства. Однако репрессии 30-х годов уничтожили подавляющее большинство тех, кто набирался знаний и опыта в период сотрудничества с немцами. Для многих из них роковым становился сам факт участия в совместных работах с немцами. Германский военно-морской атташе осенью 1938 года докладывал из Москвы в Берлин, что «... прежнее командование уничтожено физически и морально, а вмести с ними уничтожены и их оперативные идеи».
В то же время подавляющее большинство немецких офицеров, прошедших обучение или преподававших в «Липецке» и «Каме», с приходом Гитлера к власти стали преподавателями и инструкторами во вновь созданных в Германии авиационных и танковых школах, заняли крупные должности в вермахте. Перед нами фотография группы немецких курсантов Липецкой школы 1928 года. Из 26 человек летчиков и воздушных наблюдателей 17 стали генералами авиации и сухопутных войск вермахта. Из числа немецких преподавателей и курсантов танковой школы «Кама» стали генералами более десяти человек.
https://www.partner-inform.de/partner/detail/2009/2/231/3514/lipeck-kama-tomka-?lang=ru