Пётр I - основатель русского утопического колониализма: план захвата Америки и поиск таинственной земли Жоана де Гама
10 февраля 2023
«Чем же руководствовался Пётр в своей сибирской политике? Это очень интересный вопрос, ибо он ведёт к парадоксальному ответу: Пётр руководствовался абсолютно утопическими представлениями о Сибири, но в результате были реализованы просто фантастические реальные проекты».
1697- 1725. Пётр I - основатель русского утопического колониализма
Знал ли царь-реформатор Пётр Алексеевич Романов о том, что находится на дальнем востоке его державы? Сомневаюсь. Сомневаюсь, что знал хоть что-то реальное о Камчатке, несмотря на то, что в самом начале его правления, в 1697-1698 годах, русский казак, приказчик Анадырского острога (по нашим меркам - командир крепости) Владимир Атласов, исследовал полуостров, узнал о его богатствах, прошёл вдоль почти всего камчатского побережья и основал Верхнекамчатское зимовье, первый посёлок русских людей на Камчатке. Однако Атласов в 1701 году был арестован за разбойные нападения, и его сведения о земле камчатской царю, скорее всего, не докладывали, ибо те стали считаться ненадёжными. (Ну, мало ли чего может наболтать подследственный полуразбойник, дабы смягчить свою участь!) Атласова власти потом всё же освободили, но он всё равно был убит в ходе бандитских казацких разборок-бунтов в 1711 году.
«Петр Великий». Сергей Кириллов, 1982-1984
Сомневаюсь я и в том, что царь Пётр знал что-либо о Чукотке, ибо, если б знал, то не стал бы посылать в те края экспедицию Витуса Беринга с целью «выведать, где оная земля с Америкой соединяется».
Экономического эффекта от развития торговли пушниной из Сибири и Дальнего Востока Пётр вообще не ждал. Меховая торговля России тогда приходила в упадок. Страну душили конкуренты. Англичане умело осваивали Канаду, построив к 1717 году шесть факторий компании Гудзонова залива, торговавшей в Европе мехами, аналогичными сибирским. В 1713 году по условиям Утрехтского мира Британия заняла Ньюфаунленд, Лабрадор, Акадию и Землю Руперта, огромную меховую кладовую. С учётом быстроходности английских судов, развитой логистики и знания европейского рынка, гордые бритты в начале XVIII века успешно вытеснили неповоротливых русских купчин с европейского мехового рынка.
Неудачи на меховом рынке Россия пыталась компенсировать торговлей с Китаем. С 1698 года между Россией и Китаем началась монопольная государственная караванная торговля. Туда везли мех, оттуда - чай, шёлк и фарфор.
Сначала торговля была относительно прибыльной, в 1702-1711 годах караваны приносили от 100 до 270 тысяч рублей прибыли, но интерес к русским товарам в Китае быстро иссяк, русские деньги в Поднебесной не котировались и к 1719 году торговля стала убыточной.
Попытки Петра развивать сибирскую металлургическую и оборонную промышленность выглядят круто только в русских киносериалах. Да, между Нижним Тагилом и Екатеринбургом в 1696 году был основан Невьянский железоделательный завод, но свой первый чугун он дал только в 1701 году, а первое железо в 1702. И то и другое было низкого качества. Из этого железа попытались делать с 1702 года фузеи
немецкого образца на созданном в том же году Тобольском оружейном заводе, но не очень удачно. Завод давал армии примерно 300 фузей в год, в то время как аналогичный тульский завод 2000 фузей, а за границей закупалось в то время не менее 115 тысяч фузей и мушкетов. Одним словом, и невьянское железо, и тобольские ружья не делали погоду в экономике страны. Есть сведения, что на тобольском заводе тогда пытались лить пушки, но много ли - неизвестно. Равно как и качество их неведомо.
В 1703 году рядом с Тобольском были найдены залежи селитры, в городе наладили производство пороха, но оно было связано с большим политическим риском, ибо производство важнейшего стратегического сырья могло вызвать (и вызывало) подозрения центра в попытке сепаратизма местных губернаторов. И от греха подальше крупные администраторы не связывались с разработкой компонентов пороха.
Портрет Петра I. Мозаика набрана М. В. Ломоносовым, 1754
Как управлять огромной безлюдной Сибирью, Пётр тоже не знал. Административно царь устроил в Сибири «угар реорганизаций». Была чехарда с созданием и ликвидацией приказов, коллегий, губерний, наместничеств, провинций. Апофеозом административной неразберихи можно считать ссылку в 1718 году в Архангельск по обвинению в сотрудничестве с опальным царевичем Алексеем князя Василия Алексеевича Сибирского, наследника хана Кучума, близкого родственника Петра I, создававшего для правящей династии видимость легитимности правления Романовых в Сибири, видимость некой преемственности её от Кучума, а также казнь первого сибирского губернатора Матвея Гагарина в 1721 году, обвинённого в мздоимстве и сепаратизме, а на самом деле за то, что попытался противодействовать идущему в гору клану Долгоруковых.
То есть тех, кто мог по закону и совести управлять Сибирью, Пётр отправил в тюрьму и на тот свет.
Паралич управления Сибирью дополнялся просто разбойным беспределом на Камчатке, где восставшие ительмены уничтожили в 1703 году Большерецкое зимовье. Восстание шло до 1712 года, а посланные на его подавление правительственные войска взбунтовались, перебили часть командиров и создали на территории Камчатки казацкое парагосударство Данилы Анциферова, просуществовавшее около года.
Одним словом, всё у Петра в Сибири, вроде, не ладилось.
Чем же руководствовался Пётр в своей сибирской политике? Это очень интересный вопрос, ибо он ведёт к парадоксальному ответу: Пётр руководствовался абсолютно утопическими представлениями о Сибири, но в результате были реализованы просто фантастические реальные проекты.
Джунгарские воины середины XVIIвека
Пётр всерьёз верил, что где-то на западе Китая существует этакое «китайское Эльдорадо», некий «золотой Яркенд», город полный золота. В рассказах о «золотом Яркенде» фигурировала и «золотоносная» река Аму-Дарья, и озеро Зайсан, что на картах того времени расположено рядом с Шамбалой. В реальности этого места Петра убедил, скорее всего, первый сибирский губернатор Матвей Гагарин. Почему он это сделал - неведомо. То ли хотел приблизиться к царю, то ли затянуть начатое против него следствие о коррупции, то ли действительно верил в «золотой Яркенд». На поиск и завоевание сего чудного города в 1714 году была отправлена экспедиция Ивана Бухгольца, состоявшая почти из 3 тысяч человек, а в 1720 году экспедиция Ивана Лихарева, состоявшая из 440 человек. Обе экспедиции были встречены джунгарами
, и первая почти истреблена, а вторая с трудом смогла уйти в Россию.
«Золотого Яркенда» русские не нашли, но в ходе этих экспедиций был основан в 1716 году Омск, в 1718 - Семипалатинск и в 1720 - Усть-Каменогорск, города, давшие значительный импульс развитию юга Сибири.
В Сибири, между прочим, до сих пор существуют легенды о древнем народе - «белоглазой чуди», населявшем в древности те края. Народ был богатый, многочисленный. Занимался в основном рудокопством, а потому накопил безумные богатства, которые хранил в подземных кладовых. Народ был мирный, но гордый и непокорный, поэтому, как только русские завоеватели пришли на его земли, «чудь белоглазая» заперлась в своих бесчисленных кладовых и «самозакопалась», «ушла в землю».
Легенда об ушедшей под землю чуди вдохновила Николая Рериха на написание картины «Чудь подземная», 1913
Пётр этой красивой сказке верил. Верил, ибо в 1717 году всё тот же неугомонный губернатор сибирский Матвей Гагарин подарил Петру аж 96 золотых вещиц весом почти полтора пуда немыслимой красоты и древности, что раскопаны были в скифских курганах юга Сибири. У Петра загорелись глаза. Вот они - сокровища мифического «самозакопавшегося» народа. И в том же году была организована экспедиция в Сибирь на поиски кладовых «чуди белоглазой». Кладовых она не нашла, но обнаружила на Алтае крупные залежи серебра и сопутствующей меди, и в 1726 году был построен Колыванский медеплавильный завод, на котором стараниями заводчика Анкифа Демидова лили и медь, и серебро. И позже Алтай стал давать треть серебра Российской империи.
Но, так или иначе, Петра мало заботило развитие Сибири. Его мысли занимал захват Америки.
1727-1771. План захвата земли Жоана де Гама и Вторая чукотская 44-летняя война
В бумагах Петра I остался любопытный документ одного анонимного, но пользующегося огромным доверием царя, голландца о возможности захвата русскими «Магеллании, Уругвои, Гваира, Параны, Бразилии и Амазоны с Гвианою».
«Их легко можно завоевать - уверял составитель проекта - и жители зело склонны под владением сильного европейского короля быть и совершенно поддадутся, коль скоро европейская армия туды прибудет, не занимая ни Гишпанских, ни Португальских мест, которые близко граничатця».
Автор проекта считал, что для захвата Америки необходимо сосредоточить 16 000 солдат и драгун на 100 кораблях. Планировался захват Америки в течении двух лет. Реалистично, если учесть, что Кортес и Писарро обладали десятикратно меньшими силами. Такое количество войск Петр, конечно, мог отправить на завоевание американского континента. Но вот флота на Тихом океане у него не было.
Карта Иоганна Батиста Хоманна с землей Жоана де Гама, которую он якобы обнаружил, путешествуя из Китая в Новую Испанию. Нюрнберг, 1720
И тут на помощь царю-реформатору пришли свежайшие немецкие карты, опубликованные в Нюрнберге в 1720 году. На тех картах была обозначена «Земля Жоана де Гама», «первооткрывателем» которой был внук известного мореплавателя, уверявший, что чуть севернее Японии он наткнулся на землю, которая посуху граничит на западе с Азией, а на востоке с Америкой. Придворные учёные мужи сказали Петру, что это не так, что русские казаки в тамошних водах ничего не нашли, но царь и знать не хотел ничего о Дежнёве и его отряде. Карты немцев не врут. Уже перед самой смертью Пётр снарядил в Китай экспедицию, возглавил которую Витус Беринг.
По секретной инструкции российского императора Берингу было поручено направиться вдоль побережья, достичь Японии и Китая и открыть «Землю Жоана де Гама». Однако Берингу эту землю открыть не удалось. Ни в ходе первой экспедиции 1725-1730 годов, ни в ходе второй 1734-1742 годов. Вместо этого в 1741 году он открыл Алеутские и Командорские острова.
Чукча в доспехе с копьем и луком. Из книги Эдварда Хардинга «Костюм народов Российской империи». Лондон, 1810 год
Это не обескуражило преемников Петра I. Они тоже верили в «Землю Жоана де Гама». И для подготовки плацдарма для захвата мифической земли фактически нарушили Нерчинский мир
с Китаем, пересекли границу Верхоянского хребта и начали новую войну с чукчами. Китайцы на нарушение договора посмотрели «сквозь пальцы», ибо, полагаю, не верили в успех российского предприятия. Китайцы оказались правы.
Вторая война с чукчами грянула в 1727 году. Нашими союзниками были якуты и коряки. Чукчи дрались фактически на три фронта. И победили. В сражениях на реке Погыч в 1730 году был разбит отряд русских колонизаторов под командованием Афанасия Шестакова.
Взбешённая поражением «просвещённая» императрица Елизавета Петровна издала самый позорный в истории Российской империи указ «Об истреблении немирных чукоч». Иначе как указом о геноциде это назвать нельзя.
Однако в 1747 году в решающем сражении с чукчами на реке Орловка русские войска под командованием Дмитрия Павуцкого были наголову разгромлены. И… русские ушли с Чукотки. И даже ликвидировали в 1771 году Анадырь. Война, которую я предлагаю назвать Второй чукотской или Сорокачетырёхлетней, окончилась полным поражением русских колонизаторов и отказом от поиска мифической «Земли Жоана де Гама».
https://discours.io/articles/social/siberian-utopian-colonialism