Гру від оборони одобрили б солдати відомих іспанських терцій.

Jul 25, 2022 02:03







Mykola Bielieskov

Гру від оборони одобрили б солдати відомих іспанських терцій.

Та і в нас зараз єдиний шанс це грати від оборони - вимотати противника в оборонних боях а потім із коліс провести наступ. Головне щоб оборонних боях не згоріло те, що потім мало б іти в контрнаступ із коліс - в момент максимальної слабкості ворога.

Лом против немецкого приема

На первый взгляд конфликт с Германией в тот момент был бы чистым самоубийством, учитывая, что в 1870 году она за полгода поставила на колени Францию, тогда как России в 1877-1878 годах потребовалось больше времени, чтобы справиться с турками. Даже в 1888 году слушатель Академии Генштаба штабс-капитан Алексеев писал: «Избави нас Боже от войны лет на 5-6, пока все предложенные меры на нашей западной границе не будут приведены в исполнение», иначе произойдет «нашествие полчищ на несобранную еще русскую армию».

Ведь и сам Скобелев, посетив в 1879 году маневры трех немецких корпусов, буквально пел немцам дифирамбы: «Способность германских войск всех трех родов оружия быстро и отчетливо маневрировать большими массами, как в резервном, так и в боевом порядке, поразительна и составляет отличительную их черту». Особенно отметил он умение командного состава всех уровней «самостоятельно оценивать обстановку, взвешивать шансы, наконец, решаться… без колебаний, без страха ответственности».

Однако Скобелев подметил и слабые места немецкой тактики. Например, неизменное стремление к охвату фланга противника при крайнем ослаблении собственного центра. «Замечательно, что рутина наступательных охватов до такой степени укоренилась в германских войсках, что я не видел случая, где бы обороняющийся задался целью прорвать сосредоточенными силами длинный кордон наступающего», - пишет он. То есть условный противник на двусторонних маневрах точно воспроизводил поведение французов в начальный период войны 1870-1871 годах, когда они, пребывая в численном меньшинстве, терпеливо позволяли охватывать свои фланги, даже не пытаясь контратаковать.

Но не то было бы в случае войны с Россией, которая, по подсчетам Скобелева, могла выставить 1000 батальонов против 460 у Германии и 300 у Австрии, причем «среди австрийских солдат большинство славяне - будут на нашей стороне».

Кроме того, в германской армии царил культ наступления, а вот обороне, особенно ее фортификационной подготовке, внимания почти не уделялось - немцы не умели работать киркой и лопатой. Зато свой 4-й корпус Скобелев приучил «укреплять позиции с таким успехом, что полки и батареи успевали устроить себе сильные закрытия в два часа времени».

И чем дольше Скобелев наблюдал за немцами, тем больше убеждался, что если не изображать из себя по примеру французов мальчиков для битья, то, пожалуй, и на германский лом найдется прием. Взять, к примеру, сражение у Гравелота-Сен-Прива 18 августа 1870 года, практически предрешившее исход франко-прусской войны. Имея 170 тысяч солдат против 130 у французов, немцы весь день безуспешно пытались прорвать их фронт, и лишь вечером обходным движением 12-го корпуса у Сен-Прива вынудили их отступить. Причем у оборонявшегося тут 6-го французского корпуса инженерный парк остался в глубоком тылу, и он перед боем не смог должным образом окопаться.

Так вот Скобелев брался «повторить Сен-Прива» с противоположным итогом. При равной, а то и большей численности русских пытающиеся обойти их немцы всюду будут натыкаться на хорошо подготовленные и укрепленные позиции и нести тяжелые потери в лобовых атаках. Далее, растянув в этих попытках свой фронт в тонкую линию, они подставят свой ослабленный центр под мощную контратаку, и в отличие от пассивного французского командования, не воспользовавшегося этим шансом, Скобелев его упускать не собирался. А после прорыва центра немцы вынужденно перейдут к обороне - тут то и скажется их слабая подготовка именно к этому виду боевых действий. Вуаля!



Facebook post

Мнение, history, разоблачая ложь, история

Previous post Next post
Up