ПРЕДИСЛОВИЕ
Все сказанное в этой книге могло бы быть изло-
жено иначе: в виде истории одной из революций
нашего времени, или как изложение ряда мнений,
или, наконец, как личная исповедь революционера.
Частично в ней можно найти и то, и другое, и
третье. Но, даже если эта работа - всего лишь не-
совершенное сочетание истории, личных мнений и
воспоминаний, она все же отражает мое стремле-
ние нарисовать по возможности наиболее полную
и четкую картину современного коммунизма. Мо-
жет быть, некоторые его особенности, более тех-
нического характера, здесь и отсутствуют, но от
этого, я надеюсь, общая картина получилась и
проще, и ясней.
Я попытался отвлечься от моих личных проблем,
не касаться их. Мое положение в настоящее время,
в лучшем случае, неопределенное и я вынужден
поэтому заносить мои- личные наблюдения и пе-
реживания наспех, хотя и отдаю себе отчет, что
более детальный анализ мог бы многое добавить
и, возможно даже, изменить некоторые сделанные
мною выводы.
Я не претендую произнести мудрые слова или
найти выход из огромного конфликта, болезнен-
ных превращений и объединительных процессов,
происходящих в современном мире. Я полагаю, что
эта задача непосильна ни одному человеку ни в
одной стране. Я не претендую также на знание
другого мира, кроме коммунистического, - того
коммунистического мира, в котором я имел счастье
или несчастье жить. Когда я говорю о внешнем
мире, то делаю это только для того, чтобы пока-
зать в перспективе мой собственный мир, сделать
его сущность яснее.
Почти все, о чем говорится в этой книге, уже
было сказано где-нибудь раньше, хотя и сказано
иначе. Может быть, в ней найдутся кое-какие но-
вые оттенки и настроения и несколько новых мыс-
лей, - вот и все. Если это случится, то этого будет
для меня вполне достаточно. Моя заслуга может
заключаться в том, что, находясь в совершенно
особом положении, я на собственный лад выска-
зался тут о вещах, давно- известных и знакомых
другим и о которых они выражали, возможно, свое
собственное мнение.
Читатель не должен искать в этой книге какой
нибудь философской системы - социальной млн
другой, даже в тех местах, где я не мог избежать
общих суждений. Я пользовался общими суждени
ями, чтобы нарисовать картину коммунистическо
го мира, а не для философствования.
Метод рефлективного наблюдения был не толь
ко особенно близок моему сердцу, но и представ
лялся мне наиболее подходящим для изложение
моего материала. Мои предпосылки могли бы быт
подкреплены и мои выводы обоснованы путем ци
тат, статистических данных и настоящих докуме
тов. Но я хотел высказать свои мысли возможна
проще и точнее, и прибег поэтому к рассуждениям
и логическим доводам, сведя до минимума числ \
цитат и статистических данных.
Мне кажется, что такой метод лучше всего под
ходит к тому, что мне хотелось сказать, и к мо
ему способу писать и мыслить.
В качестве интеллигента я прошел в своей соз
нательной жизни весь путь, открытый для комму
ниста: от низшей до высшей ступени иерархи
ческой лестницы, от местных и национальных д \
международных форумов, и от образования ком
мунистической партии и подготовки революции д\
установления так " называемого социалистическог
общества. Никто не принуждал меня принимать
коммунизм или отказываться от него. Я был волен
решать, как хотел, повинуясь своим убеждениям,
свободно, насколько человек вообще может дей-
ствовать свободно. И хоть я разочаровался, я не
принадлежу к числу тех, у кого разочарование
бывает особенно острым и доводит до крайностей.
Я отходил от коммунизма постепенно и сознатель-
но, по мере того, как передо мною вырисовывалась
та картина и те выводы, которые я излагаю в этой
книге. По мере того, как я все больше отчуждал-
ся от реальности современного коммунизма, я все
ближе подходил к идее демократического социа-
лизма. Эта эволюция нашла, конечно, отражение
в этой книге, но не является главной целью моих
высказываний.
Я считаю излишним критиковать коммунизм, как
идею. Идеи равенства и братства между людьми,
которые существовали в различных формах с тех
пор, как существует человеческое общество, и ко-
торое современный коммунизм признает на сло-
вах, - являются принципами, которые будут всег-
да вдохновлять борцов за прогресс и свободу. Под-
вергать эти идеалы критике было бы так же оши-
бочно, как тщетно и нелепо. Желание достичь их
- мечта всего человечества.
Не занимался я также и подробной критикой
коммунистической теории, хотя такая критика нуж-
на и полезна. Я сосредоточил свое внимание на опи-
сании современного коммунизма, и касался тео-
рии лишь там, где это было необходимо.
В этой небольшой книге невозможно передать
все свои наблюдения и поделиться всем своим опы-
том. Я ограничился самым существенным, прибе-
гая к обобщениям там, где их нельзя было из-
бежать.
Этот отчет может показаться странным тем, кто
живет в некоммунистическом мире. Но те, кто жи-
вет в коммунистическом мире, не найдут в нем
ничего необыкновенного. Я не претендую на исклю-
чительную заслугу оттого, что даю картину этого
мира и высказываю мысли, касающиеся его. Это
просто картина и мысли того мира, в котором я
живу. Я - продукт этого мира. Я принимал уча-
стие в его строительстве. Теперь я один из его
критиков.
Это заявление может показаться непоследова-
тельным только на первый взгляд. Я боролся в
прошлом и борюсь теперь за лучший мир. Эта борь-
ба может не дать желаемых результатов. Логика
моих действий, однако, заключается в длительно-
сти и непрерывности этой борьбы.
vtoraya-literatura.com
https://vtoraya-literatura.com/pdf/dzhilas_novyj_klass_1961_text.pdf