Переведено
Google Переводчик February 26, 2021
«Никого не волнует, умрем ли мы»: экс-сирийские повстанцы называют кошмар Нагорного Карабаха «одноразовой силой для Турции»
Бойцы Сирийской национальной армии (СНС) в Нагорном Карабахе во время войны (Источник: СНС)
Остатки сирийской вооруженной оппозиции, переделанные в наемные силы Турцией Эрдогана, были отправлены сражаться за Азербайджан с обещаниями сладкой зарплаты. Вместо этого они встретили оскорбления, унижения и смерть.
В первую неделю октября 2020 года Ахмад Хадад * и более 20 других бойцов из фракции «Дивизия Хамза» так называемой Сирийской национальной армии стояли посреди горного хребта в Азербайджане недалеко от иранской границы. Они потерялись.
После того, как армянская армия начала интенсивную бомбардировку гор, азербайджанские солдаты, стоявшие за сирийцами, быстро бежали, оставив сирийцев одних в незнакомой местности. Артиллерийский снаряд упал рядом с одним из командиров Хадада, Мухаммадом Шааланом, мгновенно убив его.
Двое самых молодых и сильных бойцов в группе несли тело Шаалана и покинули горы, чтобы найти свою базу. Когда мужчины пришли в себя от усталости, они бросили тело и позволили ему катиться по горным склонам, чтобы избавить их от лишних усилий.
Прошли часы, и сирийцы осознали, что они не приблизились к поиску пути назад. Трое бойцов решили сесть с телом Шаалана и ждать, пока остальные вернутся с помощью, зная, что, если они этого не сделают, тело, вероятно, навсегда потеряно в горах.
После того, как другие мужчины ушли, троих оставшихся встретил поток пуль с юга. Другой боевик Сирийской национальной армии, Хусейн Талха, был ранен и убит. Двое оставшихся в живых мужчин бежали на северо-восток, пока не достигли точки, где собрались другие сирийские бойцы из дивизии Хамза.
«Ситуация была напряженной, наш командир координировал свои действия с турками, чтобы выяснить, почему азербайджанцы бросили нас», - сказал Ахмад Хадад. «Они забрали тела и вернули их в Сирию. Но нам стало еще хуже. Я имею в виду, что многие из нас погибли в Азербайджане ».
Боевики Султана Сулейман-шаха позируют с азербайджанскими солдатами в Карабахе. (Источник: СНС)
Вылет в Баку
Это было в июле прошлого года, когда люди из Сирийской национальной армии (СНА), коллектива воинственных сирийских оппозиционных группировок, поддерживаемых и контролируемых Турцией, узнали, что они могут быть отправлены в Азербайджан, о которой немногие из них даже слышали. Им сказали, что они будут действовать в качестве пограничников, и что задание будет легким и без боя.
22 сентября 2020 года источник из фракции Султана Мурада в СНС прислал мне фото десятков
боевиков в грузовом самолете . «Они едут в Баку», - написал он. "Сейчас же. И еще кое-что последует ».
Боевики сирийской оппозиции вылетают в Азербайджан в сентябре 2020 года (Источник: SNA)
Пять дней спустя Азербайджан начал наступление на армян в Нагорном Карабахе, являющемся горячей точкой спора между Арменией и Азербайджаном. Он в значительной степени полагался на поддержку Турции и наемных сил, которые он привлек из рядов сирийских боевиков, которые он в течение многих лет снабжал в неудавшейся и катастрофической попытке свергнуть правительство в Дамаске.
Миф об умеренной сирийской оппозиции
С начала сирийской войны Турция была самым агрессивным государством, поддерживающим сирийскую вооруженную оппозицию. В Турции был размещен первый военный центр Свободной сирийской армии (ССА), и она сыграла важную роль в обеспечении поддержки со стороны стран Запада и Персидского залива.
Турция в партнерстве с Соединенными Штатами и Саудовской Аравией создала программу обучения и оснащения, злополучное предприятие, целью которого было обеспечить обучение и вооружение боевиков из так называемых «умеренных» оппозиционных группировок в Сирии.
В 2014 году в Алеппо я взял интервью у бойцов из «Харакат Хазм» и «Джаиш аль-Муджахидин», двух группировок ССА, которые правительство США считает «умеренными».
«Не бывает умеренного мусульманина», - сказал мне один из боевиков «Джаиш аль-Муджахидин» в Алеппо. «Мы все мусульмане. У всех есть бороды. Все мы молимся. Ваше правительство говорит, что мы умеренные, но вы не найдете умеренного бойца во всей [удерживаемой оппозицией] Сирии».
Вскоре после того, как первые боевики ССА из фракции Харакат Хазм прошли обучение и получили оружие,
сирийский филиал «Аль-Каиды» Джабхат ан-Нусра сразился с ними и победил их. «Джабхат ан-Нусра» совершил набег на склады оружия и угнал их автомобили. По сути, программа обучения и оснащения косвенно вооружала Аль-Каиду.
Помимо программы подготовки и оснащения, Турция напрямую вооружила Джабхат ан-Нусру. «Я трижды забирал оружие на сирийской границе в 2013 и 2014 годах», - сказал Зиад Ибрагим *, боевик, ранее входивший в группировку ССА «Джаиш аль-Муджахидин». «Мы ехали на границу, встречались с турецким агентом и возвращались в наш штаб на трех машинах, полных оборудования. Затем мы брали часть оружия, которое нам дала Турция, и оставляли его в указанном месте. Джабхат ан-Нусра забирал их из этого места ».
С начала войны до 2016 года граница Турции с Сирией была практически полностью открыта для боевиков ИГИЛ, «Аль-Каиды» и ССА, которые могли перемещаться между двумя странами. Ильяс Айдын, лидер турецкого ИГИЛ, который в настоящее время содержится в плену у Сирийских демократических сил (SDF), преимущественно курдского ополчения, поддерживаемого США на северо-востоке Сирии, сказал, что он встречался с агентами турецкой национальной разведки на турецко-сирийской границе, чтобы обсудить прохождение бойцов и оружия.
«Дело не в исламе, - сказал Айдын. «Эрдоган не хочет исламского халифата. Он хочет османский халифат. Какое-то время ИГИЛ было ему полезно, потому что мы контролировали районы Сирии вдоль границы с Турцией. Он хочет, чтобы Турция контролировала территории, которые мы оккупировали».
Только после того, как ИГИЛ было разгромлено в частях Сирии, граничащих с Турцией, и заменено курдскими SDF, Турция построила пограничную стену.
«Мы уже были наемниками и ворами»
В декабре 2017 года Свободная сирийская армия (ССА) превратилась в Сирийскую национальную армию (СНА), что еще больше объединило боевые оппозиционные группировки под контролем Турции. В январе 2018 года, используя фракции из недавно названной СНС, Турция начала операцию «Оливковая ветвь» в Африне, городе с курдским большинством на северо-западе Сирии.
В марте 2018 года, после захвата и оккупации Африна, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган выступил с речью, в которой выделил районы Сирии, на которые Турция планировала нанести следующий удар. «Следующими будут Манбидж, Кобани, Рас аль-Айн, Тель-Абьяд, Камишли», - сказал он. В октябре 2019 года Турция и их прокси-серверы SNA атаковали и захватили Рас-аль-Айн и Тель-Абьяд. Сейчас они регулярно атакуют район Манбиджа.
«Африн был тогда, когда мы начали воевать только за Турцию», - сказал Махмуд Азази *, боевик дивизии Хамза, находившийся в Азербайджане во время войны. «Африн был борцом с их худшим поведением. [СНС] украл имущество и автомобили. Они похитили курдских мирных жителей и потребовали выкуп за их семьи. Они убивали мирных жителей и насиловали женщин ».
«Когда два года спустя Эрдоган решил отправить [бойцов СНС] в Ливию, мы уже были наемниками и ворами», - добавил он.
В декабре 2019 года, после того как Турция подписала соглашение с правительством национального согласия (ПНС) Ливии, базирующимся в Триполи, боевики СНС были переброшены в Ливию, чтобы поддержать борьбу ПНС против их соперника, Ливийской национальной армии, базирующейся в Бенгази. По оценкам источников SNA, до того, как в июне прошлого года вступило в силу соглашение о прекращении огня, Турция отправила более 15 000 сирийских наемников в Триполи и Мисурату.
Перед прекращением огня боевики СНС в Ливии сообщали, что они использовались ПНС и Турцией в качестве пехотных сил в наиболее опасных зонах боевых действий. Как и в случае с нагорно-карабахским конфликтом, наемники жаловались, что им лгали о причине их отправки в Ливию. «Они сказали нам, что будет небольшой бой», - сказал один из боевиков султана Мурада. «Но теперь наши мертвые солдаты лежат на улице».
Поддерживать связь с боевиками СНС на протяжении всего их пребывания в Ливии было относительно легко. Они прислали фотографии и видео с хорошо оборудованных вилл в Триполи, давно покинутых гражданскими лицами, спасавшимися от столкновений и разгула ополченцев в Западной Ливии.
Боевики СНС откровенно рассказали о том, как они грабят дома мирных жителей и зачищают электрические провода на металлолом, обращаясь к ливийским боевикам, связанным с Правительством национального согласия, с просьбой продать эти предметы от их имени.
В феврале 2020 года Эрдоган признал, что в Ливию были отправлены боевики СНС. «Турция там с тренировочными силами», - сказал он. «И есть также люди из Сирийской национальной армии».
Сразу стала очевидна разница в том, как Турция обращается с сирийскими наемниками в Азербайджане. 25 сентября, за два дня до того, как Азербайджан и Турция начали войну в Карабахе, Ахмад Халед *, боевик дивизии Хамза в Идлибе, беспокоился, что не может связаться с кем-либо из сирийцев, дислоцированных в Азербайджане. «Мой брат, трое моих двоюродных братьев, еще много людей из моей деревни… никто из них не разговаривал по телефону с тех пор, как уехал из Турции», - сказал он.
Вскоре после начала войны Халед наконец получил серию безумных голосовых сообщений в WhatsApp от своего брата из Азербайджана. «Сначала они забрали наши телефоны», - сказал он, и на заднем плане послышались сильные взрывы. «А сейчас Интернет обычно не работает. Они бросили нас прямо в бой. Перед отъездом нам сказали, что боевых действий не будет, а мы просто будем охранять границу для азербайджанцев, но уже пятеро из нашей группы погибли от обстрела. Мы не знаем, где находимся. Нам нужно покинуть это место ».
В первые несколько дней войны боевики СНС слили два видеоролика, которые пользователи Твиттера смогли быстро привязать к Нагорному Карабаху. Основные средства массовой информации начали публиковать сообщения о присутствии сирийских наемников. Официальные лица из России, Франции и США указали, что у них есть доказательства отправки Турцией боевиков СНС в Азербайджан.
11 октября боец дивизии Хамзы заснял на камеру трупы армянских боевиков и разместил видео в Facebook, где быстро распространился.
14 октября в интервью France24 президент Азербайджана Ильхам Алиев отрицал присутствие сирийских наемников в Нагорном Карабахе. В тот же день турецкий Эрдоган выступил с речью против обвинений в корыстолюбии. «Говорят, что мы отправили сирийских боевиков в Карабах», - сказал он. «У сирийцев есть работа на своей земле. Они туда не пошли ».
В тот вечер Ахмед Хадад, который базировался в том же лагере, что и боец дивизии Хамза, разместивший видео, наблюдал, как азербайджанские и турецкие разведки подъезжали на грузовиках. «Они избили его. Они его пинали. Они сделали это на глазах у всех нас, чтобы внушить страх », - сказал Хадад. «Турки увезли этого человека, и с тех пор о нем ничего не слышно. Они были полны решимости остановить утечку информации от сирийцев в Карабахе ».
По мере продолжения войны контакты с боевиками СНС в Нагорном Карабахе становились все более редкими. Командиры СНС регулярно предупреждали своих людей, чтобы они не делились какой-либо информацией с линии фронта. 25 октября Фахим Исса, командующий фракцией Султана Мурада, распространил запись голоса среди своих людей. «Не фотографируйте!» - проревел он. «Не отправляйте ничего никому, иначе вас арестуют!»
Война в Нагорном Карабахе завершилась 10 ноября 2020 года трехсторонним мирным соглашением между Азербайджаном, Арменией и Россией. К концу ноября наемники СНС были возвращены в Сирию.
По прошествии времени и ослабления страха перед арестом все больше людей из СНС были готовы поделиться отчетами и фотографиями из своего времени, проведенного в азербайджанских войсках.
Командующий султаном Мурадом Хоссам Диб с азербайджанскими войсками и азербайджанским флагом. По геолокации армянского исследователя, он был доставлен на военную базу в Джебраиле в Нагорном Карабахе. (Источник: СНС)
Туркменское преимущество
Источники Сирийской национальной армии говорят, что Турция направила в Азербайджан около 2700 боевиков СНС. Вероятно, пытаясь отрицать ответственность турецкого правительства, материально-техническое обеспечение наемников осуществлялось SADAT, турецким частным оборонным подрядчиком, принадлежащим Аднану Танриверди, бывшему главному военному советнику президента Эрдогана. (SADAT также занимается логистикой наемников для тысяч боевиков СНС, которые Турция отправила в Ливию.)
Считается, что Халед Туркмани Або Сулейман, туркменский командир из фракции Султан Мурад, выступал в качестве связующего звена между САДАТ и Азербайджаном в Нагорном Карабахе.
Халед Туркмани Або Сулейман с командующим султаном Мурадом Фахимом Иссой (Источник: СНС)
Боевики СНС в Нагорном Карабахе в основном представляли три фракции: Султан Мурад, Султан Сулейман Шах и Дивизия Хамзы. Махмуд Азази говорит, что около 500 из присланных были сирийскими туркменами, турецкое меньшинство, сконцентрированное в основном на севере Сирии.
«В Азербайджане было пять лагерей наемников», - сказал он. «Дивизия Хамза и султан Мурад имели по два лагеря, а султан Сулейман Шах - по одному. В каждом из пяти лагерей была туркменская бригада ».
Халед Туркмани Або Сулейман (Источник: СНС)
Мустафа Кассаб *, бывший командующий СНС, говорит, что этнические туркмены в СНС пользуются особым статусом. «Существует четкое различие между нами, сирийскими арабами, и ними, туркменами. Мы стали называть их «новыми алавитами». То, как алавиты [секта меньшинства, к которой принадлежит президент Сирии Башар Асад] в режиме Асада, жили лучше, чем кто-либо другой в сирийском обществе, таковы и туркмены. Потому что для Турции они турки. Мы просто арабы ».
«Никогда не было так ясно, как в Азербайджане, насколько Турция оценивает туркмен иначе, чем мы», - сказал Махмуд Азази. «Арабы находились в самых опасных условиях. Туркменские боевики были нашими переводчиками, или работали на кухне, или охраняли нас, чтобы не дать нам покинуть лагеря. Я не думаю, что в Азербайджане погиб ни один туркменский боец СНС ».
Бои в Нагорном Карабахе
Один из боевиков султана Мурада вспоминал об особенно жестоком дне в начале октября: «Мои кузены и я воевали в Сирии всю эту войну, и мы никогда не видели ничего подобного. Мы заблудились. У нас не было представления о местности, и мы имели лишь приблизительное представление о том, куда нам следует идти. У большинства из нас были только АК-47. В одном бою нас 45 человек были на небольших холмах. Один снайпер убил восемь человек из Султана Мурада и двоих из дивизии Хамза. Снайперы такие же, как в фильмах ».
Боевик Султан Мурад заявил, что турецких военнослужащих и близко к СНС в Карабахе не было. «Я не видел никого из турецких военных после перелета в Азербайджан», - сказал он. «Иногда там были азербайджанские солдаты, но они стояли в 200 метрах позади нас».
Боевик султана Сулейман-шаха, находившийся в Азербайджане почти два месяца, заявил, что азербайджанские солдаты жестоко оскорбляли сирийских наемников. «Честно говоря, мы больше боялись азербайджанцев, чем армян», - сказал он. «Они побьют любого из СНА, кто боялся идти в бой. Они обращались с нами как с собаками.
«Все было так плохо организовано, особенно вначале», - продолжил боец султана Сулеймана Шаха. «Некоторые из мужчин, завербованных в СНА для поездки в Азербайджан, никогда раньше не воевали. Они были просто отчаявшимися людьми, живущими в лагерях в Сирии. И координация между нами и азербайджанской армией была ужасной ».
«Не раз по ошибке азербайджанская артиллерия попадала в бойцов СНС», - продолжил он. «Однажды, после того как в мужчин попала артиллерия, азербайджанцы случайно наехали на них из бронетранспортера. Из-за этого погибли семь человек ».
Махмуд Азази сказал, что после двух недель тяжелых потерь около 500 боевиков СНС просто отказались продолжать боевые действия. «Они сказали руководству СНА, что не будут поднимать оружие против кого-либо, и потребовали вернуть их в Сирию. Когда руководство отказалось их вернуть, они начали протестовать. Они угрожали выбраться из лагеря и исчезнуть в Азербайджане, чего, как они знали, очень боялись азербайджанцы. В конце концов, они вернули в Сирию около 300 человек. Они арестовали 10 человек, которых считали виновными ».
Подразделение Хамза замечает, что осуждает арест некоторых своих боевиков в Азербайджане. (Источник: СНС)
Жестокие условия и тяжелые потери не помешали наемникам СНС повторить плохое поведение, которое они совершают в Сирии и Ливии. «Каждый раз, когда мы оказывались в районе с домами, мужчины грабили все, что могли. Они жаловались, что это не похоже на Ливию. Не было ничего достаточно хорошего, чтобы украсть », - сказал Махмуд Азази.
«Некоторые из сирийцев начали воровать коров и овец и продавать их азербайджанским брокерам», - добавил он. «Но это очень беспокоило азербайджанских солдат и заставляло их нервничать по поводу того, что еще сирийцы могут сделать. Поэтому они установили правило, что ни одному сирийцу не разрешалось покидать его лагерь, если только он не собирался в бой ».
Плата, обещанная боевикам СНС, дислоцированным в Азербайджане, составила примерно 2000 долларов в месяц. Такая же сумма была обещана наемникам в Ливии, хотя, по словам более 50 человек, сражавшихся с декабря 2019 года по настоящее время, никто никогда не получал больше 400 долларов в месяц.
«Командиры сказали нам, когда мы вернулись в Сирию, что, если мы будем молчать, мы быстро получим то, что нам причитают», - сказал Азази. «И мы узнали, что командирам уже заплатили, как и большинству туркменских боевиков».
В январе сестра боевика Султана Мурада заявила, что она до сих пор не получила обещанную должностными лицами СНС компенсацию за смерть ее брата, который был убит вместе с командиром султана Мурада на второй неделе конфликта в Нагорном Карабахе.
«Это то, что султан, османский халиф, сделал с нами», - сказал Азази, унизительно упомянув президента Турции Эрдогана. «Кто знает, куда нас отправят в следующий раз. Мы слышим Йемен. Мы слышим Катар. Мы для Турции как одноразовая сила для достижения своих целей. У нас есть боевой опыт. Никого не волнует, умрем ли мы ».
«Все в СНС, даже самые лояльные к Турции, знают, что Турция не пытается помочь сирийцам», - продолжил он. «Они не поддерживают нашу революцию [против президента Сирии Башара Асада]. Потому что революции больше нет. Турция его разрушила, и теперь мы просто боремся за интересы Турции. Клянусь Богом, растущая часть нас здесь желает вернуться во времени к тому, как мы жили до 2011 года, до войны. Потому что жить с властью [Турции] на шее, это хуже, чем при Асаде ».
* Псевдонимы, используемые для защиты личности сотрудников СНС, которым грозит арест за разговор с журналистом.
'No one cares if we die': Ex-Syrian rebels recount Nagorno-Karabakh nightmare as 'disposable force for Turkey' | The Grayzone
Repurposed into a mercenary force by Erdogan’s Turkey, the remnants of Syria’s armed opposition were sent off to fight for Azerbaijan with promises of sweet paychecks. They met abuse, humiliation, and death instead. In the first week of October 2020, Ahmad Hadad* and more than 20 other fighters from...
thegrayzone.com