В конце XIX века через территорию, где сегодня находится Харбин, была проложена Трансманчжурская магистраль. Развитие поселения, существовавшего с XII века началось с появлением здесь железнодорожной станции. Строительными работами руководил Николай Свиягин. Каким был русский Харбин, где нашли спасение десятки тысяч тех, кто бежал от революции?
В городе была как китайская, так и русская администрация и полиция. К 1917 году из 100 тыс. жителей Харбина почти половина были русские.
После Октябрьской революции в Харбин стали приезжать дворяне, офицеры и белогвардейцы. Благодаря им город преобразился. «Харбин был исключительным явлением в то время. Построенный русскими на китайской территории, он оставался типичным русским провинциальным городом в течение ещё 25 лет после революции. В Харбине было 26 православных церквей, из них 22 настоящих храма, целая сеть средне-учебных школ и 6 Высших учебных заведений. Милостью Божией Харбин на четверть века продолжил нормальную дореволюционную русскую жизнь», - писал архиепископ Нафанаил (Львов).
В середине 1930-х СССР продал долю собственности КВЖД Японии. С этого момента русские начали уезжать из города. С 1946 года Харбин полностью контролировала китайская власть. На тот момент это был крупнейший и наиболее развитый город страны.
https://diletant.media/articles/33082238/