28 Квітня, 2021
От редакции
Какое-то время назад мы взялись поднимать некоторые архивные статьи ЛО для того, чтобы дать возможность посмотреть на то, что было написано тогда, и как все выглядит сейчас. Часть из этих статей именно сейчас выглядит не просто свежо, а как-то пророчески, как по самой постановке вопроса, так и по предмету, положенному в основу материала. Далее. - именно такой текст от 29.04.2016 г., с небольшими техническими правками, не меняющими смысла.
***
“Тем, кому сейчас десять, мы не нужны: ни мы, ни наши идеи; они не простят нам голода и бомбежек. А вот те, кто сейчас еще ничего не смыслит, будут рассказывать о нас легенды, а легенду надо подкармливать, надо создавать сказочников, которые переложат наши слова на иной лад, доступный людям через двадцать лет. Как только где-нибудь вместо слова “здравствуйте” произнесут “хайль” в чей-то персональный адрес - знайте, там нас ждут, оттуда мы начнем свое великое возрождение!”
Монолог Мюллера из телефильма «Семнадцать мгновений весны»
Говорят, что в детстве Путин очень любил фильм «
Семнадцать мгновений весны» и он восторгался теми персонажами, которые были сыграны Тихоновым, Броневым и прочими знаменитыми тогда, актерами. А еще говорят, что ему очень нравилась форма СС и то, как все у них замечательно выглядело. Оно и понятно, ведь этот фильм был одним из первых, который показал немцев не как полоумных дебилов, но как людей, которые делали что-то до боли знакомое и получалось это у них совсем не плохо.
По ходу фильма было рассыпано множество монологов главных героев (большинство из них - немцы), которые уходили далеко за рамки совковой пропаганды и философии. Автор романа Юлиан Семенов очень плотно работал с КГБ и что называется «был допущен». Он имел возможность знакомиться с материалами архивов, в том числе - захваченным как трофеи в Германии. Кроме того, он имел свободный выезд за рубеж, где общался с людьми, которых можно приравнивать к первоисточникам информации о минувшей войне. Это дало ему возможность вплести в художественную форму романа довольно близкие к реальности вещи. В совке так не было принято писать, а тем более - так снимать фильмы.
Люди старшего поколения, заставшие премьеру фильма, подтвердят, что практически все герои фильма, служащие на верхних этажах СС, вызывали горячую симпатию. Это не только заслуга актеров, которые блестяще отыграли свои роли, но и сам тот облик, который им придал автор романаи соответственно - режиссер Лиознова. Мюллер и Шелленберг - вообще стали любимчиками публики. Как это ни странно то, что делали эти герои фильма не казалось чем-то необычным или отвратительным. Они делали ровно то, что делало в совке НКВД, а потом и КГБ, но в совке. Короче говоря, никакого антагонизма не возникло только потому, что в фильме были сбавлены обороты пропаганды. Хотя, без нее фильм просто не мог выйти на экраны, но мастерский ход режиссера, капсулировал ее как бы отдельно от сюжет. Она концентрировалась во вставках документальной хроники и резко контрастировала с канвой фильма.
Иногда было совсем непонятно, зачем именно в этом месте была вставлена документальная хроника. Но скорее всего, это было сделано намеренно, по знаменитому принципу Архимеда: «Мухи - отдельно, а котлеты - отдельно». Зритель не мог связать хроникальные фильмы с его сюжетом и они автоматически оставались вне этого представления. Но для цензуры - все было на месте, и «политика партии и правительства», и «беспримерное мужество и героизм», а потому сам сюжет можно было разворачивать так, как было задумано авторами романа и фильма.
Но вот что характерно, автор все же ставил общую задачу именно пропагандистского характера, но средства изображения были тонкими и дали несколько неожиданный эффект. По большому счету, фильм должен был дать оправдание тому, что совок делал во времена выхода фильма. А в то время (1969-1972 г.) стояла холодная война, которая замерзла в паре шагов от войны горячей. Именно в это время совок вкладывался во Вьетнамскую войну, а Штаты открыто воевали на стороне Южного Вьетнама. Ситуация там настолько была закручена, что дальнейшая, уже глобальная конфронтация, казалась неизбежной.
В это время надо было показать народу врага в том обличье, которое распознается автоматически. Грубо говоря, Штаты должны были ассоциироваться с ролью такого себе наследника Рейха. Через весь фильм проходит тема сепаратных переговоров между руководителя Швейцарской резидентуры Управления Стратегических Служб, которое потом было преобразовано в ЦРУ, Аллена Даллеса, и представителями различных высших сфер Германии. Это должно было показать связь времен и стран. То есть, этот роман, а потом и его продолжение, повествующее о послевоенной судьбе представителей руководства Гитлеровской Германии, указывали на то, что Штаты изначально планировали переметнуться на сторону Германии, но геройскими усилиями Штирлица, это гнусное мероприятие было сорвано.
И тут зритель должен был сам додумать мысль о том, почему США приняли множество деятелей рухнувшего рейха. В те времена было очень мало информации об этих вещах, и Семенов живописно преподнес элементы американской операции «Скрепка» по извлечению из потока беженцев лиц, которые были носителями технических и оперативных секретов. Таким образом, рисовался образ будущего врага - преемника Гитлеровской Германии. Тогда мало кто знал, что совок делал ровно то же самое, но противник должен быть разоблачен очень тонко и не прямо.
В результате, эффект от фильма оказался не вполне предсказуемым. Кроме нескольких особо отвратительных немцев (агент Клаус, Рольф и Холтофф), остальные деятели Рейха оказались чуть ли не любимчиками публики. Американцы, конечно, оказались неприятными типами, но без излишней чернухи. Все основные мысли транслировались через намеки, давая возможность зрителю додумать несказанное. Самое же главное было вложено в речи ключевых фигур, которые в определенный момент переходили на длительные монологи, изрекая философские, а иногда и пророческие вещи. Фильм просто нафарширован подобными моментами.
Таким образом желая намекнуть на одно, автор отослал зрителя в совсем другие времена и сферы. Приведенный выше монолог Мюллера призывал зрителя к бдительности и утверждал, что с крушением Рейха не все закончено. По мнению автора и словами Мюллера - все может вернуться снова и не обязательно в Германии. По канве фильма, золото партии, а также ее идеологи, уехали из Германии в далекие страны. По логике Мюллера, нацизм мог возродиться где угодно. Время, которое давал Мюллер для возрождения нацизма было указано из соображений пропаганды. Там речь шла о 1965 годе, то есть - моменту написания романа. Это как бы говорило о том, что вот же, Америка и есть то место, где проросло то семя, которое бросили главари Рейха. Но мы так и не увидели возрождения фашизма именно в том временном промежутке. Война во Вьетнаме закончилась сразу после выхода фильма, а через полтора десятка лет и сам совок почил в Бозе.
Тем не менее, все случилось именно так, как пророчествовал автор. Нацизм или как было принято говорить в совке, а теперь и в РФ - фашизм уже возродился и именно так, как было предсказано. Те, кто дал фору Гитлеру и его подельникам, отправив в могилы как минимум вдвое больше людей, сейчас становятся легендами. Кровавые мясники и патологические убийцы, которые, дорвавшись до власти, стали творить вещи, от которых весь состав Испанской инквизиции просто поседел бы, стали героями.
Москва требовала царя или вождя и она его получила. Путина за глаза называют «нацлидер» и это уже никого не пугает. Путин что-то такое рассказывает о нации, а также о том, что Россия есть образец социальной гармонии. Судя по тому, как он расправляется с теми, кто не приемлет национальный социализм, то это уже очень четко напоминает Германию 30-х. Ксенофобия возведена в ранг национального достояния, а промывка мозгов доведена до совершенства. Ну и сам неофициальный титул Путина - лидер, дословно переводится на немецкий как Führer.
Не удивительно, что российская почта уже переоделась в форму, аналог той, что носил Штирлиц, а эмблема почти полностью совпадает с эмблемой Рейха. Еще менее удивительно, что съезды и демонстрации неонацистов, проходящие в различных российских городах, бережно охраняются полицией. Так же понятно, что россияне пошли воевать за «русский мир» в другие страны, а их бойцы, взятые в плен, оказываются разукрашенными татуировками с имперским орлом III Рейха.
Все правильно. Мюллер предсказал именно это, просто Юлиан Семенов не мог даже подумать о том, что «Хайль» выкрикнут не в Германии, Аргентине или Бразилии, но сделают это в Москве.
В качестве PS - из диалога Штирлица и генерала Вермахта в поезде:
“… Я завещал детям, пусть будет проклята любая демократия в нашем Рейхе. Всякая демократия в нашей стране чревата только одним - диктатурой мелких лавочников. Чем больше мы имеем свобод, тем скорее нам хочется СС, тайной полиции, концлагерей, всеобщего страха. Только тогда мы чувствуем себя спокойными. Не нужно отстаивать своей точки зрения на судьбы Родины, ни какой ответственности только подними руку за того, кто этим занимается за тебя, только крикни Хайль Гитлер! И все сразу станет понятно. Ни каких волнений…”
Пророчество Мюллера. Ремейк (Часть 1) | Линия обороны
От редакции Какое-то время назад мы взялись поднимать некоторые архивные статьи ЛО для того, чтобы дать возможность посмотреть на то, что было написано тогда, и как все выглядит сейчас. Часть из этих статей именно сейчас выглядит не просто свежо, а как-то пророчески, как по самой постановке вопроса,...
defence-line.org
Пророчество Мюллера. Ремейк (Часть 2) | Линия обороны
В это время надо было показать народу врага в том обличье, которое распознается автоматически. Грубо говоря, Штаты должны были ассоциироваться с роль ю такого себе наследника Рейха. Через весь фильм проходит тема сепаратных переговоров между руководителя Швейцарской резидентуры Управления...
defence-line.org