Palazzo dei Pittori - дом художника Владимира Сверчкова во Флоренции

Nov 23, 2018 18:08

Художник Владимир Дмитриевич Сверчков (1821-1888) считал своей родиной не один город и даже не одну страну, а сразу четыре государства: Финляндию, Россию, Германию и Италию.



Изучая его жизнь и творчество в течении ряда лет, я объездила многие «Сверчковские» места, а вот во Флоренции, где мой герой провел последние 15 лет жизни и обрел вечный покой, побывала лишь недавно.
Первоначальная информация о месте жительства в этом городе художника была скудной. Было известно, что собственным домом во Флоренции он обзавелся к 1873 году и заранее планировал переезд из Шляйсхайма - небольшого городка под Мюнхеном, где владел целым имением с особняком и производственными мастерскими. Сигналом к переезду стала эпидемия холеры, разразившаяся в Мюнхене. Тогда многие уезжали из заразного окружения.
Старый адрес дома Сверчкова во Флоренции, известный из источников XIX века - Via Lungo il Mugnone, 5. Впоследствии улицу переименовали, и нумерация изменилась. Современный адрес Viale Giovanne Milton, 49.
Как выглядит дом, я знала. Точнее, думала, что знала. В фондах национальной галереи «Атенеум» в Хельсинки (Финляндия) хранится фотография особняка с подписью «Дом Владимира Сверчкова во Флоренции». Показать я ее, к сожалению, не могу, так как право ее публикации по расценкам музея стоит 80 евро. Дом этот сохранился и однозначно опознается в застройке. Он и сейчас такой же, как на той старинной фотографии из Атенеума.



Именно к этому особняку я посылала своих друзей, кто ездил во Флоренцию и был готов потратить ради меня и моего интереса несколько часов своего драгоценного времени. А время пребывания во Флоренции для творческих людей просто бесценно, с повышенной плотностью впечатлений в час.

Друзья мои, я всем вам очень благодарна за желание помочь, за чуткость и неравнодушие к судьбе давно умершего человека. Теперь я знаю, это - не дом Владимира Сверчкова. Ошибка обнаружилась только при личном осмотре на местности.
Настоящий дом Владимира Сверчкова находится на той же улице через несколько зданий. А угловой особняк не имеет отношения к герою моей монографии. Ошибка произошла, как я теперь понимаю, из-за двух обстоятельств.
Первое - это фотография из Атенеума, ошибочно атрибутированная как дом Владимира Сверчкова, на которую я визуально ориентировалась. Мне не известно ее происхождение. Не исключено, что она поступила в музей среди массива других документов, связанных с именем Сверчкова. Не буду фантазировать на эту тему.
Второе обстоятельство - терминологического свойства. В литературе дом этот упоминается как особняк или вилла. В русском языке так принято называть отдельно стоящее здание. Особняк - частный дом для одного хозяина или семьи, стоит обычно вне рядовой застройки, на особинку. Это и прослеживается на фотографии из Атенеума и соответствует сохранившемуся угловому зданию. Остальные дома на этом участке набережной стоят вдоль красной линии сплошной стеной и из нее не выделяются, а потому в нашем понимании особняком считаться не могут.

С ошибкой я разобралась на месте. Теперь рассказываю о «настоящем» доме Владимира Сверчкова. Сейчас делюсь только впечатлениями, это такая беглая зарисовка, потом изучу все доступные материалы и напишу полноценную научную статью.



Бывший дом Владимира Сверчкова - двухэтажное строение с огромными окнами на фасаде в духе итальянского ренессанса, выходит на набережную небольшой речки, когда-то полноводной и с дикими берегами, а сейчас превратившейся в овраг, облицованный камнем, со следами пребывания бомжей на высохшем дне.



Главное и радостное открытие - здание занимают мастерские художников и скульпторов. В своем завещании художник определил продать дом после своей смерти, разделив вырученные деньги между дорогими ему людьми. Надо думать, что так оно и произошло, хотя документальными сведениями я не располагаю. Я не знаю, кто и как владел зданием с конца XIX века и по наши дни, но в настоящий момент - это творческое пространство, имеющее название Palazzo dei Pittori - Палаццо Художников. Дом сохранил свою энергетику, свое изначальное назначение.



На фасаде с двух сторон от входа - ряды звонков. Ни один из них не помог нам попасть внутрь. В некоторых окнах горел свет, там явно были люди, но мы были незваные гости. Растерянно бродя вдоль канала, и поглядывая на дом, мы не знали, что и делать. Время ожидания стремительно сокращало наши шансы попасть внутрь, ведь мы приехали во Флоренцию всего на один день.



И тут огромные двери в середине фасада медленно открылись, выпуская человека. Надо ли говорить, что мы сделали все, чтобы с ним познакомиться? Это был пожилой скульптор Mario Pachioli. Он не говорил ни на русском, ни на английском языке. Никто из нас не был в состоянии объясниться на итальянском. К счастью, в этой поездке у нас был мобильный интернет. Хвала Гугл-переводчику, соединяющему людей! Скульптор нас понял. И проводил внутрь. И был так любезен, что показал и здание, и свою мастерскую, а потом также тактично попрощался и ушел, оставив нас наедине с домом.



То, что это тот самый дом и ошибки в этот раз быть не может, я поняла сразу. Над лестничным пространством парил плафон. Сейчас он без росписей, сохранилась только форма и членения тягами, но и это не оставляло сомнения, что мы - в нужном месте. Из описаний в воспоминаниях архитектора Якова Аренберга, бывшего другом Сверчкова, известно, что в аллегорических росписях плафона хозяин дома запечатлел свою любовь и признательность к четырем отечествам. В углах плафона находились изображения мужчин и женщин с моделями архитектурных сооружений, знакомых и знаковых для художника. Северные страны олицетворяли женские образы рек Нева (Санкт-Петербург, Россия) и Аура (Турку, Финляндия), южные - мужские фигуры, обозначающие реки Арно (Флоренция, Италия) и Изар (Мюнхен, Германия).
В архиве Художественного музея города Турку (Финляндия) имеется черно-белая фотография этого плафона. У меня есть разрешение на публикацию его в монографии, но не уверена, что могу заранее опубликовать ее в интернете. Поэтому вам придется поверить мне на слово: да, это тот самый плафон.



На стенах под плафоном в изящных виньетках написаны имена: Poccetti, Bernard de Palissi, Ernst Evald, Marechal de Metz, Hirschvogel, Jean Cousin. Это живописцы прошлого и мне еще предстоит разгадать загадку, почему они здесь обозначены.



Вот окно первого этажа на лестнице. В нем когда-то находился витраж, по свидетельствам современников - последний витраж, созданный в собственной мастерской Владимира Сверчкова. Сейчас витража нет.



Само лестничное пространство, наверное, единственное, сохранившее часть своего оформления. Лестничные марши угловатой спиралью кружат посетителя, а над головой витают призраки четырех городов, родных для художника.



Под лестницей - почтовые ящики, во времена Сверчкова их тут явно не было.
С двух сторон от лестницы на обоих этажах тянутся коридоры, по сторонам - двери в мастерские.



В коридоре первого этажа прямо на стене висит бумажная репродукция с автопортретом Арнольда Бёклина. Великий швейцарский живописец работал здесь в собственной мастерской с конца 1874 по апрель 1885 года.



Он был другом Сверчкова, дружили и их сыновья, которые каждый по отдельности и оба вместе доставляли огорчения отцам своим беспутным поведением. Яков Аренберг так писал об этом сюжете в воспоминаниях: «Самым горьким среди несчастий, связывавших этих двух художников, было то, что их сыновья принадлежали к золотой молодежи Флоренции, молодежи, которая не любила работать. Бездельники на ярмарке тщеславия, они позорили благородные имена своих отцов и даже заканчивали тюрьмой». Все, что знаю об этом и других моментах жизни Владимира Сверчкова, прожившего интереснейшую, авантюрную, наполненную путешествиями и творчеством жизнь, я расскажу в своей книге о нем. Рукопись готова. Ведутся поиски финансирования.
Кто интересуется темой и книгой - вот форма подписки. Оставьте свой электронный адрес, и я сообщу, когда книга будет издана.

На доме, где Владимир Сверчков прожил 15 лет своей жизни, нет таблички с именем художника, и внутри нет. И местные художники вряд ли знают о том, кто он такой и как история связала личность этого русско-финского деятеля искусств с домом во Флоренции. Я еще попытаюсь исправить это недоразумение. Хотя бы плаката на стене собственного дома этот человек точно заслужил.



В заключение не могу не поблагодарить скульптора Mario Pachioli, который стал нашим проводником в дом Владимира Сверчкова. Это, несомненно, замечательный профессионал своего дела и я желаю ему больших творческих успехов.



#Флоренция, #путешествия, #palazzo dei pittori, #Владимир Сверчков, #история искусства, Сверчков, #культура, путешествия, Италия, #достопримечательность

Previous post Next post
Up