27 мая 2023
К середине января 1944 года советские войска создали два оперативных плацдарма к западу от Днепра. Эти плацдармы угрожающе нависали над южной группировкой немецко-фашистских войск. Только в двух местах гитлеровцы ценою огромных усилий еще удерживали берег Днепра. Здесь фронт глубоко вдавался в сторону советских войск, образуя Корсунь-Шевченковский и Криворожско-Никопольский выступы.
В Корсунь-Шевченковском выступе противник сосредоточил свыше десяти дивизий численностью более 80 тысяч солдат и офицеров, надеясь предпринять отсюда наступление на Киев и восстановить оборону по западному берегу Днепра.
Корсунь-Шевченковская группировка врага сковывала действия войск 1-го и 2-го Украинских фронтов. Советское командование решило мощными встречными ударами под основание выступа начать внезапное и стремительное наступление, соединиться в районе Звенигородки - Шполы, окружить гитлеровцев и уничтожить их.
И вот сражение началось. Советские воины смело и решительно взломали оборону фашистских войск, продвинулись далеко вперед и, несмотря на отчаянные попытки противника ликвидировать наш прорыв, 28 января ворвались в Звенигородку. Здесь 155-я танковая бригада 20-го танкового корпуса соединилась с подвижным отрядом 6-й танковой армии. Произошла встреча войск 1-го и 2-го Украинских фронтов.
В результате пятидневных ожесточенных боев крупная вражеская группировка была окружена.
8 февраля, желая предотвратить бессмысленное кровопролитие, советское командование предъявило окруженным войскам противника ультиматум, в котором командующие 1-м и 2-м Украинскими фронтами писали:
«Сорок второй и одиннадцатый армейские корпуса немецкой армии находятся в полном окружении. Войска Красной Армии железным кольцом окружили эту группировку. Кольцо окружения все больше сжимается, все ваши надежды на спасение напрасны. Посланные вам на помощь немецкие 3, 11, 13, 16, 17 и 24 танковые дивизии при попытке прорваться к вам на помощь разгромлены, а остатки их окружены и уничтожаются. Попытки помочь вам боеприпасами и горючим через посредство транспортных самолетов провалились. Только за два дня 3 и 4 февраля наземными и воздушными силами Красной Армии сбито более 100 самолетов Ю-52. Вы... отлично понимаете, что не имеется никаких реальных возможностей прорвать кольцо окружения. Ваше положение безнадежно и дальнейшее сопротивление бессмысленно. Оно приведет только к огромным жертвам среди немецких солдат и офицеров».
Далее в ультиматуме излагались условия капитуляции.
В архиве Министерства обороны СССР хранится донесение старшего инструктора Политуправления 1-го Украинского фронта лейтенанта А. В. Смирнова, в котором сообщается о некоторых обстоятельствах вручения ультиматума.
«За 2 часа, - говорится в донесении, - началось предупреждение немецких частей о нашем переходе при помощи громкоговорящих звукоустановок, а также через боевую рацию. Было получено сообщение, что передача по рации услышана...
... Мы вышли в 15 ч. 30 м. В середине находился парламентер (подполковник Савельев), слева от него я с белым флагом большого размера, справа - горнист (рядовой Кузнецов). Временами мы останавливались, горнист играл сигнал, а я размахивал из стороны в сторону флагом. Сначала с фронта выпустили одну пулеметную очередь, затем через некоторое время вторую...
Вскоре от переднего края противника отделилась небольшая группа людей, размахивавших каким-то белым предметом. Мы направились навстречу этой группе.
... Солдаты повели нас по дороге к Стеблеву. Солдат явно интересовало необычное зрелище, и они, улыбаясь, начали рассказывать о зимних холодах и прочее. В этот момент один из офицеров, появившийся впереди, стал кричать, чтобы нам завязали глаза. Солдаты исполнили требование, использовав наши платки. С этого времени мы находились с завязанными глазами вплоть до прибытия на место вручения ультиматума».
Парламентеров с завязанными глазами повезли в Корсунь-Шевченковский и только там, в штабе, им была предоставлена возможность вручить ультиматум.
«На следующий день 9.2.44 г., до 12.00 мы ждали ответа от немцев, - писал в своем докладе парламентер подполковник А. П. Савельев. - Ответа не последовало. От перешедших накануне перебежчиков мы узнали, что немцы ждут освобождения из окружения».
Стало ясно, что ультиматум отвергнут.
С утра 10 февраля войска 2-го Украинского фронта во взаимодействии с частями 1-го Украинского фронта перешли в решительное наступление, расчленяя и уничтожая окруженную группировку. Ожесточенные бои не прекращались и на внешнем фронте. Противник подтянул крупные силы пехоты и танков. Но благодаря активным маневренным действиям наших войск и героической стойкости солдат и офицеров продвижение фашистов было остановлено. Дни окруженной группировки были сочтены.
Большую работу вели в это время члены комитета «Свободная Германия», который был создан в 1943 году из солдат, офицеров и генералов, находившихся в советском плену. Члены комитета поставили перед собой цель - вести борьбу за быстрое окончание войны, за свержение фашистского порядка в Германии.
Вице-президент комитета «Свободная Германия» и другие представители этой организации в феврале прибыли в район окруженной Корсунь-Шевченковской группировки и начали разъяснительную работу с немцами.
Вот одно из писем, адресованное вице-президентом комитета окруженным войскам:
«Я обратился к вашим командирам корпусов и дивизий и заклинал их перестать выполнять приказы Гитлера, потому что эти приказы ведут вас к гибели. Взамен этого я указал им единственный путь, который еще может вас спасти.
Этим путем является немедленное прекращение военных действий и переход на сторону движения «Свободная Германия»...»
Однако фашистское командование отказывалось внять благоразумным советам и требовало от своих солдат продолжать сопротивление. Когда фронт окруженных был до предела сжат, немецкие войска решили последний раз сделать попытку прорваться. В ночь на 17 февраля двумя большими колоннами они двинулись из района Шендеровки на юго-запад.
Советские войска встретили врага мощным огнем. В бой были введены танки и кавалерия.
Каждый час этого сражения был отмечен замечательными подвигами советских воинов. Архивные материалы сохранили для нас имена многих героев, отличившихся в боях под Корсунь-Шевченковским. Это командир минометного взвода Сергей Постевой, уничтоживший в одном бою танк, самоходное орудие и несколько гитлеровцев, танкист Николай Тарасов, первым ворвавшийся в город Лебедин, командир артиллерийского полка Василий Новиков, это сотни других солдат, сержантов и офицеров.
Вот строки из наградного листа на наводчика младшего сержанта Максима Коняшкина, представленного к званию Героя Советского Союза:
«... Наводчик Коняшкин... подпустил немецкие танки на 600-800 м, открыл огонь и поджег два танка, один транспортер. Противник, пытаясь огнем и гусеницами уничтожить орудия, подошел к орудию двумя танками на расстояние 150-200 м. Тов. Коняшкин вступил в единоборство с ними, поджег оба танка. Атака противника была отбита с большими для него потерями.
Противник вторично предпринимает наступление на 94 гвардейскую стрелковую дивизию в районе высоты 148,1 и деревни Юрковка силою до 34 танков, 6 бронетранспортеров, батальона пехоты и около 200 парашютистов, высадившихся восточнее высоты 217,5. Наступление прикрывалось налетами авиации...
Противник... предпринимал ожесточенные атаки. В этих боях наводчик Коняшкин поджег 2 танка, 2 бронетранспортера, уничтожил два взвода пехоты».
А вот выписка из другого наградного листа:
«Гвардии рядовой т. Сергиенко Н. Е., участвуя в ликвидации окруженной группировки противника в селе Почапинцы, 17.2.44 г. проявил исключительное геройство, мужество и умение в использовании всей мощи оружия... В напряженных уличных боях т. Сергиенко уничтожил 147 немецких солдат и офицеров, взял в плен 43 человека, из них семь офицеров...»
Гвардии рядовой Сергиенко был удостоен звания Героя Советского Союза.
Корсунь-Шевченковская битва окончилась нашей замечательной победой. В ходе боев гитлеровцы потеряли тысячи солдат и офицеров. На поле боя осталось большое количество военной техники врага.
Советские воины в трудных боях проявили высокое мастерство, массовый героизм. Многие части и соединения получили почетные звания «Звенигородских» и «Корсуньских». Тысячи солдат и офицеров были награждены орденами и медалями Советского Союза.
Корсунь-Шевченковская операция еще раз показала высокий наступательный дух наших воинов, преимущества советского военного искусства, создала условия для перехода советских войск в новое большое наступление и закрепила уверенность каждого советского человека в скором и окончательном разгроме фашистского рейха.
Д. ВОСКОБОЙНИК, научный сотрудник архива Министерства обороны СССР (1964)
dzen.ru