Расследование о том, как близкая знакомая Виктора Золотова строит бизнес с государством 1.

Jan 21, 2021 02:57


24 ноября 2020



Скрытая  от широкой публики близкая знакомая главного охранника президента  строит доходный бизнес в сфере, тесно связанной с силовиками. Эта  запутанная история дает шанс понять, кем в 90-х на самом деле был  будущий глава Росгвардии.

image Click to view



Утром 27 сентября 2004 года прихожане Князь-Владимирского собора  в Санкт-Петербурге могли наблюдать историческую картину. В храм набились  около 200 человек. Бок-о-бок стояли, казалось бы, непримиримые враги -  высокопоставленные сотрудники правоохранительных органов и известные  бандиты, за которыми к тому времени уже закрепился термин «авторитетные  предприниматели».



Похороны Романа Цепова, 2004 год

В толпе  можно было заметить тогдашнего начальника службы безопасности  президента и нынешнего руководителя Росгвардии Виктора Золотова, главу  управления собственной безопасности МВД Константина Ромодановского,  впоследствии много лет возглавлявшего миграционную службу, а также все  руководство петербургской милиции, включая тогдашнего начальника  местного главка Михаила Ваничкина (ныне - замглавы МВД), писал присутствовавший там корреспондент «Коммерсанта». Рядом с ними под высокими сводами собора стояли  в окружении хмурых здоровяков в кожаных куртках Владимир Барсуков  (Кумарин), которого в 2019 году суд признал лидером «тамбовской» ОПГ,  и Денис Волчек, экс-депутат Госдумы от ЛДПР и партнер другого  петербургского авторитета 90-х Константина «Могилы» Яковлева.

Всех  этих людей объединила смерть Романа Цепова - петербургского  предпринимателя, которого причисляли то к бандитам, то к сотрудникам  спецслужб.

«Я прощаюсь с другом», - этими словами Золотов якобы начал свою речь на поминках по Цепову, рассказывает человек, который на них присутствовал.

Это было продолжение начавшейся в 90-х запутанной истории дружбы и любви.



Продюсер

В годы могущества Цепова про него в Петербурге ходил такой анекдот, рассказал его близкий знакомый.

-  Как-то раз Цепов остановил машину рядом с придорожным лотком, чтобы  купить арбуз. Торговец взвешивает его и говорит: арбуз весит центнер.  На что Цепов ласково удивляется: «Ну, что же ты, милый, делаешь?»  А торговец упирается и грозит позвать «крышу» - Романа Цепова: «Вот  он приедет, и с тобой за слова твои поганые разберется».

Если  этот анекдот и выдуман окружением Цепова, он все равно емко  характеризует ту роль, которую предприниматель играл в Петербурге 90-х.  Он занял уникальное место между двух миров - «миров бандитов и ментов»,  вспоминает бывший высокопоставленный сотрудник петербургского УБОПа,  занимавшийся в том числе и Цеповым.

Даже  вырос Цепов на границе двух миров - городе Колпино, который  административно входит в состав Петербурга (тогда - Ленинграда),  но живет обособленной жизнью. Его отец - инженер Ижорского завода,  мать - стоматолог, а сам он закончил Высшее политическое училище МВД  СССР и начинал карьеру во внутренних войсках, где дослужился  до замполита батальонa, следует из биографической справки к интервью 1996 года и писала «Новая газета». В начале 90-х уволился из органов и основал охранную  компанию «Балтик Эскорт», но до конца жизни многое говорило о том, что  он не потерял связь с органами.

«Лично  я видел у начальника отдела внедренных сотрудников огромную папку  на Цепова», - вспоминает высокопоставленный сотрудник петербургского  милицейского главка того времени. У Цепова была так называемая  «непроверяйка» -документ, запрещающий досмотр автомобиля,                     добавляет собеседник «Проекта», а по городу он перемещался с мигалкой,                        следует из архивного милицейского досье на Цепова. «Что касается, человек ли я ФСБ или ГРУ, ЦРУ, ПГУ…  Давай так. У всех свои секреты есть. Не буду говорить: нет,  я не „ментовский“», - уклончиво ответил сам Цепов в 1996 году на вопрос о принадлежности к силовым структурам. В МВД не ответили на запрос «Проекта».



Роман Цепов

С другой  стороны, Цепов регулярно попадал в поле зрения милиции за контакты  с криминальным миром, да и сам был фигурантом нескольких уголовных дел. В архивной базе петербургского УБОПа есть досье на Цепова  с указанием его знакомств с героями «бандитского Петербурга», убедился  «Проект», ознакомившись с базой. Охранный бизнес был в те годы простым способом  легализовать криминальные бригады, занимавшиеся рэкетом, и получить  лицензию на оружие, объясняет высокопоставленный сотрудник милицейского «главка». «Когда я к нему первый раз приехал, он на меня  „накатил“. Он еще в такие моменты в голос специально хрипотцу добавлял.  Ствол достал», - вспоминает близкий знакомый Цепова о своем знакомстве  с ним в офисе «Балтик Эскорта» - полуподвальном помещении во дворах  на набережной Фонтанки.

«Я не „пермский“,  не „тамбовский“, не „малышевский“, не „казанский“. Не отношусь  ни к кому, но контактирую и буду контактировать со всеми, с кем считаю  нужным. Я знаю всех „авторитетов“, и они знают меня. Да, я общаюсь.  С каждым - Кумарин, Глущенко… С Александром Ивановичем Малышевым меня  свела судьба, мы встречаемся», - признавался сам Цепов. Экс-депутат Госдумы Михаил Глущенко, известный  в криминальном мире под кличкой «Хохол», в 2012 году был осужден  за вымогательство, впоследствии назвал себя одним из организаторов  убийства Галины Старовойтовой. Александр Малышев первые судимости  получил еще в советское время, в 90-е был осужден за незаконное ношение  оружия, потом подался в Европу. В 2010 году был арестован в Испании  по громкому делу «русской мафии»: испанские власти считают его одним  из лидеров «тамбовско-малышевской преступной группировки». Сейчас живет  в Петербурге.

В 1994 году  Цепов принял участие в вооруженном нападении на офис частной фирмы  недалеко от Мариинского театра: стреляли из автоматов, компанию  директору «Балтик-Эскорта» составили два офицера ФСБ, вспоминает бывший высокопоставленный сотрудник  петербургского УБОПа и следует из архивной милицейской справки на Цепова. Сам Цепов не скрывал, что перестрелка была,  но утверждал, что на самом деле сотрудники контрразведки позвали его  помочь в операции по ликвидации преступной группировки. «Это правда, его  действительно попросили помочь», - утверждает один из ветеранов  петербургской милиции. Как было на самом деле, теперь не установить,  но тогда сотрудники милиции нагнали Цепова, когда он уже уехал с места  перестрелки, и обнаружили у него с собой два автомата Калашникова  и часть оргтехники из офиса, в котором якобы скрывались опасные  преступники. Так Цепов попал в СИЗО «Кресты». Однако дело было  прекращено, что лишь усилило слух о связях Цепова со спецслужбами.  Спустя четыре года на Цепова завели новое дело, однако и в этом случае  оно развалилось. «Если дашь ход этим материалам, от тебя даже пыли  не останется», - так один из оперативников описывает разговор  с начальством.

Причина  неприкосновенности Цепова может быть по-российски простой. В начале 90-х  он установил крепкие связи с вице-мэром Петербурга и офицером Главного  управления охраны (в будущем оно превратится в Федеральную службу  охраны), приставленным к мэрии. Первого звали Владимир Путин, второго -  Виктор Золотов. Путину и его семье госохрана не полагалась, и Смольный  заключил договор на эти услуги с «Балтик-Эскортом», рассказывал в интервью сам Цепов, Золотов же охранял тогда семью мэра города Анатолия Собчака.

Когда  Путин стал президентом, а Золотов - начальником его службы  безопасности, Цепов, будучи лишь директором одной из охранных структур  Петербурга, смог влиять на кадровую политику в силовых структурах -  например, предлагать на высокие посты «своих» людей, рассказывают два знакомых Цепова. За это, по одной из версий, он получил прозвище  «Продюсер». Впрочем, по другой версии, оно приклеилось к нему за то, что  он спонсировал кинопроизводство - в частности, стал продюсером сериала  «Честь имею!..».



Роман Цепов также снялся в эпизодической роли в сериале «Бандитский Петербург». Режиссер Владимир Бортко, 2000 год.

«Все  понимали: есть Путин, под ним Золотов, а Рома - его человек», - говорит  один из собеседников «Проекта», вспоминая годы могущества Цепова.



Охранник

В 2018 году,  в пылу спора с Алексеем Навальным после расследования о госзакупках  Росгвардии, Золотов признался, что в прошлом занимался бизнесом.  Но не уточнил ни каким, ни когда. В Росвардии не ответили на вопросы «Проекта» для этой статьи.

Если взглянуть на официальную  биографию главы Росгвардии, то там нет и следов предпринимательской  деятельности. В 1991 году Собчак попросил президента Бориса Ельцина  направить в Ленинград несколько сотрудников охраны, потому что  не доверял местным кадрам, вспоминал сам Золотов в интервью Ксении Собчак. В их числе оказался и Золотов. До 1993 года он охранял  Собчака по две недели в месяц, затем возвращался в Москву и работал  с Ельциным, но потом окончательно обосновался в Петербурге.



Анатолий Собчак, 1992 год. Слева за спиной - Владимир Путин. справа - Виктор Золотов. Фото Юрий Белинский/ТАСС

После  того, как Собчак в 1996 году проиграл выборы, а Путин уехал в Москву,  Золотов остался в Петербурге. Что он там делал? Кого охранял?

В его  биографии на сайте Росгвардии указано, что с 1990-го по 2000-й  он «служил на различных руководящих воинских должностях в органах  государственной охраны». Однако два близких знакомых Цепова рассказали  «Проекту», что во второй половине девяностых Золотов, вероятно, какое-то  время мог трудиться у Цепова в «Балтик Эскорте» - до того момента, как  в Москве начался политический взлет Путина, и тот позвал своего  телохранителя в столицу. «Фактически он был его (Цепова - „Проект“)  замом, считайте так», - говорит один из знакомых Цепова, журнал The New Times утверждал даже, что в Петербурге  «Золотова называли совладельцем „Балтик Эскорта“». Если посмотреть  на документы, то Золотов официально не имел к компании никакого  отношения. Фирму в 1992 году учредили два человека - Цепов (60%) и Игорь  Корешков (40%), следует из электронного архива регистрационной палаты  администрации Петербурга. Корешков - кадровый чекист, служивший  в ленинградском управлении КГБ с 1980 по 1990 годы, а потом переведенный  в МВД в звании старшего лейтенанта, указано в архивной базе ЧОПов,  которую вело одно из петербургских силовых ведомств. «Золотов стоял  у истоков „Балтик-Эскорта“, но в силу своего статуса не мог официально  числиться в учредителях», - утверждает знакомый Цепова.

«Балтик  Эскорт» и по сей день близок к силовикам, и в особенности -  к возглавляемой Золотовым Росгвардии. Об этом, например, свидетельствует  необычный парад, который прошел в сентябре 2017 года на Дворцовой  площади в Петербурге. Росгвардия отмечала годовщину своего создания  показом всевозможной техники для усмирения уличных беспорядков. На смотр  почему-то позвали и частную охранную организацию. Из сотен подобных  компаний руководство Росгвардии выбрало именно «Балтик Эскорт», судя по фоторепортажам, на которых благодаря форме песочного  цвета хорошо заметна группа быстрого реагирования «Балтик Эскорта». Но этот выбор не покажется столь случайным, если знать, кому достался «Балтик Эскорт» после смерти Цепова в 2004 году.



2.




Железные маски. Часть первая

Близкая знакомая главы Росгвардии Виктора Золотова Дина Цилевич строит доходный бизнес в сфере, тесно связанной с силовиками.

maski-proekt.media

Россия, кто есть кто, разоблачая ложь

Previous post Next post
Up