Некоторое время назад наш старый добрый друг
Марк Витру́вий - сан внезапно посвятил несколько из своих публикаций казалось бы достаточно тривиальной теме которую можно обозначит как «примитивная торговля». И надо заметить вот что: вместе со справедливыми замечаниями приводимых нашим другом авторов о том, что многие просто используют научные данные исследований примитивной торговли в лучшем случае в качестве «культурного артефакта» есть все более твердо растущая уверенность в том, что и современные экономисты слабо понимают для себя саму природу и сущность торговли не примитивной, торговли как таковой. Проще говоря складывается ощущение что экономическая наука, описательно подходя к этому феномену так до сих пор и не научилась понимать его истинную суть. До сих пор не существует самого ответа на вопрос о том, что же такое торговля. Впрочем словари определение
дают. Но звучит оно… вовсе непонятно: хозяйственная деятельность по обороту, купле и продаже товаров. Не будем сейчас «ковырять» его семантику. Отметим лишь тот факт, что торговля - это некая человеческая деятельность. И действительно - как и любая другая. Но что ее выделяет из других предметных областей деятельности человека? Что она собой представляет реально? Действительно: мы видим, что многие события «крутятся» вокруг нее, вокруг этой самой «торговли». Но не понимая реального, подлинного смысла - мы не можем понять и истинную суть этих самых событий. А ведь их очень немало: Петр «прорубил окно в Европу» - ради торговли, багдаденбан и шелковый путь - ради нее, путь из варяг в греки, опять торговля, все эти бродские и всякие эрфурты, волоколамски и волоцкие, все эти опиумные и прочие войны, захваты колоний - как минимум многое из этого крутится именно вокруг торговли. Но вот действительно: откуда она берется и как она двигает миром? И на первый взгляд все выглядит очень просто: вот у меня есть «лишнее» яблоко, а у тебя есть «лишняя» шкура. Я даю тебе яблоко, а ты мне шкуру. Экономисты пишут диссертации о «предельной полезности» а мы остаемся на том же месте и даже откинуты далеко назад в своем понимании. Ведь у любого мало - мальски любознательного человека эта на первый взгляд простейшая ситуация вызывает целый вихрь по-настоящему недоуменных вопросов. Ну хотя бы: у меня было и у тебя - тоже было. А почему у меня не было «исходно» того что было у тебя? Почему я «внезапно» должен с тобою «меняться»? Нам объясняют: это вызвано некоей «хозяйственной необходимостью». Но мы то уже понимаем: это «объяснение» - ничего не объясняет. Если мы находимся рядом, то почему у меня есть, а у тебя нет? И ведь вот еще что: маленькие детки сегодня менять «игрушку» на «конфетку». Но ОТКУДА у них «взялись» И игрушка И конфетка? Сторонники экономики как системы гражданских отношений конечно пояснят, что дети друг другу игрушку и конфетку «подарили» чем произвели акт торгового обмена в рамках допустимых законодательством мелких бытовых сделок малолетних. Очевидно, что источником снабжения и того и другого ребенка выступили родители, обязанностью которых и является в силу закона эта деятельность. Занятно что ни дарение, ни снабжение по сути нельзя назвать полноценной формой торговли в том ее смысле как трактуют это экономисты. Это нечто на стыке экономики и права. Но по сути и то, и то выступают как бы в роли «прикрытия», суперпозиции друг друга - земля дарит неравноценные средства обмена, ими люди друг друга снабжают, а результатом этого является то что и стало сегодня торговым обменом «за деньги». И в сущности в этом переходе одного состояния системы торговли в другой мы видим и переход между квадрами. Так советские магазины «Дары природы» явно выражали стремление социализма (второй квадры) к капитализму. С точки же зрения самого социалистического устройства общества это было обычной идеологической диверсией, ибо магазин даров - это примерно, как каток на горячем льду. А разве только так скрывалась истинная сущность торговли?
Подскажите.
Поддержать наш блог,
imed3, вы можете в любое время переводом по актуальным динамически изменяемым реквизитам опубликованным в конце
этого текста.
Original:
https://imed3.livejournal.com/5610285.html