Подготовка тотальной войны. Советские приказы 1946-1953 годов 2.

Aug 18, 2023 16:45


1.

Приказы Василевского

Чтобы упредить нехватку офицеров в ходе начавшегося роста вооружённых сил, а также чтобы часть командного состава осталась в запасе для восполнения потерь в случае войны, 21 апреля 1949 года был отдан приказ №078 о замене "отдельных офицерских должностей старшинами - старшими сержантами сверхсрочной службы в штатах стрелковых, пулемётно-артиллерийских, бронетанковых соединений и частей мирного времени". Показателен приведённый перечень войск и их предназначение. Очевидно, что высокая квалификация не требовалась тем, кому в представлении Сталина о будущей войне отводилась роль "чернорабочих" - гнать рядовых и идти самим под атомный контрудар противника.

А вот уровню подготовки лётчиков, напротив, уделялось пристальное внимание - поскольку ВМФ США превосходил СССР, для отражения контрудара с моря предпринимались соответствующие усилия. Приказ 17 июня 1949 года №0055 предписывал сформировать восемь морских авиационных бомбардировочных полигонов на Баренцевом, Балтийском, Чёрном, Жёлтом и Охотском морях: "На морские бомбардировочные полигоны возложить обеспечение тренировки ВВС ВС и авиации ВМС в бомбометании по движущимся и неподвижным морским целям".

Не забывали руководители СССР и о биологическом оружии: 19 июля 1949 года был отдан приказ №00107 о реорганизации Научно-исследовательского института эпидемиологии и гигиены вооружённых сил. Фактически же в документе речь идёт об увеличении значения и размеров этого учреждения, которое разделялось на: 1) Научно-исследовательский институт эпидемиологии ВС; и 2) Научно-исследовательский институт гигиены ВС. Первый оставался в Кирове (Вятке), и ему передавались помещения, которые ранее занимал весь институт. Второй же передислоцировался в Свердловск (Екатеринбург) в здание Свердловского пехотного училища. Для института гигиены предусматривалось строительство новых производственных, жилых и хозяйственных помещений, а также передача ему дополнительного автотранспорта.

Начальниками созданных институтов и их замами по научно-исследовательской работе стали, соответственно, подполковник Николай Николаев и полковник Михаил Файбич, генерал-майор Николай Копылов и полковник Николай Гинсбург. Это - ключевые лица и учреждения советской программы подготовки к наступательной бактериологической войне в 1930-1940-х годах. Они выращивали вирулентные штаммы чумы, культивировали бациллы сибирской язвы, выявляли токсины ботулизма, методы хранения, концентрирования и боевого применения биологического материала, в том числе с помощью авиабомб, испытывали заразное оружие на живых людях. Вождь очень ценил опыт, знания и усилия таких специалистов и управленцев: за свои достижения Гинсбург и Файбич удостоились Сталинской премии.

Командный состав, включая офицеров запаса, готовили для войны будущего, не полагаясь лишь на его опыт, пусть и полученный на кровавых полях Второй мировой. Специально для тех офицеров, кто участвовал в войне с Германией, но не обладал законченным средним образованием, 23 июля 1949 года приказом №0153 создавались годичные подготовительные курсы на 390 человек для подготовки кандидатов к поступлению в военные академии СССР. 20 декабря 1949 года последовал приказ №132 о создании по типу вечерних школ курсов общеобразовательной подготовки для офицеров вооружённых сил (причём не только ветеранов), не обладавших законченным средним образованием. Прошедший эти курсы мог хотя бы мечтать о генеральской должности или даже пытаться дослужиться до неё. 28 декабря 1949 года был издан приказ №0266 о допуске к конкурсным испытаниям в военные академии офицеров с полным средним и ускоренным военным образованием - наравне с офицерами, окончившими полный курс военных училищ. Кадровая мобильность усиливала соперничество между не очень хорошо образованными ветеранами и лучше подготовленными, но не нюхавшими пороху выпускниками офицерских училищ, что повышало мотивацию всего среднего комсостава армии.



Огромные усилия прилагались для подготовки к возможному американскому ядерному ответу с воздуха. Приказ 12 января 1950 года №0012 министра вооружённых сил маршала Василевского гласил: "Во исполнение постановления Совета Министров Союза ССР (т.е. Сталина. - А.Г.), Генеральным штабом ВС была организована проверка службы в[оздушного] н[аблюдения] о[повещения и] с[связи] войск ПВО страны и Дальнего Востока. Проверкой установлено, что организация службы ВНОС построена правильно и способна обеспечить своевременное оповещение о воздушной обстановке". Найденные отдельные недостатки планировалось устранить в течение 1950 года.

23 января 1950 года для лётного состава ВВС за тренировочные полёты днём и ночью в сложных метеорологических условиях вводились льготы - ускоренное присвоение воинских званий, денежные премии за каждый час налёта, а за налёт 50 и более часов - даже награждение медалью "За боевые заслуги", орденами Ленина, Красной Звезды и Красного Знамени.

21 февраля Сталин издал постановление о расширении подготовки военных научно-педагогических кадров через адъюнктуру высших военно-учебных заведений.

Дополнительные офицерские кадры в 1948-1950 гг. ковали не впустую: 18 февраля 1950 года по армии был объявлен указ Президиума Верховного Совета СССР об увеличении действительной службы для рядового состава сухопутных и внутренних войск в полтора раза - до трёх лет. С учётом нового закона весенний призыв 1950 года резко увеличивал советскую армию к лету 1950 года - началу Корейской войны.

Одновременно проводились мероприятия по реорганизации управления вооружёнными силами.

25 февраля последовал указ о разделении Министерства вооружённых сил СССР на Военное и Военно-морское министерства, то есть перед флотом ставились отдельные задачи, не сводившиеся, как ранее, к поддержке операций сухопутных войск. Вспомним, что ранее наркомат ВМФ был выделен из наркомата обороны за полтора года до начала Второй мировой - 30 декабря 1937 года, а вновь объединён 25 февраля 1946 года - на период затишья.

Таким образом, одновременно с реорганизацией, повысившей значение флота, последовало незаметное переименование одного министерства: после разделения то министерство, в которое вошли сухопутные силы, оно не вернуло себе название 1946 года - Наркомат (министерство) обороны, а стало именоваться Военным министерством. Иными словами, министерство защиты стало министерством войны.

4 марта последовало совершенно секретное постановление Совета министров СССР №821-297 о создании Главного военного совета Военного министерства (ГВС ВМ) Союза ССР. Так возник совещательный орган, на заседаниях которого должны были обсуждаться "в первую очередь, вопросы боевой готовности войск, их надлежащего устройства, оснащения вооружением, техникой и другими видами снабжения, вопросы партийно-политической работы в армии и воинской дисциплины". Сталин действовал по отработанному плану. Предшественник ГВС ВМ - Главный военный совет РККА - был создан перед началом Второй мировой войны, 13 марта 1938 года, а распущен 23 июня 1941 года в связи с созданием ставки ВГК после начала советско-германской войны.

В тот же день - 4 марта 1950 года - совершенно секретное постановление №820-296 Совета министров СССР, то есть снова его председателя Сталина - создавало Высший военный совет при Совете министров СССР. Новому органу предписывалось проводить "координацию работы Военного министерства и Военно-морского министерства", а также деятельности военных советов указанных министерств. Председателем созданного Высшего военного совета Сталин назначил себя, что говорит о резком увеличении его внимания к военному делу.

Армия переводилась в режим боеготовности.



Учения: восстановление разрушенного моста, 1951 г.

7 марта 1950 года было принято, а через неделю объявлено по армии совершенно секретное постановление Сталина № 965-346 о железнодорожных войсках: "В целях повышения боевой выучки, мобилизационной готовности и наиболее эффективного использования железнодорожных войск на работах по реконструкции (курсив мой. - А. Г.) и строительству железнодорожных линий Совет министров СССР постановляет: 1. Приравнять железнодорожные войска к специальным родам войск и содержать их вне норм численности Советской армии". В приложенном положении о железнодорожных войсках указывалось, что они предназначаются в том числе "…для обеспечения боевой деятельности Советской армии по восстановлению, строительству, эксплуатации и заграждению железнодорожных линий в военное время".

О том, что военное время может вскоре наступить, свидетельствовал приказ №0088 от 5 мая 1950 года, который предписывал создавать в дивизиях усиленного состава полковые школы, учебные роты, взводы и батареи: "В целях лучшей организации подготовки сержантского состава и сохранения боевой готовности строевых подразделений и частей (курсив мой. - А. Г.) стрелковых, горнострелковых, механизированных и танковых дивизий усиленного состава…"



Установка миномёта на огневую позицию, 1952 г.

Увеличивая интенсивность подготовки офицеров и солдат, руководство страны не забывало и об упомянутом вопросе воинской дисциплины, которой был посвящён приказ военного министра 10 июня 1950 года №00109. Личному составу военной авиации сообщалось о наказании семей "предателей" сообразно постановлению ЦИК СССР 8 июня 1934 года: "Помимо привлечения военнослужащего к ответственности за измену Родине, совершеннолетние члены его семьи, если они чем-либо способствовали готовящейся или совершённой измене, или хотя бы знали о ней, но не довели об этом до сведения властей, караются лишением свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией всего имущества; остальные совершеннолетние члены семьи изменника, совместно с ним проживающие или находившиеся на его иждивении к моменту совершения преступления, подлежат лишению избирательных прав и ссылке в отдалённые районы на 5 лет". Кроме того, виновными оказывались и начальники перебежчиков: "Возложить ответственность за перелёт государственной границы или демаркационной линии нашими самолётами на командира звена, командира эскадрильи, командира авиаполка и командира авиадивизии - за каждый самолёт, входящий в состав подчинённых им звена, эскадрильи, авиаполка и авиадивизии. За перелёт государственной границы или демаркационной линии нашими самолётами, вследствие плохой организации полёта, несут ответственность командиры и начальники, руководившие вылетом и полётом самолёта".

Массовых побегов советских лётчиков в 1950-1953 годах не наблюдалось, хотя в тот период краснозвёздные авиаторы обладали технической возможностью бежать не только в страны Европы, но и прямо в США. Приказы военного министра №00161 и 00171 от 10 и 16 августа 1950 года посвящены учениям с участием Ту-4. Этот тяжёлый бомбардировщик Сталин лично приказал скопировать с "летающей суперкрепости" Б-29 без изменений и пустить в серию с целью получить сотни имитаций этого оружия для того, чтобы ПВО получили возможность отрабатывать отражение американского ядерного контрудара.

Полный радиус действия Ту-4 составлял 2,5 тысячи километров, что позволяло с территории СССР и его сателлитов нанести удар по любой точке Западной Европы (включая Британию), Аляске, Японии, базам на Тайване, Филиппинах, в Сингапуре и Ливии, нефтяным вышкам в районе Персидского залива.

После нападения Северной Кореи на Южную командование американских ВВС предлагало нанести контрудар не по Пхеньяну, а по военным заводам Урала и Сибири, но осторожные политики отклонили эту инициативу. В конце 1950 года с вступлением "добровольцев" Мао конфликт на Корейском полуострове оттягивал на себя львиную долю сухопутных сил США, что сделало Западную Европу для Сталина менее тяжёлой добычей, чем ранее.

СССР получил ещё одну пятилетку для подготовки удара, разрабатывал упомянутую термоядерную бомбу и зенитно-ракетные комплексы, расширял систему подготовки лётчиков ВВС, чтобы гарантировать успех первого этапа Третьей мировой. Признавая роль оружия массового поражения, Сталин понимал, что земли, тем не менее, надо будет завоёвывать с помощью конвенциональных вооружений, и в ходе пятого пятилетнего плана резко выросло производство артиллерии. 2 июня 1951 года по военному министерству был отдан приказ №0122 о сокращении до двух лет срока обучения в 15 артиллерийских училищах с 1 сентября того же года: "В целях восполнения некомплекта в офицерах-артиллеристах…"



Парад в Праге, на здании вывешены портреты Климента Готвальда и Сталина

Несмотря на военно-дипломатические успехи в Восточной Азии и Индокитае, будущая война не виделась руководству СССР лёгкой прогулкой, о чём свидетельствуют выдержки из приказа №00126 от 9 июня 1951 года о мерах по ликвидации отставания в развитии теории стрельбы зенитной артиллерии: "За последние годы отечественной промышленностью создано и поступает на вооружение войск новое ствольное зенитно-артиллерийское вооружение (прежде всего пушки КС-18 (85 мм) и КС-19 (100 мм) для поражения "летающих суперкрепостей". - А. Г.), которое обладает более высокой точностью стрельбы… Вследствие отставания теории зенитной стрельбы требуют неотложной обоснованной отработки следующие важные вопросы: …методика стрельбы по высотным, скоростным (реактивным) и групповым целям при непрерывных массированных налётах; …отработка прибора объективного контроля за стрельбой по высотным, скоростным (реактивным) и групповым целям при непрерывных массированных налётах".



Тот же парад в Праге

В 1951 году в арсенале США было 438 атомных бомб. То есть вождь учитывал мощь американских ВВС и осознавал масштаб потерь в будущей схватке. На это указывает отданный 25 июля 1951 года приказ военного министра СССР №00164, в котором, во исполнение совершенно секретного постановления Совета министров СССР №2342-1120 от 6 июля 1951 г., предписывалось: "К 1 декабря 1951 г. сформировать: а) военно-медицинский факультет при Саратовском медицинском институте, численностью переменного состава 400 слушателей… б) Два военно-медицинских факультета при Куйбышевском и Харьковском медицинском институтах, численностью переменного состава 400 слушателей каждый… Срок обучения на Военно-медицинских факультетах установить 2 года. Начало занятий 15 декабря 1951 г., в последующие годы с 1 сентября". Три факультета создавались в дополнение к уже существующим военно-медицинским образовательным учреждениям. Кроме того, следует помнить, что после Второй мировой войны из армии была уволена в запас львиная доля военврачей, которые не утратили свои знания и навыки к началу 1950-х годов.

Поскольку для восполнения потерь на будущих фронтах и океанских просторах требовалось большое количество офицеров запаса для замещения низовых должностей, 7 августа 1951 года последовал указ Президиума Верховного совета СССР: "Установить, что сержанты, старшины, солдаты и матросы, имеющие высшее и среднее образование, по истечении двухгодичного срока действительной военной службы в Советской армии, трёхгодичного - на кораблях и в частях Военно-морских сил, в которых установлен пятилетний срок службы, и двухгодичного - в остальных частях Военно-морских сил, при наличии положительной аттестации подвергаются испытаниям на звание младшего лейтенанта (и ему соответствующее)…

Сержантам, старшинам, солдатам и матросам, выдержавшим испытания, присваивается звание младшего лейтенанта (и ему соответствующее), после чего они увольняются в запас, а изъявившие желание могут быть оставлены на службе в кадрах Советской армии или Военно-морских сил.

Сержанты, солдаты и матросы, не выдержавшие испытания или не допущенные к испытаниям в аттестационном порядке, продолжают службу в Советской армии или в ВМС до истечения полного срока действительной военной службы в соответствующем роде войск".

Чтобы любой ценой сорвать возможный американский атомный контрудар, в истребительной авиации культивировалось самопожертвование ради поражения цели. Могильным ужасом веет от приказа №0241 от 25 декабря 1951 года: "17 марта 1951 г., выполняя правительственное задание, в неравном воздушном бою, геройской смертью погиб… гвардии капитан Дубровин Василий Матвеевич… Находясь в правительственной командировке (её место - Корея, стыдливо замолчано. - А. Г.), гвардии капитан Дубровин В.М. совершил 21 боевой вылет, во время одного из которых лично сбил вражеский самолёт… В ознаменование геройского подвига… приказываю:

Зачислить… Дубровина… навечно в списки 2-й эскадрильи 72-го гвардейского истребительного авиационного полка. Приказ объявить личному составу… полка". Мёртвый своим незримым присутствием должен был учить живых умирать, но сбивать американские бомбардировщики.

То, что вполне мирные организации могли быть одномоментно поставлены на службу войны, демонстрирует приказ №00114 от 26 мая 1952 года: "Начальнику Главного управления Гражданского воздушного флота маршалу авиации т. Жаворонкову передать в 1952 г. в дальнюю авиацию 150 подготовленных командиров кораблей… с налётом не менее 500 часов… для назначения их на должность командиров кораблей Ту-4 …В дальнейшем передавать из ГВФ… ежегодно 150-200 подготовленных командиров кораблей для укрепления лётных кадров дальней авиации".

О командирах, отошедших к гражданским занятиям, власть тоже не забывала. 19 июля 1952 года был издан приказ № 0156 о создании штатных отделений переменного состава по подготовке офицеров запаса при высших школах Советской армии. Учебные планы должны были включать как годовую, так и сокращённую программу обучения.

Войска постепенно переводили в режим военного времени. Приказ военного министра 21 января 1953 года №16 объявлял обширный перечень должностей рабочих и служащих Советской армии, по которым командиром (начальником) мог быть установлен ненормированный рабочий день. Документ включал широкий спектр лиц - от заведующих складами (хранилищами) до шеф-поваров и от кучеров до директоров предприятий и учреждений…

После деспота

5 марта 1953 года умер Сталин, после чего его приближённые свернули ряд военных программ и провели частичную демилитаризацию страны (и государств-сателлитов). Это видно в том числе по приказам Военного министерства, которое для успокоения наиболее вероятного противника сразу же переименовали в Министерство обороны. Уже через десять дней после кончины вождя, 15 марта "ястреб" Василевский был заменён на хозяйственника Булганина.

Тем не менее, инерция сталинских приготовлений дала себя знать и после его смерти. Приказ №0152 от 9 ноября 1953 года о поощрении личного состава Военно-морских сил за перевод кораблей раскрывает смысл советской программы исследования Арктики 1930-1950-х годов и строительства системы каналов, включая Беломор и Волго-Дон: "В течение 1953 года Военно-Морские силы и органы Министерства морского и речного флота выполнили большую работу по переводу боевых кораблей и вспомогательных судов с заводов Министерства транспортного и тяжёлого машиностроения на наши морские театры и на достроечные базы. Впервые столь большое количество кораблей, особенно подводных лодок, тральщиков, торпедных катеров успешно переведено внутренними водными путями и Северным морским путём на значительные расстояния. Все переводившиеся корабли и вспомогательные суда своевременно завершили эти дальние переходы и в исправном состоянии прибыли в пункты базирования". Но уже некому было отдать приказ об атаке…


https://www.svoboda.org/a/podgotovka-totaljnoy-voyny-sovetskie-prikazy-1946-1953-godov/32529470.html

Совок, СССР, Ядерное оружие, Чижиков, 1952, Империя Зла, history, авиация, права человека, 1950, история, 1953, 1949, Сталин, Оружие, разоблачая ложь, 1951

Previous post Next post
Up