С 18 по 29 сентября 2019 года в Санкт-Петербурге проходит VIII Международный фестиваль монотипии. Издан каталог работ художников-монотипистов. Я писала для него искусствоведческую статью, которую и предлагаю Вашему вниманию.
При цитировании ссылка на издание обязательна: Княжицкая Т.В. монотипия в начале ХХI века. / Каталог VIII международного фестиваля монотипии. СПб., 2019.
Среди множества существующих в наше время способов создания изображения на плоскости есть один, который занимает особое место в семье изобразительных искусств. Это - монотипия. Название это произошло от двух греческих слов: monos - один и tupos - отпечаток, и буквально означает, что это способ печати, которым можно выполнить единственный оттиск. Этот оттиск может быть сделан самыми разными красками: типографскими, акварелью, гуашью, темперой, маслом, акрилом с самых разных носителей - со стекла, дерева, бумаги и даже с водной поверхности. Воспринимающей основой могут быть камень, дерево, ткань, бумага и т.д.
Большая Российская энциклопедия дает скупое описание монотипии как вида печатной графики, который заключается в «нанесении красок от руки на гладкую поверхность печатной формы с последующем печатанием на станке». Используют такую монотипию обычно художники-профессионалы в поисках особых приемов художественной выразительности для своих замыслов. Способ заключается в том, что художник сперва придумывает изображение на определенную тему, представляет композицию и цветовой строй будущей работы, потом изображает ее на носителе, например, холсте или бумаге, фактически создавая картину, а затем оттискивает ее, обычно при помощи станка, на другой поверхности. Авторский замысел при этом полностью сохраняется, но конечный результат выглядит более легким, на нем не видно следов труда художника, цвета часто становятся более светлыми, иногда перемешиваются на границах между собой непредсказуемым образом, что придает законченному произведению воздушность и естественность. Именно этот способ создания монотипии описывала знаменитая художница Елизавета Кругликова в своей книге «Художественная гравюра и техника офорта и монотипии» в 1914 году.
Между тем, в начале ХХI века мы знаем и другую монотипию, исполнение которой не требует печатного станка. Ею увлекаются взрослые и дети, профессиональные художники и любители, ее применяют с лечебными целями в арт-терапии и именно на ее основе ученые-психологи и нейрофизиологи изучают сложнейшие вопросы работы головного мозга. Такая монотипия, «вышедшая в народ» и ставшая популярной, еще не получила достаточного изучения и нет у нее даже общепринятого названия. В разных статьях ее называют инновационной, спонтанной, интуитивной, импровизационной, и ни одно определение, подчеркивающее ее непреднамеренный и во многом случайный характер, еще не прижилось окончательно. Суть ее заключается в нанесении красочных пятен на носитель, обычно бумагу, стекло или пластик, без заранее продуманного замысла, и отпечатка его на воспринимающую поверхность. В полученном оттиске на основе случайной комбинации цветовых пятен автор стремится увидеть нечто в красочном беспорядке и проявить увиденное своим, по-возможности незначительным, вмешательством.
И первый вид монотипии - отпечаток уже готовой картины, и второй - импровизационный, не слишком отделены друг от друга в реальной творческой практике. Можно сказать, что все богатство современной монотипической техники лежит между этими двумя полюсами деятельности художника: воли случая, слагающего краски в прихотливые узоры, и воли автора, вызывающего к жизни образ силой своего воображения и умения.
О монотипии, как разновидности печатной графики принято говорить, начиная с XVII столетия. Ее открытие приписывается итальянскому художнику и граверу Джованни Кастильоне, но, вероятно, сам способ оттиска рисунка, непосредственно нанесенного на печатную форму, применялся и ранее другими художниками, которые даже не подозревали, что совершают открытие. Как самостоятельная техника изобразительного искусства монотипия стала восприниматься только в конце XIX века. Тогда же появились мастера, которые не только осваивали технические приемы, но и передавали свои достижения ученикам, как, например, знаменитая художница Елизавета Кругликова. Среди известных художников, работавших с монотипией были Уильям Блейк, Эдгар Дега, Камиль Писсаро, Поль Гоген, Пьер Боннар, Анри Матисс, Михаил Врубель, Марк Шагал и другие. В ХХ столетии к монотипии обращались многие советские художники, чаще эпизодически, чем на постоянной основе. Чем ближе к ХХI веку, тем сложнее становилась техника монотипии, разнообразнее способы ее создания. Усложняется фактура и цвет отпечатка. Художники экспериментируют с различными красками, клеями, поверхностями из разных материалов с разнообразными фактурами, используют для оттисков не только краски, но и листья деревьев, травы, цветы, и даже разные предметы. Больше стало появляться абстрактных работ и все популярнее становится второй вид монотипии - импровизационный.
Несмотря на то, что он получил распространение только в начале ХХI века, история этого способа не столько изображения, сколько умения видеть, тянется с глубокой древности, и, вероятно, связана с самим происхождением искусства.
Однажды древний человек осознанно сделал отпечаток своей руки на стене пещеры. Это еще не было искусством, только способом запечатлеть свое бытие, намеренно оставить след в материи окружающего мира. Первый эксперимент закрепился в навыке, который впоследствии превратился в умение изображать что-либо. Однако художник, как творец своей собственной реальности, родился только тогда, когда в результате созерцания природы увидел в материальной среде окружающего его мира то, чего там не было: в камне - силуэт морды зверя, в рельефе скалы - очертания людей, и запечатлел это увиденное. Иначе говоря, искусство появилось тогда, когда появилось образное мышление, а из образа было извлечено и зафиксировано изображение. С тех пор вот уже много веков люди увлеченно занимаются творчеством, запечатлевая свои образы в знаках, будь то живопись, поэзия, музыка или в танец.
Умение воображать и фантазировать - неотъемлемая творческая способность человека. Постепенно люди научились «строить» воздушные замки из облаков и гадать на кофейной гуще. Именно из этого умения видеть и воображать и родилась импровизационная монотипия.
Что рождает из хаоса красок сознание художника? Обычно то, что актуально для автора. Творец, будь то живописец, поэт или писатель, всегда выражает в творчестве себя, свою историю, ответы на свои собственные вопросы, даже если делает это в иносказательной форме. И монотипия лучше других видов изобразительного искусства проявляет тенденции внутреннего развития, часто не осознаваемые разумом и существующие на уровне чувств и эмоций. Отражая темперамент и эмоциональные свойства личности художника, каждый лист монотипии становится его своеобразным психологическим портретом в один-единственный, уникальный момент времени. Одновременно с этим каждый зритель видит в монотипии свою собственную данность, проецируя на изображение свой внутренний мир, который каждое мгновение - иной. Так лист монотипии оказывается единственным в своем роде отпечатком внутренней реальности каждого из нас, которая также неповторима, как неповторим цвет радужки глаз или узор линий на пальцах. Именно поэтому монотипия так популярна как новое направление работы в психиатрическом реабилитационном лечении за рубежом и в нашей стране.
Монотипия полюбилась и детям, потому что напоминает игру, да, собственной игрой и является. Она позволяет вторгаться в неведомое, уходить в пустоту и возвращаться наполненным, делать то, чего еще никогда не делал раньше.
Эта техника обманчива своей кажущейся очевидной легкостью исполнения, однако ее познание может растянутся на годы. Ведь так непросто соблюсти баланс между непосредственностью и случайностью оттиска и мерой человеческого вмешательства, между скоростью исполнения и технической безупречностью. Импровизационные возможности тут должны сочетаться с трезвым расчётом и виртуозным исполнением.
Любое произведение изобразительного искусства - это текст. В нем, как в литературе, свои законы правила, жанры, стили. И в этой гигантской библиотеке из самых разных живописных и графических работ, где так много разнообразной художнической прозы, монотипия занимает совершенно особое место - место поэзии. Все мы знаем, что читать стихи - это труд души. Читатель, сделавший это усилие, бывает вознагражден высоким духовным наслаждением. И зритель, готовый к расшифровке монотипии - особый зритель, который трудится, пускает в ход свое воображение и часто достает свои собственные смыслы из реальности картины. Хороший зритель - соучаствующий и созидающий. И таких зрителей становится все больше.
Все это вместе: рост интереса к монотипии среди художников-профессионалов и любителей, среди педагогов, арт-терапевтов и психологов, а также появление большого числа чутких зрителей, - породили интерес к монотипии в России в начале ХХI века.
Об этом свидетельствуют и художественные выставки, устраиваемые музеями. Так, в 2006 году состоялась выставка «Монотипия в России. ХХ век» из собрания из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина и мастерских художников, в 2011 году прошли выставки монотипий из собрания Государственного Русского музея в Инженерном замке в Петербурге и в Москве в музее «Гараж». В это же время группой энтузиастов под руководством петербургской художницы Арины Даур были организованы Международные фестивали монотипии. В разных выставочных залах были показаны сотни работ современных монотипистов, подняты и изучены темы по технической и философской стороне дела. В 2019 году в VIII Международном фестивале монотипии "Смотреть и Видеть" принимают участие более 70 художников и 15 детских творческих студий. Нет необходимости их перечислять и описывать, достаточно посмотреть каталог, который Вы держите в руках.
Фотографии Т.В. Княжицкой с выставки, сентябрь 2019