Агент КГБ по кличке Стеклов. Как генсек НАТО Столтенберг стал русофобом 1.

Apr 02, 2024 01:59


15 декабря 2016



Судьба генсека НАТО Йенса Столтенберга вновь оказалась под вопросом: как пишет The Washington Post, на днях в Брюсселе представители избранного президента США Дональда Трампа фактически поставили Столтенбергу ультиматум, вынуждая его согласиться на ряд кадровых перестановок в руководстве альянса. Судьба самого Столтенберга пока ещё неизвестна, но, как предполагает Лайф, Трампу может понадобиться опыт этого бывшего агента КГБ.

31 мая 1991 года. Осло, Норвегия. Помощник резидента КГБ подполковник Борис Кириллов пришёл на встречу с агентом чуть раньше назначенного срока - ведь в таверне "Строторвет" готовили самые лучшие в мире креветки. Кроме того, здесь был и самый лучший аквавит, а тот, кто пробовал рюмку хорошего аквавита со здешними креветками, тот, уж поверьте, всегда найдёт время на маленькие земные удовольствия. Тем более что вечером пятницы можно позволить себе расслабиться и пропустить стаканчик-другой.

Но не успел Кириллов выпить и первой рюмки с терпкой обжигающей жидкостью, как к столику буквально подбежал взволнованный Йенс Столтенберг - самый перспективный агент под кодовым именем Стеклов.

- Это наша последняя встреча, - зло бросил Йенс.

- Что случилось, мой друг? - Кириллов улыбнулся, но потом моментально понял, что парень не шутит.

- Вы продали меня! - прошипел Йенс, готовый лопнуть от ярости. - Я говорил, что мы будем только встречаться и беседовать, только добровольная помощь, что я нигде не буду фигурировать, а вы завели на меня досье?! Агент Стеклов?! Какого чёрта, я вас спрашиваю?!

Кириллов похолодел: свой псевдоним Столтенберг не должен был узнать ни при каких обстоятельствах. Вот что означало бегство старшего оперуполномоченного отдела пропаганды, и, похоже, неприятности только начинались.

- Ты, наверное, шутишь? - безмятежно улыбнулся подполковник. - Или американских боевиков насмотрелся?

- Не ври мне! Твои товарищи продали меня! Они передали досье англичанам, а те подключили наших жандармов. И вчера они пришли к нам домой! Представляешь, какой был скандал!

- Подожди… За нами сейчас наблюдают?

Только сейчас Кириллов заметил у дверей таверны два припаркованных чёрных "сааба", а за столиком у входа - двух громил в одинаковых мышастого цвета костюмах, на лицах которых аршинными буквами читалась аббревиатура POT - Служба полиции и разведки Норвегии.

Вместо ответа Йенс откинулся на спинку стула и нарочито официальным голосом произнёс:

- Господин Борис Кириллов, мне поручено передать вам о готовности Правительства Норвегии оказать вам любую помощь и поддержку, если вы захотите перейти на сторону Правительства Норвегии.

- Спасибо за предложение, - вздохнул Кириллов, - но я вынужден отказаться. Йенс, прости… У меня был приказ из Москвы, а досье на тебя - это чистая бюрократия, формальность, поверь…

- Катись к чёрту!

Борис Кириллов встал из-за столика, бросил на стол несколько купюр и пошёл к выходу, ожидая в любой момент, что его сейчас повалят на пол, заломят руки и закуют в наручники…

…Конечно, сегодня это может показаться странным, что генеральным секретарём НАТО - да ещё и в самый напряжённый момент отношений между Россией и странами Запада! - руководит бывший агент КГБ по кличке Стеклов, но это странно только на первый взгляд.

История о несостоявшейся вербовке практически никак не сказалась на карьере Йенса Столтенберга - ведь речь шла не просто о начинающем политике, а об отпрыске одного из самых влиятельных семейств Норвегии, которых в прессе уже много десятилетий именуют как "норвежские Кеннеди".

И это вовсе не преувеличение: так, отец Йенса - Торвалд Столтенберг - был лидером правящей Народной рабочей партии Норвегии, входил в парламент, несколько раз получал министерские посты - от министра обороны до шефа МИД. В правительстве работала и его мать Карин - к примеру, одно время она руководила внешней торговлей Норвегии, потом курировала работу Министерства по социальной политике. Ещё один член клана - министр-многостаночник Йохан Хольст, руководивший и военным ведомством, и полицией, и внешней политикой.

Впрочем, должности здесь совершенно не важны, ведь главный секрет могущества "норвежских Кеннеди" кроется в их жёнах: сёстры Карина и Марианна являются представителями богатейшего в стране семейства Хейберг, банкиров и промышленников.

Особенно же известной фамилия Хейберг стала в годы Второй мировой войны, когда в Норвегии установился лояльный Третьему рейху режим Видкуна Квислинга. Именно в те годы в нацистском "Евросоюзе" взошла звезда Кирстен Хейберг - норвежской киноактрисы, которую часто сравнивали с самой Марлен Дитрих. Вскоре её узнала и вся Германия: Кирстен вышла замуж за немецкого композитора Франца Гроте, приятель которого, группенфюрер СС Ханс Хинкель, как раз был чиновником Министерства народного просвещения и пропаганды Третьего рейха, кто отвечал за чистку немецкой культуры от "расово чуждых еврейских элементов".

Разумеется, при таком покровительстве Кирстен были открыты все дороги - и в кино, и в театр, и в высокосветские салоны, где часто веселился другой знатный представитель Хейбергов - Аксель Хейберг Стенг, один из ближайших советников Квислинга. Именно благодаря этому господину с внешностью типичного арийского аристократа все заводы, шахты и рудники, принадлежавшие членам клана, были обеспечены бесплатной рабочей силой - узниками норвежских концентрационных лагерей, как правило советскими военнопленными.

Норвежские шахты в годы войны работали в три смены, ведь военной машине вермахта позарез были нужны железная руда, медь, никель, цветные металлы, сера. И цена бесперебойной работы шахт - 13 тысяч погибших от непосильной работы пленных красноармейцев (всего же, по данным наших историков, в нацистских концлагерях Норвегии содержалось до 75 тысяч советских военнопленных).

Конечно, юному Йенсу Столтенбергу, появившемуся на свет весной 1959 года, было невыносимо думать, что в основе его клана "норвежских Кеннеди" могут лежать вовсе не семейные накопления, но деньги нацистов. Поэтому он, как и многие его сверстники в то время, вырос настоящим леваком и коммунистом.

В политику он пришёл ещё со школьной скамьи - в 15 лет, став членом ультралевой организации "Красная молодёжь". Вернее, его туда привела старшая сестра Камилла, вращавшаяся среди студентов-анархистов и поклонников "Красных бригад".

Сначала над ними откровенно посмеивались, дескать, наша золотая молодёжь с жиру бесится, но потом таких маменькиных и папенькиных сынков становилось всё больше и больше.

Не спасли и уговоры отца: в 1956 году Торвалд Столтенберг сам пробовал участвовать в мировых революциях и даже отправился поддержать восстание в Будапеште. И еле-еле унёс ноги из-под гусениц советских танков. С тех пор он стал осмотрительнее, осторожнее и гораздо консервативнее.

- Насилием ничего добиться нельзя, сынок, - увещевал он отпрыска. - Нужно уметь выслушивать все точки зрения, находить компромиссы…

- Революция не получилась у вас, папа, получится у нас, - заявлял самоуверенный Йенс, который уже в 16 лет принимал активное участие в демонстрациях против войны во Вьетнаме.

Кстати, одна из акций переросла в настоящие беспорядки, когда студенты начали закидывать камнями Посольство США в Осло. Несколько членов "Красной молодёжи", включая Камиллу, тогда были схвачены полицией и осуждены, но сам Йенс смог отбиться от полицейских.

Вообразив, будто бы в Норвегии начинаются репрессии, Йенс, по собственному признанию, собирался даже отправиться с бригадой анархистов на какой-нибудь тропический остров, к примеру на Гаити, чтобы устроить там революцию, став новым Че Геварой или Фиделем Кастро.

Но в итоге всё обошлось. После службы в армии он поступил на экономический факультет Университета Осло, затем женился на однокурснице Ингрид (сейчас у Столтенбергов двое взрослых детей). После окончания вуза Йенс решил стать журналистом и устроился на работу в газету Arbeiderbladet, привлекая внимание общественности пылкими статьями, в которых призывал власти Норвегии выйти из агрессивного блока НАТО.

Именно тогда на него и обратили внимание и в резидентуре КГБ в советском посольстве.

…Первая встреча Кириллова и Йенса Столтенберга состоялась как будто бы случайно: во время выставки какого-то левака-авангардиста. Советский дипломат поразил Йенса неожиданно глубоким знанием тенденций современного искусства. Они отправились вместе попить кофе, потом долго гуляли по липовым аллеям в центре Осло, спорили о новом советском генсеке Горбачёве и его perestroyke.

Йенс был недоволен:

- Советский Союз не должен идти на уступки мировой клике капиталистов! - горячо доказывал он. - Да, сейчас вам тяжело живётся, вам кажется, что коммунистический эксперимент был неудачным, но поймите, что Советский Союз - это путеводный маяк для всего мира. Скоро к вам присоединятся европейские братья по классу, вам станет легче!

Кириллов кивал, чем вызывал уважение Йенса - приятно же, когда к тебе прислушиваются дипломаты восточного соседа, которых в доме его отца принимали с таким подобострастием.

Когда же в 1985 году Столтенберг возглавил Молодёжную рабочую лигу, встречи продолжились, только теперь условным местом для них стала уютная старинная таверна "Строторвет". Они сидели за крайним столиком у окна, пили аквавит и шумно спорили обо всём на свете - о сталинизме, о роли советских спецслужб, о том, что Горбачёв и его команда всё больше и больше предают идеалы социализма и революционного движения, тогда как западные капиталисты только и мечтают, как возродить фашизм.

Для Йенса это была больная тема: он прекрасно видел, как все высшие круги Норвегии предпочитают замалчивать свою роль в событиях Второй мировой войны. Да, Квислинга, как и некоторых его высокопоставленных приспешников, казнили, но многие чиновники оккупационной администрации, сотрудничавшие с немцами, отделались весьма незначительными наказаниями. Того же Акселя Хейберга сначала осудили на 20 лет тюрьмы, но в 1956 году его, как и всех прочих министров из кабинета Квислинга, помиловали и отправили на заслуженный отдых - на собственную виллу у тихого лесного озера.

Но что самое главное, политика денацификации практически никак не затронула тех промышленников, кто исправно поставлял продукцию и сырьё для нужд вермахта. У власти в Норвегии формально находились социалисты из респектабельной и буржуазной Народной рабочей партии Норвегии, но на деле страной правили всё те же представители богатейших семейственных кланов.

Они общались всё чаще и чаще. Столтенберг был готов работать на Советы, но только - в этом вопросе он был принципиален - на совершенно добровольной основе. То есть никаких подписок о сотрудничестве, никаких обязательств и, главное, никаких денежных вознаграждений.

- Я не хочу, чтобы кто-то смог бы упрекнуть меня в материальной заинтересованности, - объяснял он. - Нет, это принципиальный момент: мы встречаемся и беседуем только по идеологическим причинам.

Йенс не знал, что ещё в день знакомства Борис Кириллов по всем инструкциям составил на него досье, где и придумал псевдоним - товарищ Стеклов.

Вербовке сына самого Торвалда Столтенберга придали в Москве огромное политическое значение, особенно после череды провалов КГБ в Норвегии в начале 80-х. Самый громкий и знаковый эпизод: дело норвежского дипломата Арне Трехолта, арестованного в 1984 году.

Интересно, что свою карьеру Трехолта также начал с работы журналистом в одном из изданий Народной рабочей партии, позже он ушёл работать по внешнеполитической линии. И довольно успешно - в конце 70-х Трехолт был назначен советником в представительство Норвегии при ООН в Нью-Йорке. Там его и завербовали агенты КГБ, после чего молодой дипломат стал передавать в Москву секретные документы - от планов норвежских складов тяжёлого вооружения для армии США до аналитики по поводу советского военного вторжения в Афганистан.

Выдал дипломата предатель - полковник Олег Гордиевский, который охарактеризовал Трехолта как одного из десяти самых значимых агентов КГБ.

Трехолта взяли с показным шумом, на страницах норвежских газет буквально нагнеталась настоящая истерия: "Агенты КГБ везде!"

Продолжение следует




Агент КГБ по кличке Стеклов. Как генсек НАТО Столтенберг стал русофобом

Судьба генсека НАТО Йенса Столтенберга вновь оказалась под вопросом: как пишет The Washington Post, на днях в Брюсселе представители избранного президента США Дональда Трампа фактически поставили Столтенбергу ультиматум, вынуждая его согласиться на ряд кадровых перестановок в руководстве альянса....

life.ru

красножелтая игра, Совок, права человека, спецслужбы ЕС, СССР, история, кто есть кто, Империя Зла, Норвегия, history, разоблачая ложь, спецслужбы, Трамп, КГБ

Previous post Next post
Up