Евреи в Германии: 1700 лет вместе

Jan 21, 2021 01:49


14.01.2021



Менора из синагоги в Кельне

Первым письменным свидетельством о жизни евреев в Центральной Европе  считается указ римского императора Константина Великого, изданный в 321  году. Указ стал ответом на просьбу городского совета Кельна, который был  тогда столицей имперской провинции Нижняя Германия и назывался Colonia  Claudia Ara Agrippinensum.

Кельнцы жаловались императору на то,  что у городского совета нет средств на ремонт пришедшего в негодность  моста и просили дать высочайшее разрешение на то, чтобы членом совета  стал некий еврей Исаак, который обещал изыскать для этого средства.  Константин согласился, подчеркнув в указе, что это право  распространяется на все города империи.

Еврейская жизнь в долине Рейна

Разумеется,  евреи жили в Центральной и Северной Европе еще до этого указа. Они  переселялись сюда из южной части континента, из Италии, Галлии, Греции,  и, конечно, из Палестины. Торговцы и ремесленники, евреи много сделали  для развития городов. Их специально приглашали, - как, например, это  сделал епископ города Шпайер в 1084 году. Он выделил евреям землю в  пригороде и дал им определенные привилегии. Позже эти привилегии  подтвердил и германский император Генрих IV - причем, уже не только для  Шпайера.



Эту серьгу нашли в 2013 году. Судя по всему, ее спрятали во время погрома

Еврейские общины существовали в те времена, в основном, в долине  Рейна: в Кельне, Вормсе, Шпайере, Майнце, Трире, - но и в других  немецких городах, где находились, как правило, под покровительством  церковных властей. Германия, которую иудеи называли Ашкеназ, была тогда  по отношению к ним намного более либеральна, чем Франция или Испания. Не  случайно именно диалект немецкого языка - идиш - стал языком евреев  всей Центральной и Восточной Европы, а европейских евреев и по сей день  называют ашкеназами.

Крестоносцы уничтожают еврейские общины

В  XI-XII веках всё изменилось. По всей Европе прокатилась волна погромов.  Евреев обвиняли в совершении ритуальных убийств, в отравлении колодцев и  источников. Их хотели заставить креститься, но подавляющее большинство  предпочитало смерть отказу от своей веры. Крестоносцы по дороге в  Иерусалим, который они хотели освободить от "неверных" исмаилитов,  убивали "неверных" евреев в самой Германии. В Вормсе в начале XI века  была уничтожена почти вся община. В Майнце евреи отчаянно сопротивлялись  крестоносцам, но у них не было никаких шансов против многочисленных и  более искусных в военном деле рыцарей. Погибли все - более тысячи  человек.

В 1235 году евреев немецкого города Фульды обвинили в  совершении ритуального убийства. Император Фридрих II обратился к ученым  мужам со всей Западной Европы, и те подтвердили, что еврейская религия  категорически запрещает убийство человека и даже употребление крови  животных противоречит иудейским законам. Но послание императора не  помогло: евреев пытали и казнили. В Мюнхене во время погрома сожгли  синагогу с молящимися.

Евреи были поставлены вне закона. Ни  императоры, ни церковные власти не способны были обеспечить их  безопасность. Евреи начали покидать Германию. Они уходили на восток, в  Литву и Польшу.

Раскопки в немецких городах

А что же Кельн - так сказать, колыбель еврейской жизни в Германии?

Кельн  стал сегодня, в год, когда отмечается 1700-летие еврейской жизни в  Германии, своеобразным центром этого масштабного проекта. Его цель, как  подчеркивает Андре Ковач (Andre Kovacs), глава объединения,  организующего мероприятия проекта, "сделать зримой, наглядной жизнь  евреев в Германии".

Еще в 1950-е годы в центре Кельна, рядом со  старой ратушей, археологи начали раскопки района, где больше тысячи лет  назад жили евреи. Они обнаружили руины синагоги XI века и ритуальную  купальню - микву. Но разрушенный после войны почти полностью город тогда  восстанавливали наскоро (у людей в буквальном смысле не было крыши над  головой), и раскопки на долгие годы приостановили. Лишь в 2007 году,  когда было решено построить здесь музей еврейской жизни (он будет открыт  предположительно в 2024 году), сюда снова пришли археологи.



Раскопки древнего еврейского района в центре Кельна

Раскопки  велись и ведутся также во многих других немецких городах, где в Средние  века жили евреи. Так, в Аугсбурге нашли светильник IV-V веков с  изображением меноры - семисвечника, одного из древнейших иудейских  религиозных символов. А в архивах Трира обнаружили указ римского  императора Валентиниана I (364-375), запрещающий легионерам размещаться  на ночлег в синагогах.

Траур и праздник

Конечно, в год  этого своеобразного юбилея речь будет идти не только о жизни евреев в  Германии в древние времена, рассказывает в интервью DW Андре Ковач.  46-летний музыкант и предприниматель родился в семье венгерских евреев.  Представители старшего поколения его семьи пережили будапештское гетто и  концлагерь Берген-Бельзен. И для него очень важно, чтобы проект стал  важным фактором борьбы против антисемитизма, который жив до сих пор - и не только в Германии.

История  евреев в Германии знает много славных и много трагических страниц.  Здесь зародилась "хаскала" - еврейское Просвещение, здесь были истоки  сионистского движения, которое, в конце концов, привело к созданию  государства Израиль. Но Германия - это и Холокост, массовое уничтожение  евреев во времена нацистской диктатуры... В последние десятилетия  еврейская жизнь здесь снова возрождается благодаря притоку  иммигрантов-евреев из бывшего Советского Союза - так называемых  "контингентных беженцев". Их интеграция не всегда проходит легко, тем не  менее, еврейские общины в стране растут, открываются новые синагоги. И  это действительно достойно празднования.



Постоянная ссылка: https://p.dw.com/p/3no8Q

Общество, история Германии, история, евреи, Германия, национал-социализм, history, погромы

Previous post Next post
Up