Эксперимент по добыче железа из болотной руды

Apr 24, 2024 00:43







Толкователь

Интересная реконструкция, как добывать железо из болотной руды методами наших предков.

Реконструктор ещё и упростил себе задачу - в поддувало поставил пылесос, а не механические меха.

Руду тоже добыл самым простым способом - это лимонит из берегов речки Устюжны в Вологодской области. А большинство предков добывали её из болот или черпали со дна водоёмов.

Лимонит - очень бедная на железо руда, около 5%.

В итоге у него вышла горсть полуфабриката - губчатого железа, которое далее надо ещё «доводить до ума» в горне.

На эту горсть железа он истратил около 6 ведер древесного угля (который у него был готовый, из магазина - а предки выжигали его из берёзы в ямах).

Я уже писал не раз, что Русь изначально бедна минеральным сырьём. Не было месторождений меди, олова, свинца, серебра, золота. Железо было вот такое низкосортное из болотной руды и очень трудозатратное, чтобы довести его до стадии, когда можно из него сделать какой-то простой продукт вроде подковы, наконечника для плуга или уключины для вёсел. Высокосортное железо Русь импортировала до конца XVII века из Швеции и Германии - на оружие, доспехи, механизмы, инструменты.

Чрезвычайная природная бедность сформировала Русь. Прибавьте к этому тяжёлый климат (плюс бедные почвы), большие расстояния, отсутствие естественных преград для орд врагов и отсутствие выхода к морю - и вы получите главную национальную идею Руси: физиологическое выживание в рамках жестокого мобилизационного управления, способного концентрировать скудные ресурсы.

image Click to view



https://youtu.be/E_vaee1veWg?si=VJKX6-IyBoI-BIVa

Возвращаясь к импорту железа и других металлов Русью.

Этот факт фиксируют с самого завоевания восточно-европейской равнины скандинавами-русами:

Весы и меч стали символами торговой деятельности русов - купцов-воинов, о чём, в частности, свидетельствует описание их внешнего облика, составленное арабским писателем Ахмедом Ибн-Фадланом, который отмечал: «Я видел руссов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились у реки Атыл. И при каждом из них имеется топор, меч и нож, причём со всем этим он никогда не расстается. Мечи их плоские, бороздчатые, франкские».

А это структура внешней торговли Московии и генуэзцев Крыма в XIV-XV веках:

«Рассмотрена структура северной торговли Кафы, в первую очередь пушнины: соболь, песец, горностай, беличий мех, мех куницы и другие меха (встречается даже упоминание белого медведя). Кафа как крупнейший рынок мехов, посредничавший между Севером и Югом, была одновременно средоточием работы по оценке и сортировке пушнины, её выделке и доработке и в конечном счете по производству скорняжных изделий.

К экзотическим товарам Руси относились красные кречеты и белые соколы (отлов вёлся на Северном и Приполярном Урале), моржовый бивень.

Ещё одной важной статьей экспорта был воск и красители (кермес, киноварь).

Рассматривая товарную структуру южного направления импорта на Русь, первое место в нём занимали металлы: золото (из Генуи и Венеции), серебро (из серебряных рудников Испании, отчасти Сардинии, Иллирии), медь, олово, железо, свинец, ртуть.

Отмечается, что все средневековые русские документы XIV-XV вв.. составлялись на итальянской бумаге».

Наше представление о России как «полной таблице Менделеева» - это уже отчасти XVIII и далее XIX век - с освоением Сибири, а также с обнаружением Курской железной аномалии и углей Донбасса. До этого - чрезвычайная природная скудность на ископаемые.

И ещё по теме становления Московии XIV-XV веков на деньги генуэзцев - по Донскому торговому пути.

От нас ускользает, что тот же путь, в то же время проделал Львов - и тоже благодаря торговле с Генуей. Между Крымом и Львовом существовал сухопутный т.н. «Татарский путь» - это ответвление Великого Шёлкового пути. Он шёл из Крыма через Перекоп, далее вдоль Чёрного моря и в районе современной Одессы поднимался на север.

И был путь по Днестру, в устье которого развилась генуэзская крепость Монкастро, ныне Белгород-Днестровский.

Часто укоряют Москву в жестокой работорговле. Но опять же первичное накопление капитала и во Львове в т.ч. шло через торговлю рабами. Посредником на этом пути была Молдавия, тоже приподнявшаяся в то же время на торговле с генуэзцами. Историк Александр Огуй в журнале «Русин», №4, 2010 приводит масштаб этой работорговли:

«Не менее важным товаром для Кафы (а впоследствии и Константинополя) стали невольники («русские», татарские), которые поступали преимущественно через Белгород. Их в галерах по 30 или 60 человек по цене от 30 до 150 дукатов развозили по всей Европе и Северной Африке. Цены на любимый товар для Западной Европы увеличились лишь за 70 лет почти втрое: стоимость русинок, проданных в Милан, составляла в 1367 г. 23-40 дукатов, а в 1429 г. в Венецию - уже 87 дукатов».


https://t.me/tolk_tolk/19514

Русь, Мнение, теории истории, history, разоблачая ложь, железо, история

Previous post Next post
Up