Трипутина, Н. П. Семейные альбомы харьковчан. Окончание.

Jul 28, 2018 05:07

Трипутина, Н. П. Семейные альбомы харьковчан: семья Остащенко-Кудрявцевых [Электронный ресурс] : докл. на краевед. чтениях в Харьк. гос. науч. б-ке им. В. Г. Короленко, 29 окт. 2004 г. / Н. П. Трипутина. - Электрон. текстовые дан. - Харьков : ХГНБ,

Годы, проведённые в столице Казахстана, были исполнены лишений инапряжённого труда для всех членов семьи. Один из учеников Бориса Павловича, учившийся в Харькове в 30-е годы, уступил ему должность завкафедрой геодезии в Алма-Атинском горном институте и выхлопотал удобную комнату в центре города. Пригодились знания и опыт профессора и в Казахскомфилиале АН СССР.
   Ольга Николаевна в Алма-Ате создала композицию «Не сдамся!», посвящённую военной теме, а также скульптурный портрет Амангельды Иманова. Тогда же судьба привела в дом Остащенко-Кудрявцевых будущего первого казахского скульптора Хакимжана Наурзбаева. В 1942 году Ольгу Николаевну вызвали в обком партии и попросили проэкзаменовать 17-летнегоюношу на предмет наличия у него художественных способностей. Украинский скульптор высоко оценила перспективу творческого роста Хакимжана и приложила в дальнейшем все силы для его профессионального и человеческогостановления. В послевоенные годы казахский юноша учился в Харькове иискренней любовью отплатил своему учителю. Когда в 1950-м году Ольгу Николаевну, преподававшую в Харьковском художественном институте скульптурную композицию, по клеветническом навету лодырей-студентовобвинили в халатном отношении к трудовым обязанностям, Хакимжан своим принципиальным и мужественным письменным заявлением фактически спас её от увольнения.
  Зоя Борисовна в Алма-Ате одновременно поступила учиться вхудожественное училище и на факультет иностранных языков Госуниверситета.После возвращения из эвакуации в 1945 году, окончательно определившись свыбором профессии, она пришла на архитектурный факультет в Харьковский инженерно-строительный институт.
   Возвращение семьи в Харьков из военных странствий было ускорено хлопотами директора обсерватории Н. Барабашова, который в своих письмах, хранящихся в музее ХГТУСА, настойчиво приглашал Бориса Павловича скорее возвращаться домой, сумел в разрушенном Харькове подыскать для престарелого профессора жильё. С осени 1944 года Борис Павлович снова окунается в работу заведующего астрометрическим отделом обсерватории, руководство кафедрой высшей геодезии Харьковского инженерно-строительного института, которая возникла на базе соответствующей кафедры геодезического института. В дальнейшем Борис Павлович до конца днейработал в Харьковском горном институте. Много сил отдавал учёный работе Харьковского отделения Всесоюзного астрономо-геодезического общества, основателем и первым председателем которого он являлся до последних дней.
   В 1952 году ему было присвоено почётное звание Заслуженного деятеля науки УССР, а в 1953 году он был награждён Орденом Ленина. В эти годыновым направлением научных поисков профессора стало маркшейдерское дело, которому он посвятил ряд исследований. С 1 сентября 1955 года он был избрани утверждён в должности заведующего созданной в ХИГМАФТе кафедрой маркшейдерского дела. Это произошло на 79-м году его фантастическинапряжённой жизни, когда годы и испытания уже сильно подорвали егоздоровье. А через год, 1 октября 1956 года профессор ушёл из жизни.
   В творческой биографии Ольги Николаевны послевоенный период был знаменован продолжением плодотворной работы над шевченковской тематикой."Я, я-твоя мати" (перед войной). Создаются работы «Менi тринадцятийминало" (1951), "Молодий Шевченко" (1957), "Тарасик i Катруся" (1961),"Тарасик i Яринка" (1964). Но тяготы войны и особенно утрата горячо любимого супруга привели к обострению заболевания диабетом.
   Непосредственным толчком к её смерти стала печальная судьба её последней работы «Тарасик и Яринка», которую она из последних сил готовилак выставке, посвящённой 150-летию Шевченко. При перевозке в Киев в машине работа разбилась. Потом она, правда, была восстановлена, но переживания, пословам Зои Борисовны, стоили скульптору жизни. Она скончалась 16 июня 1964 года.
   Подытоживая творческий путь супругов Остащенко-Кудрявцевых, необходимо сказать, что научное наследие Бориса Павловича составляет, по подсчётам современных ему исследователей, более 90 работ по астрометрии, геодезии и картографии и маркшейдерскому делу. И хотя многих из них неудаётся теперь отыскать, они легли в фундамент отечественной науки и оказали немалое влияние на еёразвитие. Интереснейшей частью письменного наследия профессора стали его воспоминания о событиях его замечательной жизни и выдающихся людях науки. Время и война не пощадили и многих работ ОльгиНиколаевны. Но в коллекции Харьковского художественного музея хранится шесть её скульптур, ряд работ по шевченковской тематике можно увидеть в Каневском музее-заповеднике. В 1996 году художественная общественностьУкраины широко отметила 100-летие со дня рождения скульптора, её личностьхудожника продолжилась в её учениках. Их дочь, многим из вас хорошознакомая Зоя Борисовна, весь свой трудовой путь прошла в институте Укргипрокоммунстрой. Специфика этой проектной организации не предполагала возведения шедевров архитектуры. Но отсутствие масштабных проектов Зоя Борисовна компенсировала преданным служением историческойпамяти нашего народа. Свою миссию «хранителя древностей» она осуществлялав двух направлениях. Краеведы Харькова хорошо знали её как члена секцииархитектуры правления Харьковской областной организации Украинского общества охраны памятников истории культуры. Её усилиями были собраны два альбома фотографий бекетовских домов, она провела атрибуцию 39 харьковскихи 28 иногородних зданий, к созданию которых в той или иной мере был причастен наш прославленный земляк. Ей удалось определить основные характерные особенности творений Алексея Николаевича и на основе внимательного изучения дореволюционных и 39 послереволюционных печатных источников, а также материалов Центрального государственного архива научно-технической документации выпустить методический указатель "О. М. Бекетов-видатний радянський архiтектор". На протяжении 80-х гг. она регулярно выступала с докладами и содокладами на краеведческих чтениях в библиотекеим. Короленко сделала значительный вклад ввозрождение славы отечественнойархитектуры. Значительно менее известна её скрупулёзная работа поформированию личного фонда семьи Остащенко-Кудрявцевых и изучению истории этой семьи, которая в продолжении нескольких столетий очень плодотворно трудилась наниве отечественной науки и культуры. И именно благодаря её неустанным трудам мы сейчас имеем в своём распоряжении такие бесценные письменные источники и фотоматериалы, которые необычайно ярко освещают мало изученные аспекты исторического процесса. Зоя Борисовна умерла 7 сентября 2001 года и была похоронена вместе с отцом на Харьковском кладбище No13.
   Драматичной оказалась судьба предмета её многолетних забот-семейного архива. Когда Зоя Борисовна, вследствие тяжёлого заболевания (перелома шейки бедра), стала слаба и беспомощна, её родственник по мужу определил её в Пансионат ветеранов на Залютино. А в связи с продажей квартиры перевёз семейный архив к себе на дачу. Архив в течение нескольких лет находился вусловиях, совершенно не подходящих для хранения старинных документов.Когда же в 2000 году в родном для Зои Борисовны институте ХИСИ (ныне Харьковский государственный технический университет строительства иархитектуры) открылся музей, Фёдор Семёнович Рофе-Бекетов предложил 3ое Борисовне передать туда её драгоценные документы, что и было сделано.Посреди зимы 2000-2001 года беспорядочно сваленные, намокшие, заплесневевшие раритеты были перевезены с дачи директором музея Н.Белостоцким. В настоящее время та часть архива, которая относится к жизни и деятельности Ольги Николаевны, передана в Харьковский художественный музей. А материалы, касающиеся в большей степени Бориса Павловича и Зои Борисовны, хранятся в музее ХГТУСА. Они ждут своего внимательного и заинтересованного исследователя.
   В заключение хотелось бы подчеркнуть, что изучение и популяризация жизнеописания таких наших выдающихся земляков, как семья Остащенко-Кудрявцевых, могут стать источником для изучения разнообразных исторических проблем и прекрасным материалом для воспитания у молодёжи любви к Родине и уважения к её прошлому.

http://www.docme.ru/doc/280216/triputina-n.-p.-semejnye-al._bomy-har._kovchan

красножелтая игра, мировые кланы, Запад, сот, разоблачая ложь, ПИС-3, Украина, план "К", план2, новая семантика

Previous post Next post
Up