Гитлер и Вагнер: можно ли отделить музыку от политики?

Aug 24, 2021 02:29


29.07.2019

Байройт на юге Германии и фестиваль музыки Вагнера, который здесь  проходит, сыграли немалую роль в истории немецкого национализма и  национал-социализма.



Винифред Вагнер (невестка композитора), Адольф Гитлер и Виланд Вагнер (внук композитора) на открытии фестиваля в Байройте в 1938 году

Музыкальный фестиваль в Байройте  - одно из главных событий культурной жизни Германии. В этот маленький  город в Верхней Франконии стремится хоть раз в жизни попасть каждый  ценитель творчества Рихарда Вагнера (Richard Wagner) - выдающегося  немецкого композитора, оказавшего огромное влияние на развитие оперного  искусства во всем мире.

При этом каждый, кто попадает в Байройт,  окунается не только в атмосферу музыкального праздника, но и знакомится с  историей этого города, сыгравшего немалую роль в истории немецкого  национализма и национал-социализма. Собственно, всем давно уже известно,  что Рихард Вагнер был антисемитом, как известно и то, как высоко  творчество композитора ценил Адольф Гитлер.  В связи с участившимися в наши дни случаями проявления антисемитизма в  Германии эти аспекты, конечно, сложно оставить без внимания. За  комментариями мы обратились к экспертам.

DW: Рихард Вагнер был антисемитом. Или у кого-то есть еще на этот счет сомнения?

Рик Фулкер, музыкальный обозреватель DW:  Сомнений нет, однако Вагнер порой сам себе противоречил, говоря о  евреях то как о "врагах", то как о "лучших из нас". А в 1882 году в  Байройте он на премьере своего "Парсифаля" поставил за дирижерский пульт  Германа Леви (Hermann Levi).



Дирижер Герман Леви

Свен Фридрих, директор Музея Рихарда Вагнера в Байройте (Sven Friedrich):  Вагнер был антисемитом, безоговорочно. И одна из его сомнительных  "заслуг" состоит в том, что он латентный антисемитизм, свойственный  тогдашнему обществу, не только вывел на свет, но и довел до уровня  идеологии. Антисемитизм стал нормой в светском обществе, среди людей  культурных, образованных. При этом Вагнер был антисемитом в теории, на  практике же у него были евреи среди друзей и коллег и он пользовался их  "услугами", если они были ему полезны.

Александер Шмидт,  научный сотрудник Документального центра на территории проведения  съездов НСДАП в Нюрнберге (Alexander Schmidt): Есть достаточно  доказательств, причем письменных. Вагнер уже в середине XIX века проявил  себя как публицист с очевидными антисемитскими убеждениями.

DW: В  Израиле на исполнение музыки Вагнера наложено неофициальное табу.  Негативное отношение к композитору базируется как на его собственных  высказываниях, так и на том факте, что его музыку почитал Гитлер. Можно  ли назвать Вагнера "вечным заложником" Гитлера?



Рихард Вагнер, фотография 1868 года

Рик Фулкер: Барри Коски, поставивший в 2017 году в  Байройте"Нюрнбергских мейстерзингеров", говорит, что "Вагнер все еще  сидит на скамье подсудимых". И освободиться ему вряд ли когда-либо  удастся. При этом в его музыкальном наследии эксперты антисемитских  тенденций не усматривают. Понятно также, что никаких связей с нацистами у  Вагнера быть не могло, поскольку умер он за 50 лет до того, как они  пришли к власти. Зато его вдова  активно проявляла свой антисемитизм в Байройте, увольняя  музыкантов-евреев. А идеи зятя Вагнера, Хьюстона Стюарта  Чемберлена, фактически легли в основу расовой доктрины  национал-социализма. В свою очередь невестка композитора Винифред Вагнер  (Winifred Wagner) считала себя близкой подругой Гитлера и стала членом  НСДАП в середине 1920-х годов. Байройт вообще был рассадником расистских  идей. Гитлер очень охотно приезжал сюда - пообщаться с близкими по духу  людьми и послушать оперы любимого композитора.

Свен Фридрих:  Гитлеру нравилась музыка Вагнера, ему близка была эстетика Вагнера, его  вдохновляло стремление Вагнера воплотить в Байройте идею о  гезамткунстверке - всеобъемлющем произведении искусства. При этом, как  ни странно, антисемитские воззрения Вагнера Гитлер практически не  воспринимал, они были ему неинтересны. Ясно одно: мы не можем  воспринимать Вагнера как явление культуры XIX века, мы всегда будем  смотреть на него через призму "третьего рейха". Отделить Вагнера от  "третьего рейха" и "третий рейх" от Вагнера уже не представляется  возможным.



"Нюрнбергские мейстерзингеры", Байройт, 2017 год. Сцена из постановки Барри Коски

DW: В Байройте дирижировали известнейшие музыканты еврейского происхождения, в частности - израильтянин Даниэль Баренбойм. В прошлом году "Нюрнбергских мейстерзингеров" здесь поставил Барри Коски. В этом сезоне "Лоэнгрина" ставит Ювал Шарон… Руководство фестиваля таким образом "работает над ошибками"? Ведь в свое время музыкантов-евреев отсюда выгоняли…



"Лоэнгрин" Ювала Шарона откроет Байройтский фестиваль в этом году

Свен Фридрих: В Байройт сейчас приглашают людей не потому,  что они евреи, арабы, поляки или русские. Сюда приглашают тех, у кого  есть идеи, связанные с творчеством Вагнера. Антисемитизма в публицистике  Вагнера, конечно, не стало меньше после того, как Барри Коски  инсценировал "Мейстерзингеров", а Шарон  - "Лоэнгрина". Этот  антисемитизм никуда не денется.

Александер Шмидт: Мне  кажется, это важно. Режиссерам с еврейскими корнями, возможно, интересно  показать публике свое понимание личности Вагнера и того, кем и в каких  целях его музыка использовалась после его смерти. Было бы в корне  неверным запрещать его музыку. Гораздо правильнее - сознательно  продолжать играть ее, зная всю подноготную.

Рик Фулкер:  Среди дирижеров, специализирующихся на Вагнере, - много евреев. И речь в  данном случае идет не только о Байройте. Да и среди поклонников музыки  Вагнера всегда было много людей с еврейскими корнями, даже во время и  после Второй мировой войны.

DW: Из года в год свой отпуск федеральный канцлер Германии Ангела Меркель(Angela Merkel) начинает  с посещения премьерной постановки в Байройте. Стоит ли в связи с этим  опасаться каких-то провокаций? Ведь нападения на евреев действительно  участились, и популистытеоретически могут использовать посещение канцлером фестиваля музыки Вагнерав своих неблаговидных целях…

Рик Фулкер: Не думаю, что стоит ожидать каких-либо провокационных действий. До сих пор ничего подобного на фестивале замечено не было.

Свен Фридрих:Если  говорить конкретно о госпоже Меркель, то она всегда подчеркивает тот  факт, что в Байройт она приезжает исключительно как частное лицо. Для  нее Байройт - не площадка для политических заявлений, а место отдыха и  возможность получить удовольствие от встречи с прекрасным.

Александер Шмидт:  История фестиваля в Байройте не сводится только к периоду  национал-социализма. И я бы никогда не обвинил в антисемитизме ни одного  гостя фестиваля. Да, Вагнер был антисемитом, но нельзя все сводить  только к этому. Конечно, это не значит, что данный факт надо  замалчивать. Об антисемитизме композитора можно и нужно говорить в ходе  дискуссий или вплетать эту тему в канву постановок.

DW: Сможет ли Байройт когда-нибудь "очиститься" от коричневых пятен на своей биографии? И возможно ли отделить Вагнера от Гитлера?

Александер Шмидт:  Освободиться от прошлого нельзя. И это хорошо! Потому что только в ходе  дискуссии о прошлом можно сделать выводы, которые определят поведение  людей в будущем. Я родился и вырос в Нюрнберге, и мой родной город  всегда в сознании людей будет ассоциироваться с национал-социализмом,  потому что здесь проходили съезды НСДАП, потому что здесь судили лидеров  "третьего рейха" в 1945-46 годах. И с этим городу приходится  сталкиваться ежедневно и на каждом шагу. Та же ситуация с Байройтом.

Свен Фридрих:Вагнера  нельзя вычленить из исторического контекста. А Байройтский фестиваль  сыграл свою роль в истории развития и утверждения нацистской идеологии -  в частности, как инструмент пропаганды. Это невозможно затушевать,  закрасить, стереть. Это - исторические факты. Речь не о том, чтобы  избавиться от прошлого. Речь о том, чтобы научиться его адекватно  воспринимать и правильно с ним обходиться. В Германии долгое время после  войны пытались отрицать определенные исторические факты. Если мы  научимся сознательной конфронтации с собственной историей, сможем  объективно оценивать те или иные события и делать выводы из собственных  ошибок, то мы сможем позволить себе просто наслаждаться  "Парсифалем"! И нам не будет стыдно от этого!



Постоянная ссылка: https://p.dw.com/p/31mL0

история Германии, история, Германия, национал-социализм, Гитлер, музыка, разоблачая ложь, history, Вагнер

Previous post Next post
Up