Немецкий путь бабушки Ивана Грозного

May 31, 2024 03:39


24.09.2010

Софья Палеолог, бабушка Ивана Грозного, прибыла в Москву из Рима по ганзейскому маршруту через Любек. К этому времени столетия немецкой Ганзы в Новгородском княжестве и других русских землях были уже почти сочтены...



Любек

История немецкой Ганзы. Часть V

Традиционный путь немецких купцов в Великий Новгород и другие русские города пролегал по воде. Поездки начинались в ганзейских портах Штральзунд, Висмар, Росток, Гданьск, Гамбург, Любек и на острове Готланд. В 1472 году этой же дорогой через Любек из Рима в Москву проследовала Софья Палеолог - племянница последнего императора Византии, ставшая женой московского князя Ивана III. Того самого Ивана Великого, который разгонит Новгородскую контору Ганзы, конфискует все товары ее купцов на 96 тысяч марок, а самих иноземных торговцев заточит на несколько лет в темницу.

Торговый флот Ганзы



Когги - ганзейские парусники

Ганзейские корабли следовали к русским землям через Балтику до Финского залива. Один крупный парусник типа "когг" вмещал до двухсот тонн груза, "холк" и "каравелла" до 300 и даже 400 тонн, то есть десять современных автомобильных фургонов или полтора десятка морских контейнеров. В целом, как рассказывает известный французский исследователь Ганзы Филипп Доллингер, ее купеческий флот насчитывал около тысячи судов общей грузоподъемностью 60000 тонн. По этому показателю Ганзейский союз c большим отрывом опережал Голландию и Англию, мог дать фору Франции и Испании.

В случае необходимости, а возникала она с незавидной регулярностью, грузовые корабли вооружали и использовали в качестве боевых. С кем только ни сражалась Ганза на море! Чаще всего - c Данией и Англией, с Францией - всего один раз. С российскими княжествами морских баталий или каперских войн не было. Они во времена величия Ганзы всерьез не претендовали на долю балтийского пирога, хотя и пытались добиться разрешения для своих купцов свободно ходить в Любек и за сукном во Фландрию. Тщетно. Споры с русскими княжествами Ганза решала методами переговоров, подарков и торговых блокад.

Весы и меч



Фонтан Луны и богиня правосудия Фемида в Люнебурге

Причиной морских войн, если их начинала сама Ганза, была исключительно защита ее экономических интересов - торговых монополий и привилегий. В этих вопросах она компромиссов не знала, и конфликты завершались, как правило, не только подтверждением всех старых привилегий, но и завоеванием новых, а также выплатой компенсаций за потери, понесенные ганзейскими купцами.

Территориальных войн Ганза не вела, да и вести не могла, не имея государственного статуса. Она даже не являлась юридическим лицом, в отличие, заметим, от ее заграничных торговых контор, имевших свои уставы и печати. Иногда Ганза захватывала прибрежные крепости (например, в Дании), используя их в качестве аргумента в ходе мирных переговоров. Ганзейский союз имел такую силу, что реально влиял на вопросы передачи власти и наследования престолов в скандинавских странах, но это - тема отдельная и не менее увлекательная, чем торговля с русскими землями.

Тевтонский орден, Ганза и Россия

Что касается войн, особое положение в истории Ганзы и ее отношений в Восточной Европе занимает Тевтонский орден - единственное территориальное княжество, входившее в этот городской союз. Немецкие рыцари-крестоносцы владели обширными землями не только в Пруссии, откуда, в первоу очередь, шло ганзейское зерно, но и в Ливонии, которая непосредственно граничила с русскими территориями.



Кафедральный собор в Любеке

Многочисленные конфликты Ордена с русскими княжествами отрицательно отражались на ганзейской торговле. В 1468 году из-за очередного кризиса Новгородская контора на несколько лет была переведена в Нарву. До этого в 1424 году из-за нападений на русские корабли были взяты в заложники 150 немецких купцов, из которых 36 умерли в заточении.

Во время таких конфликтов контору в Великом Новгороде закрывали, ценности, кассу и архив перевозили на Готланд в Висбю, а ключи от дворов и церкви передавали на хранение особо доверенным новгородцам - архиепископу города и архимандриту Юрьева монастыря. У них же они хранились в межсезонье - в те годы, когда купцы, зимовавшие в конторе, покидали ее, а первый летний караван еще не прибыл.

Ганза и пираты

Часто и успешно Ганза воевала с морскими разбойниками, особенно в начале своего существования. Один из пиратов - Клаус Штёртебекер (1360-1401), своего рода балтийский Робин Гуд, стал настоящим фольклорным персонажем. Свою лихую голову легендарный флибустьер потерял на ганзейской плахе в Гамбурге. Пиратам было, чем поживиться на кораблях, особенно тех, что возвращались из российских походов. Они везли не только пушнину и воск, но и товары, доставленные русскими купцами с Востока и перекупленные ганзейскими торговцами - пряности, шелковые ткани, драгоценные камни, украшения...

Ласт - две тонны



Вид на Штральзунд с острова Рюген

Для расчета грузоподъемности своих судов ганзейские купцы и перевозчики пользовались собственной единицей измерения - Last. Один ласт (вес, масса, загрузка) - количество товара, которое можно было перевезти, подвезти в порт на упряжке из четырех лошадей. При расчетах груза для парусников применялись специальные формулы. Например, 100 подвод зерна (100 ласт), каждая по две тонны, приравнивались к 80 подводам, груженным бочками с сельдью. Ласты бывали самые разные - пушные, соляные, пивные, восковые, суконные...

По русским землям

Чтобы продолжить путь в Великий Новгород от ливонского побережья Балтики по Ладожскому озеру и вверх по течению Волхова, товары с морских торговых парусников перегружали на русские ладьи. Согласно договору с Новгородом, от Невы ганзейские грузы должны были перевозиться на русских кораблях, а разгружаться - русскими артелями. За этим правилом строго следили, а любое нарушение грозило обернуться штрафом.

Водная дорога через Ладогу и Волхов оставалась наиболее популярной и после возникновения сухопутного маршрута от Риги через Псков и Тарту (Dorpat) - самый восточный город Ганзейского союза. Из Тарту товары везли до озера Ильмень, где перегружали на лодки, которые на последнем этапе тащили волоком.

Купцы, прибывавшие по воде, при размещении на немецких подворьях пользовались преимуществом перед сухопутными ездоками. Где именно будет жить тот или иной купец, решал жребий. Ни один из немецких купцов не имел права находиться в Новгородской конторе более одного года и одного дня. Зимний взнос в общую кассу был вдвое выше летнего. Раз в году доходы конторы, складывавшиеся из платы за проживание, а также отчислений с оборотов и штрафов, переправлялись в Висбю или Любек, позже - в ливонские города.



Роспись собора в Любеке

В Новгороде товары переносили на один из дворов ганзейской конторы - Готский или Немецкий. Первый, возникший раньше, находился ближе к берегу Волхова, поэтому его также называли Речным, второй - Горним.

Все постояльцы должны были строго подчиняться уставу и правилам. Прибывая в Новгород, купцы приносили клятву, которую принимал староста церковной общины Святого Петра - второе по значимости лицо после старшины (старосты) всей конторы. Однако с дисциплиной, особенно среди учеников, имелись серьезные проблемы.

Новгородская скра

Из уставов всех четырех заграничных контор Ганзы в наиболее полном виде до наших дней дошел как раз свод законов Новгородской конторы - Новгородская скра. Слово "скра" имеет скандинавские корни. Историкам известно семь ее редакций, из которых пять приходится на период независимой Новгородской республики, еще два судебника было составлено после присоединения новгородских земель к Московскому княжеству.

Скра представляет собой свод административных, гражданских и уголовных норм. Практически в каждом пункте предусмотрены денежные штрафы или наказания - вплоть до смерти за убийство или кражу. "Если кто украдет полмарки серебром или больше, то отвечает своей жизнью. Также, если кто украдет в церкви или в гостинице, в которой живет, на один фердинг (1/4 марки), то равно отвечает своей жизнью", - гласит одна из статей третьей Новгородской скры, датированной 1325 годом. Обнаружили ее в конце 19 века в Любеке при переезде городского архива в новое здание. В 1905 году в Москве был издан первый перевод этого документа на русский язык.

С некоторыми его положениями, а также с причинами закрытия четырех ганзейских контор в Великом Новгороде, Лондоне, Брюгге и Бергене мы познакомим вас в следующей части.


https://www.dw.com/ru/nemeckij-put-babuski-ivana-groznogo/a-6002715

Ганзейский союз, права человека, история Германии, экономика, Запад, теории истории, история, Германия, разоблачая ложь, history, экономика протеста

Previous post Next post
Up