Олександр Пасховер
Поделюсь одним наблюдением. Я сейчас в Израиле временно работаю в книжном магазине. (А что сейчас не временно?) В этом книжном магазине продается также и сувенирка. Ну что значит продается? Я и продаю. И вот два дня назад приходит в магазин женщина. Не знаю сколько ей лет. Но приблизительно, когда я заканчивал школу, она входила в бальзаковский возраст.
Она необыкновенный эстет. Собрала большую коллекцию альбомов картин импрессионистов. Сокрушается что у нее до сих пор нет отдельного альбома Дега.
И вот вдруг она видит перед собой разнообразные сувенирные наборы репродукции работ Климта. В частности - Адель. Вероятно, такое же изумление было на лице Моисея, когда Бог открыл перед ним Красное море, или на лице Фараона, когда Бог это же море закрыл.
Женщина в восторге. Умиляется каждым из блюдечек, чашечек, бокалов. Хочет купить. Мнется. Мучается. Смотрит на ценник. Падает в обморок. Возвращается из мрака. Снова ценник. Снова обморок. (На самом деле не такие уж и высокие цены на эти репродукции в стекле). В итоге после очередного возвращения из обморока, она говорит мне что придет завтра и тогда уже точно что-нибудь купит.
И приходит. Теперь в ее глазах решимость, в руках кошелек. Она всматривается в блюдечко с изображением Адель.
С двумя небольшими перерывами на обморок, все же покупает эту Адель (42 шекеля ($12 - что совсем не дорого(. А затем мне говорит то, ради чего я и пишу этот пост:
Я бы еще вчера купила это блюдце, и потом вернусь и еще куплю чашечки и бокал (вот они на самом деле дорогие). Мне на это не жалко денег, - продолжает женщина. Но я пожилой человек. Скоро я умру. Кому это все будет нужно? Моим детям это совсем не нужно. Каждый раз, когда я что-то покупаю себе, я думаю об этом. Кому это будет нужно?
Очень мило. Но.
Я готов был прочитать своей посетительнице целую Нагорную проповедь, ввинтив где нужно цитату Сенеки, и конечно же отрывок из Евангелия от Матфея. Но удержался. Просто сказал: поживите-ка уже для себя, вы давно это заслужили.
В моей голове промелькнули два моих любимых примера из жизни. Пример моей мамы. И пример моей бабушки. Эти две святые женщины явили собой пример жизнелюбия до последнего дня своей не последней жизни.
Когда-нибудь я напишу о том подробнее рассказ, а сейчас, все-таки Сенека. (В моем книжном магазине продается книга Нравственные письма Сенеки к Луцилию.
Читаю их сейчас с упоением.
И вот что мне попалось. Первое же письмо. Разобрал на цитаты. Письмо короткое. Но достаточное чтобы выбрать из него 10 цитат. Я ужался до четырех понравившихся мне цитат в тему:
1. Так и поступай, мой Луцилий! Отвоюй себя для себя самого, береги и копи время, которое прежде у тебя отнимали или крали, которое зря проходило.
2. …пока будешь откладывать, вся жизнь и промчится.
3. Все у нас, Луцилий, чужое, одно лишь время наше.
4. Как считали наши предки, поздно быть бережливым, когда осталось на донышке.
Густав Климт. Портрет Адели Блох-Бауэр I, 1907.
Facebook post