Как российские цари пытались захватить Индию.

Apr 29, 2023 01:39


31 марта 2023

Как российские цари пытались захватить Индию. Почему им это не удалось и при чем здесь ошибки европейских картографов



Пётр I в Дептфорде в 1698 году / Дэниел Маклиз, британский художник XVIII века

1698-1727. Первый поход в Индию

О покорении всего побережья Каспийского моря и выходе через него на азиатские рынки и в Индию русские цари задумывались давно. Ещё Борис Годунов послал в 1605 году воеводу Ивана Бутурлина с 10 000 стрельцов из Астрахани в совершенно неподготовленный поход на Кавказ. Там Бутурлин бесславно проиграл горцам битву в Карамановском ущелье, где русская армия была окружена и истреблена. Потом долгое время царям было не до Каспия. Они к нему интереса особого не проявляли.

Но огромный интерес проявляли европейцы. В первую очередь - купцы голландские и ганзейские (немецкие). Путешественник-голландец Ян Стрейс в конце XVII века подробно рассказал своим читателям о Волге, что впадает в Каспий, что близко к Индии и Персии, о разбойнике Разине и о том, что русский царь контролирует Волгу и её устье. То же самое тогда сообщил и некий Марций в своей книге, представленной в Германии, на диспуте в Виттенберге в 1674 году. Из этой книги любому ганзейскому купцу стало ясно, что Волга ведёт в Персию, что по ней торговать выгодно, что конкурентов нет, ибо русский царь англичан только-только из страны выгнал и английский двор закрыл. Мораль - надо вкладывать деньги в торговлю по Волге.



Гравюра XVII века из книги Яна Стрёйса. Бесчинства казаков Степана Разина в захваченной Астрахани

На всех европейских картах того времени из всех европейских стран Россия к Индии находится ближе всего. В Голландии самым авторитетным картографом тогда был Николаас Витсен. Он - не просто картограф. В 1693 году Витсен начал вести собственную торговлю с Россией. Он даже принимал участие в обучении царя Петра I голландскому языку. При этом Витсен был и руководителем голландской Ост-Индской компании, и бургомистром Амстердама, и автором книги о России. И на его карте Тартарии - до Индии от России - рукой подать. Надо только войти в Каспийское море, проплыть по Аму-Дарье, которая в него, согласно Витсену, впадает, и вот она - Индия. Кроме того, на его же карте Восточная Сибирь маленькая-маленькая и проплыть мимо её побережья в Китай - пара пустяков.



Тартария по Н. Витсену. Карл Аллард, вторая редакция. Амстердам, ок. 1705

С точки зрения голландцев дело за малым - уговорить русского царя сделать дорогу в сии сказочные страны безопасной и подконтрольной голландским купцам из подведомственной Витсену компании. А для этого надо сделать ещё одно - заставить русского царя захватить «преддверие» Индии - либо Ирак, либо Персию, либо Хиву и Бухару (а лучше - всё вместе).



Открытый лист (в тексте буквально «свидетельствованная грамота»), с которым Петр I путешествовал за границей под именем Петра Михайлова, 1697 / РГАДА

И вот в марте 1697 года из Москвы на Запад направилось Великое посольство. Несколько сот высокопоставленных чиновников и их обслуги выехало за пределы страны, дабы мир посмотреть, европеизацию Руси ускорить, найти союзников в борьбе с Турцией и научить россиян корабельному делу, коему в нашем отечестве искусных мастеров было немного. Инкогнито с посольством ехал царь Пётр под именем Алексея Михайлова, «урядника Преображенского полка». В царском указе о целях посольства было заявлено о необходимости укрепления торговых отношений с Данией. Дания в те поры была надёжным многолетним торговым партнёром России и конкурентом Англии и Голландии в деле освоения Индии. Датская Ост-Индская компания в те годы «дышит на ладан». Но огромное количество датских купеческих судов прибывало в Архангельск и выгодно торговало с купцами русскими. Уже тогда в Архангельск по Волге и Северной Двине поставлялись восточные товары. И датчане, как и голландцы, знали, что можно построить торговый маршрут Архангельск - Астрахань - Персия.



Портрет Николааса Витсена (1641-1717) / Михил ван Мюссер

В Данию Пётр не поехал, а несколько недель пробыл в Голландии, в том числе гостил в доме Витсена, где с купечеством тамошним общался. Он понял главное - европейцы: и Дания, и тогда ещё существовавший ганзейский союз, и Англия с Голландией, бывшие тогда одним государством, богатеют за счёт транзитной торговли с Индией. Эту транзитную торговлю можно вести и через Россию, что сулит деньги немалые. А деньги Петру ой как нужны. И для его реформ, и для иных затей.

Для начала Петр решил создать удобный для датчан, немцев и голландцев порт на севере России, через который можно отгружать восточные товары. Сказано - сделано. Он основывает Санкт-Петербург. Правда, для воплощения этого замысла надо было ввязаться в Северную войну в союзе с Данией и Саксонией против Швеции. Война затянулась на 21 год.

Грузооборот Петербурга контролировали датчане, ибо они же контролировали Зундский пролив, и в их силах было пропускать или не пропускать корабли на Балтику из Атлантики. Дабы задобрить датчан и не создавать ненужной им конкуренции - Пётр ещё и Архангельск для торговли закрыл.

Для составления карты будущего южного театра военных действий, то есть общей карты Каспийского моря, в 1699 г. Петр I направил в Астрахань капитана, немца Джереми Мейера, который завершил эту работу в 1703 г. Этот капитан уже не говорил о впадении Аму-Дарьи в Каспийское море. Но и он наделал массу ошибок. Главная - расположил Аральское море вблизи Каспия так, что создавалась иллюзия возможности лёгкого и быстрого перехода из Каспийского моря в Аральское. При этом каким-то образом его карта не сохранилась в России, но стала известна в Германии аугсбургскому картографу Георгу Матиасу Зойгеру. Каким образом секретные петровские документы попали в Германию - неведомо. Немцам при этом стало ясно - по Волге войти в Каспий можно, но далее нужно искать дружбу с тем, кто контролирует Аральское море, то есть с ханом Хивы.



Первый русский атлас (Атлас Крюйса), разработанный адмиралом Крюйсом и Петром Великим и изданный в Амстердаме в 1703-1704

Тогда же в России формируются три крупные верфи, строящие суда класса река-море и десантные корабли: воронежская, переяславль-залесская и казанская. Первая ориентирована на строительство черноморского флота, а две последние - на строительство каспийского. Адмиралтейский приказ располагается в Воронеже, а Адмиралтейство - в Казани.

Командование воронежской верфью и будущим черноморским флотом Пётр поручает другу Николааса Витсена Корнелиусу Крюйсу, подданному Дании, пирату, опытнейшему моряку, которому даётся баснословное жалование и чин вице-адмирала (кстати, чин он этот вполне оправдал, будучи блестящим организатором обороны Кронштадта от шведов в годы Северной войны). До 1702 года Крюйс трудится в Воронеже. При этом проводит картографирование Азовского моря и реки Дон. Итогом этой деятельности стала точная карта Азовского моря и устья Дона, изданная в Нидерландах в 1704 году. Почему вроде бы русскому высшему офицеру разрешили публиковать в Голландии секретные карты - не ясно. Ясно одно - у голландцев появилась полная и достоверная информация о Доне и Чёрном море.

В 1703 году Крюйс едет в Амстердам. Ему поручают отправить на стажировку корабли голландской Ост-Индской компании около 200 российских недорослей. А в Россию Крюйс в Голландии нанимает на службу почти 500 морских дел умельцев, в том числе пока неизвестного морского капитана, датчанина Витуса Беринга.

Очевидно - голландцы вместе с Петром готовят удар на юг, по Турции. Но Прутский поход Петра в 1711 году окончился полным провалом, армия разбита, черноморский флот уничтожен.

В бешенстве Пётр отправляет Крюйса сначала командовать несушествующим на тот момент балтийским флотом, а потом арестовывает и сажает в тюрьму. Он уже не может двигаться в Индию через Турцию. Остаётся путь в Индию через Персию и Хиву.



Лагерь русских войск на Пруте / Художник М. М. Иванов

В 1714 году Пётр посылает капитан-поручика Преображенского полка А. Бековича-Черкасского (кабардинского князя, родственника Ивана Грозного) в поход с целью склонить хивинского хана к союзу с Россией. Бекович-Черкасский закладывает в 1716 году на восточном берегу Каспийского моря три крепости. А потом во главе отряда из 2200 офицеров и солдат отправился в Хиву для переговоров с местным ханом.

Хивинцы прекрасно понимают, что действия русского отряда представляют угрозу их суверенитету, а потому нападают на князя, убивают его, а затем атакуют русские отряды. Лишь немногим петровским солдатам удалось спастись и возвратиться в Россию.

Гарнизоны основанных на берегу моря крепостей эвакуировали в Астрахань. Прорыв русских в Индию через Хиву был остановлен. Остался путь через Персию.

Для войны с Персией в то время сложилась коалиция из Турции, Армении, Грузии, Кабарды и России. В 1722 году была построена крепость Святого Креста на реке Сулак как логистический перевалочный армейский пункт в Персию. В том же году почти стотысячная русская армия двинулась в Закавказье. Её поддерживала огромная армада из 274 кораблей. 19 августа состоялась битва на реке Инчхе между русскими войсками и 16-тысячной персидской армией, закончившаяся победой России. 23 августа русские войска вошли в Дербент.

Дальнейшее продвижение на юг приостановила сильная буря, которая потопила все суда с продовольствием. Поход многотысячной армии вынужденно прекратили из-за нехватки провианта и боеприпасов. В ноябре того же был высажен незначительный десант в персидской провинции Гилян. В июле 1723 года русский каспийский флот захватил Баку. Одновременно союзники России - Турция, Армения и Грузия нанесли персидскому шаху ряд поражений в Закавказье. Персы должного отпора дать не могли, так как с востока их атаковали гильзаи-афганцы и все основные персидские силы были брошены на защиту Хорасана.



Вступление императора Петра I в Тарки / Художник Ф. Рубо

Итак, Пётр захватил западное побережье Каспия и его южное побережье (Мазендеран), потом понял, что до Индии ему не дойти, тем более, что разбитые афганцами персы признали себя вассалами турок, а с турецкой армией Пётр воевать боялся (помнил о неудаче Прутского похода 1711 года). Короче говоря, Пётр I прекратил свою индийскую авантюру.

Пётр умер, и в 1727 году русские из Персии ушли. Персы восстановили свой суверенитет и заключили в 1732 году с Россией Рештский союзный договор. Русские даже срыли в 1735 году крепость Святого Креста.

Прорыв в Индию через Иран в Петербурге был признан нереальным. Остался путь через казахские степи.

1731-1740. Второй поход в Индию и вытеснение империи Цин из Казахстана

В конце XVII века в казахских степях усилилось влияние Китая. В 1690 году китайская манчжурская империя Цин начала войну со степным государством джунгаров, занимавшим современный северо-западный Китай и которому время от времени подчинялись казахи Среднего и Старшего Жузов (так назывались казахские раннефеодальные государства). Войну Китаю предстояло вести в южно-сибирских степях, а потому чёткая демаркация границы в степи между Россией и Китаем стала очень важна для манчжурской империи Цин. Этой демаркации степной границы и были посвящены Буринский трактат и Кяхтинский договор 1727 года.



Карта киргизских степей. Три казахские орды: Малая, Средняя и Большая, 1860

Добиваясь чёткого разграничения степной границы, китайцы пошли русским на значительные уступки. Они фактически отступили от условий Нерчинского мира, перестали упоминать о границе по Верхоянскому хребту, оставили неопределённой границу на Дальнем Востоке и разрешили России расширить караванную торговлю в приграничных областях Китая.

Китайский император, видимо, полагал, что русские тоже пойдут ему навстречу и позволят мобилизовать против джунгар калмыков, которые только-только приняли русское подданство. Он ошибся.

Императрица Анна Иоанновна, сама тщившая себя надеждой на захват казахских степей и проход через них в Индию, отказала китайцам в поддержке.

Причём в хамской форме. В 1731 году китайским посланникам на прощальном обеде даже не налили ни воды, ни вина.

Китайцы поняли, что русские - ненадёжные партнёры, а потому договариваться с ними не о чем. На самом Дальнем востоке русско-китайская граница так и осталась не демаркированной, а пограничная торговля шла ни шатко, ни валко. Межгосударственных контактов не было почти сто лет. С джунгарами, кстати, китайцы справились самостоятельно, и к 1746 году разбили джунгарское государство без российско-калмыцкой помощи.

В том же 1746 году Цинская империя вторглась в улусы Среднего Жуза.

Навстречу китайцам выдвинулась Россия. Ещё в 1734 году в Российской империи была создана оренбургская комиссия для строительства крепости Оренбург. В 1735 году была создана башкирская комиссия для строительства крепостей на территориях, занимаемых башкирами. Напоминаю, что на тот момент башкиры - не этноним, а служилое сословие подобное казакам, охранники сибирско-казанской и ногайской дорог. Кроме того, императрица Анна Иоанновна начала уговаривать казахских ханов принять протекторат России, обещая им помощь в борьбе с соседними джунгарами и Китаем.



Абулхаир хан - хан младшего джуза в период с 1718-го по 1748 год. Прижизненный портрет работы Джона Кэстля

Сначала всё шло удачно. Поверив царице, в 1731 году хан Младшего Жуза, раннефеодального объединения казахских родов западного Казахстана, Абдулхаир, принял российское подданство. В 1735 году был основан Оренбург. Это было воспринято частью кочевой элиты как готовность России вмешаться в степные дела на стороне казахов. В 1738 хан Старшего Жуза (южный Казахстан) в письме Анне Иоанновне изъявил желание принять русское подданство, а в 1740 хан Среднего Жуза (северный Казахстан) Абилмамбет также принял российское подданство. Формально почти вся казахская степь стала российской.

В том же 1740 году хан Абдулхаир захватывает Хиву и, видимо, ждёт на помощь русские войска, но безуспешно. Анна Иоанновна умерла, и в России опять начинается пора переворотов. Казахи покинули Хиву. Оренбургская и башкирская комиссии превратились в бюрократические структуры попросту грабящие башкир, что стало причиной серии крупных восстаний башкир в 1735-1740, 1747 и 1755-1756 годах.

Через «горящие» башкирские уральские степи русскому правительству проводить экспансионистскую политику в казахских степях стало невозможно.

В то же самое время на курултае казахи избрали себе единого хана для всех трёх жузов. Им стал хан Абылай. Не будучи в состоянии противостоять напору китайцев, Абылай в 1759 году принял подданство китайской империи. Казахстан стал китайским. Хан казахов в иерархии манчжур получил титул вана. Казахский хан послал в 1762 году в качестве аманата-заложника в Пекин своего старшего сына, Уали.

В это время в России кончилась эпоха дворцовых переворотов и на престол взошла Екатерина II. Она полностью отринула программу Ивана III и прожекты Петра I.

Дмитрий Левчик




discours.io

Открытый журнал о культуре, науке, искусстве и обществе с горизонтальной редакцией.

discours.co

карты, Россия, Петр 1, history, разоблачая ложь, история

Previous post Next post
Up