Архитекторы из швейцарского Тичино в Одессе

Oct 19, 2024 19:01


24 июля 2023



Одесса в 1850 году.   Library of Congress

Успех, которым в Одессе пользовались архитекторы и строители из швейцарского кантона Тичино, тесно связан с историей швейцарской эмиграции в Россию и Украину, особенно начиная с 18 века. Тут достаточно вспомнить Доменико Трезини и его роль в строительстве Санкт-Петербурга. Трудовая эмиграция из Швейцарии не ограничивалась, разумеется, восточной Европой и продолжалось она до начала 20-го века. Строители и архитекторы специально искали себе работу там, где ее было много.

Таким регионом была и Одесса, пестрый космополитичный торгово-портовый город на Черном море. Для строителей этот город был настоящей строительной площадкой с прекрасными возможностями для самореализации. Архитекторы из Тичино были в этом смысле лидерами в Одессе, и произошло это по целому ряду причин. Они обладали как передовыми инженерными и техническими решениями, так и предпринимательскими чутьем и гибкостью, многие из них всю свою жизнь проводили в постоянных переездах, они с юных лет привыкали работать и приспосабливаться к иным культурным контекстам, они обладали плотной сетью контактов и поэтому всегда были обеспечены заказами.

Кроме того, мастера-строители из Тичино имели в своем распоряжении продукт, который пользовался особым спросом: это были стиль и облик итальянских архитектурных культуры и традиций, своего рода «архитектурный дженерик»: так же с виду «дорого и богато», но по доступным ценам. И вот как раз в Одессе и условия для тичинских архитекторов и ремесленников были самыми многообещающими, и их «продукт» пользовался гарантированным спросом, благодаря наличию в городе больших итальянской и греческой общин. Добавим сюда и итальянский язык, который был «лингва франка» в городе.



Карта Одессы и окрестностей, примерно в 1809 году.   Bibliothèque nationale de France

Еще один фактор: в Одессе применялась примерно такая же бизнес-модель, что и в Санкт-Петербурге. Сначала свои заказы делали и реализовывали власти, которые, например, контролировали строительство важных общественных зданий, а затем с заказами к популярным и востребованным архитекторам приходили и частники.

С этой моделью архитекторы из Швейцарии были знакомы очень хорошо. Таким образом, итальянский характер архитектуры Одессы представляется закономерным следствием всех этих процессов. Свою роль сыграли и политики, выходцы из региона итальянского Средиземноморья, во многом определившие превращение города в настоящую, как потом пелось, «жемчужину у моря».

Например, первым губернатором региона был как раз выходец из культурной среды Средиземноморья. Речь идет, конечно, о персонаже по имени Хосе де Рибас-и-Бойонс (José de Ribas y Boyons, 1749-1800), в итальянизированной версии Джузеппе де Рибас (Giuseppe de Ribas). Он родился в Неаполе, был сыном ирландки и каталонского солдата на службе испанской короны, и поэтому он тоже был католиком, как и все архитекторы из Тичино: религиозно-конфессиональный фактор в данном контексте не следует игнорировать ни в коем случае.



Дворец генерал-губернатора Новороссийского края Михаила Воронцова (1824-1828)   Collection privée

Но вернемся к архитектуре: согласно архивным источникам, первыми архитекторами из Тичино в Одессе были братья Франческо и Джованни Баттиста Фраполли (Francesco / Giovanni Battista Frapolli). В украинской и русской литературной традициях их неизменно идентифицируют в качестве неаполитанцев, но на самом деле речь идет о самых настоящих швейцарцах. Они, в частности, носили имя рода, происходившего из региона Скарелия в долине Валь Колла (Scareglia in Val Colla, на самой границе Швейцарии и Италии).



Порт Одессы примерно в 1900 году.   Library of Congress

Кроме того, в документах также четко зафиксирован факт проживания этой семьи именно в Тичино, пусть фиксация этого факта и произошла по причинам вполне трагическим: как следует из архивов, в 1827 году Мария Фраполли ди Массаньо (Maria Frapolli di Massagno) получила известие о том, что ее брат Джованни Баттиста, «архитектор города Одессы», был убит домашним слугой при поддержке сообщника. Братья Фраполли внесли важный вклад в развитие городской среды Одессы в первые годы после ее основания, однако по-настоящему «процесс пошел» в 1820-х годах, когда на берега Черного моря прибыла целая группа архитекторов из Тичино. В эти и последующие годы центральную роль в развитии Одессы играл Франческо Боффа (Francesco Boffa) из региона Аразио (Arasio) на территории современной общины Коллина д’Оро (Collina d’Oro), расположенной сразу к югу от Лугано.

Именно он спроектировал множество зданий, придавших Одессе ее незабываемый облик, в частности т. н. «Старую биржу» (1828-1834, позднее там располагалась городская Дума), лютеранскую церковь Святого Павла (1824-1835, снесена в 1895 году, с тем чтобы освободить место для новой церкви по проекту немецкого архитектора Германа Шойрембрандта / Hermann Scheurembrandt), дворец генерал-губернатора Новороссийского края Михаила Воронцова (1824-1828) в составе главного здания усадьбы, бельведера-колоннады (1829 г.), манежа, хозяйственного крыла и Орловского корпуса и, наконец, возможно, самый известный памятник Одессы - Потьомкінські сходи или Потемкинскую бульварную лестницу, соединяющая порт с расположенным на возвышенности центром города (1837-1841).



Одесская фондовая биржа, ныне здание мэрии, работы архитекторов Франческо Боффа и Джорджио Торричелли, около 1900 г.   Rijksmuseum Amsterdam

В украинской и русской литературе его часто называют «Боффо», но это неправильный, искаженный вариант, обусловленный транскрипцией написания его фамилии с латиницы на кириллицу. В качестве ее родины часто указывается Сардиния, что тоже есть ошибка, которая связана, видимо, опять же с неточной кириллической транслитерацией города Аразио (Arasio), который вдруг превращается в Орозей (Orosei). Документальные источники, такие как архив Registri della popolazione округа Лугано, однако, четко доказывают, что его историческая родина - это именно швейцарский город Аразио. Возможно, что путаница по поводу предполагаемых сардинских корней Ф. Боффа возникла из-за того, что свое образование он получил в Академии изящных искусств в Турине, каковой город был тогдашней столицей Сардинского королевства.

Еще одним архитектором, который вместе с Ф. Боффа был одним из главных действующих лиц в истории застройки Одессы Джорджио Торричелли (Giorgio Torricelli), родом из Лугано. Дж. Торричелли приехал в Одессу в 1818 году, однако наиболее активная фаза его деятельности пришлась на 1830-е годы. Все началось в 1832 году, когда он выиграл конкурс на планирование новой городской рыночной площади. Как и Ф. Боффа, он в основном ориентировался на классицистическую архитектуру, итогом чего стал Английский городской клуб, построенный между Старой биржей и Театром в 1841-1842 годах. В конце 19 века, правда, архитекторами Феликсом Гонсиоровским и Эмилем Веем (Felix Gonsiorowski / Emil Vej) в здание были внесены значительные изменения.

К этому времени Одесса уже стала важнейшим европейским портом и торговым центром. Помимо архитекторов, не следует забывать и о том, что значительный вклад в облик города внесли и художники, такие как Карло Боссоли (Carlo Bossoli). Его отец эмигрировал в Одессу, и Карло провел там свою юность и получил там образование. Еще одно значительное имя: сценограф Одесского театра (с 1824 по 1831 гг.) Витторе Пелли (Vittore Pelli) из региона Малькантоне (Malcantone), что недалеко от Лугано. Особенный сюжет: личность и творчество Александра Бернардацци (Aleksandr Bernardazzi), родившегося в 1831 году в Пятигорске, сына Джузеппе Бернардацци (Giuseppe Bernardazzi) и Доротеи Вильгельмины Конради (Dorothea Wilhelmine Conradi), дочери Фридриха Конради (Friedrich Conradi), медика из немецкого Геттингена, который был главным санитарным врачом пятигорского термального курорта.



Приморский бульвар в Одессе, начало 20 века.   Collection privée

Джузеппе Бернардацци происходил из семьи архитекторов и строителей из Памбио (Pambio, сегодня район города Лугано Pambio-Noranco), причем его далекие предки были родом из долины Верзаска. Он активно работал в Санкт-Петербурге, а также в Москве и Кишиневе. Александр Бернардацци - пример того, насколько осторожно нужно относиться к тому, что сейчас модно называть «идентичностью». Сын тичинца и немки, он родился на Кавказе, получил образование в Санкт-Петербурге, долгое время работал в Молдавии, а в 90-х годах 19 века переехал в Одессу. Там он спроектировал и реализовал множество архитектурных проектов, включая Новую биржу (1894-1899 гг.), и сегодняшний Одесский филармонический театр (Одеська державна філармонія).



Потемкинская лестница в Одессе, ок. 1900 г.   Library of Congress

У него получилось внушительное здание, в котором сочетаются цитаты из флорентийской архитектуры, например, большие окна по образцу шедевра проторенессансной архитектуры церкви Орсанмикеле (Orsanmichele, Or San Michele, Ораторий Святого Михаила) с другими видными элементами, такими как монументальная арка над входной лестницей, которая напоминала скорее уже восточную архитектуру. Это здание, в строительстве которого принимали участие и другие тичинцы, такие как скульпторы Марко и Луиджи Молинари (Marco und Luigi Molinari), идеально-типическим образом отражает разнообразную космополитичную культурную среду Одессы, сложившуюся на рубеже 19 и 20 веков.



Новая Биржа, ныне Одесская филармония, построенная Александром Бернардацци, ок. 1894-1899 гг.   Library of Congress

Автор италоязычной версии

Никола Навоне (Nicola Navone) занимает должность заместителя директора Архива современного искусства (Archivio del Moderno) и преподавателем Академии архитектуры в городе Мендризио при Университете итальянской Швейцарии (Università della Svizzera italiana).




Архитекторы из швейцарского Тичино в Одессе

Многих из них до сих пор ошибочно принимают за итальянцев, так что пора внести давно назревшие правки и уточнения.

www.swissinfo.ch

карты, улицы рассказывают, Улицы Одессы, Швейцария, history, история, Одесса

Previous post Next post
Up