Что нужно знать про Вагнера

Aug 27, 2021 18:39


03.08.2021

Им восхищаются и его ненавидят. И есть за что. Пять граней Рихарда Вагнера - самого спорного гения классической музыки.



1. Сначала было слово - гезамткунстверк Вагнера

Рихард  Вагнер (Richard Wagner) родился в Лейпциге 22 мая 1813 года. Способности  к творчеству в нем проявились довольно рано. Еще школьником он сочинял  драматические произведения. Позже сам писал либретто к своим операм, что  было необычно. Для этого композитора текст и музыка были две части  одного целого. Даже больше - музыка у Вагнера была на службе у драмы.

Полного  симбиоза текста, музыки, режиссуры, сценографии и архитектуры Вагнер  достиг в оперном цикле "Кольцо нибелунга". Он длится почти 16 часов и  состоит из четырех частей: "Золото Рейна", "Валькирия", "Зигфрид" и  "Гибель богов".  Премьера этого эпического гезамткунстверка по мотивам германской мифологии состоялась в 1876 году в Байройте.



Вагнеровский Дом фестивалей в Байройте в 1876 году

В этом баварском городе специально для своих опер Вагнер построил  уникальный театр: без лож и балконов, с акустикой, рассчитанной на  симбиоз музыки и голоса, с оркестровой ямой под сценой, чтобы оркестр не  отвлекал от действия на сцене. По сей день в Фестшпильхаусе на Зеленом  холме идут оперы Вагнера - в рамках всемирно известного ежегодного Байройтского фестиваля, основанного еще самим композитором.

2. Вагнер - должник, беглец и скиталец

Рихард  Вагнер вел беспокойную жизнь. То он спасался от кредиторов, то  скрывался по политическим причинам. Переезд из Лейпцига в Вюрцбург, где  он получил работу в театре, положил начало его авантюрным скитаниям по  Европе. Вагнер жил не по средствам и практически всегда в долг. Так из  Риги, где он окончательно оказался без средств и работы, Вагнер и его  супруга Минна в 1839 году тайно бежали через Лондон (четыре недели на  корабле в шторм станут инспирацией "Летучего голландца") в Париж, где  ему помог суперзвезда французской оперы композитор Джакомо Мейербер. Но в  Париже Вагнер не прижился - к возвращению в Германию вынудили нищета и  нереализованные творческие амбиции.



Рихард Вагнер в 1868 году

В Дрездене Вагнера подхватил вихрь Мартовской революции 1848-1849 годов.  Объявленный в розыск за участие в восстании с целью свержения монарха  Саксонии, с поддельным паспортом Вагнер бежит в Цюрих. В 1862 году он  расстается с женой и попадает под амнистию. Его снова швыряет из Венеции  в Париж, из Веймара в Карлсруэ, заносит в Москву и Будапешт. Из Вены он  снова бежит от кредиторов. И попадает, наконец, в Мюнхен - под крыло  своего спасителя и покровителя, короля Баварии Людвига II, восторженного  поклонника вагнеровского гения.

Лебединый замок Нойшванштайн,  который чуть не стоил королю трона из-за отнюдь не сказочных расходов,  посвящен Рихарду Вагнеру и пропитан атмосферой его опер. Без финансовой помощи Людвига II  не было бы ни байройтского Дома фестивалей, ни поставленного там  "Кольца нибелунга". Умер Вагнер в 1883 году в Венеции, а последнее свое  пристанище обрел в Байройте.

3. Вагнер - самый дорогой композитор

Всю  свою жизнь Вагнер занимал деньги налево и направо и никогда их не  отдавал. Эгомания и постоянная финансовая нужда сделали его самым  дорогим композитором всех времен и народов. От своего издателя Schott, у  которого он с 1859 года печатал свои произведения, Вагнер требовал  астрономические суммы авансом. Даже за еще ненаписанные произведения,  как это было в случае его "Кольца нибелунга". Первые показы оперного  цикла в Байройте оказались катастрофой с финансовой точки зрения, но в  долгосрочной перспективе их успех доказал правоту Вагнера и обеспечил  звонкую кассу издательству. В Schott Вагнер издал весь свой  композиторский багаж, а также привел в него известных авторов из своего  окружения.



Рихард Вагнер, жена Козима, тесть Франц Лист и воспитатель Генрих фон Штайн на вилле "Ванфрид" в Байройте (Вильям Бекманн, 1882 год)

4. Вагнер и сильные женщины

В операх Вагнера женские партии  часто воплощают сильные женские образы, задача которых - искупить вину  мужчин. Сильная женщина - это не та, которая освобождает себя от  мужчины, а та, которая любит настолько сильно, что готова отказаться от  собственного существования ради его спасения. Романтическая идея любви  до гроба.



Первая постановка оперного цикла "Кольцо нибелунга" в 1876 году

Женщины в жизни самого Рихарда Вагнера также были сильными и преданными.  Первая жена Минна не одобряла авантюры своего супруга, но на протяжении  30 лет сохраняла положение "главной женщины" в жизни Вагнера. Вторая  жена Козима стала для Вагнера всем - преданной возлюбленной, рачительной  хозяйкой, матерью его детей и восторженной поклонницей его творчества.  Именно она после смерти Вагнера превратила фестиваль в Байройте в  культовое событие.

Сезон 2021 года в Байройте стал эпохальным - впервые в истории фестиваля за пульт дирижера встала женщина, украинка Оксана Лынив.



Опера Рихарда Вагнера "Лоэнгрин" в Байройте, 2018 год

5. Вагнер - антисемит

Вагнер вывел латентный антисемитизм,  свойственный тогдашнему обществу, на уровень идеологии. В 1850 году под  псевдонимом вышел его памфлет "Еврейство в музыке", в котором он  отрицает способность евреев к художественному самовыражению. В  переизданной версии 20 лет спустя - уже с указанием авторства и в  расширенном варианте - тон памфлета становится еще более агрессивным.  Вагнер был ярым антисемитом в теории, но на практике поддерживал  отношения с евреями и пользовался их "услугами", если они были ему  полезны.

Уже после смерти Вагнера, но при содействии продолжателей его дела в Байройте, музыкальное наследие композитора широко использовали  в своих пропагандистских целях нацисты. По сей день ведутся споры о  том, можно ли найти в операх Вагнера проявления его юдофобии и не  следует ли вообще всю его музыку признать антисемитской.



Постоянная ссылка: https://p.dw.com/p/3yKXl

Германия, история Германии, музыка, history, история, Бавария, Вагнер

Previous post Next post
Up