С 1 по 19 февраля На Большой Морской, 38 в Петербурге состоялась выставка товарищества "Акварельный класс". На ней были показаны работы пяти прекрасных акварелистов Петербурга - Владимира Колбасова, Валерия Дубицкого, Анатолия Засидкевича, Ольги Ивлевой и Петра Семенова.
Несмотря на середину буднего дня, когда я выбралась на выставку, здесь было много посетителей, что само по себе говорит о том, что это - событие для культурной жизни города.
Экспозиция занимает четыре зала и представляет собой, по сути, персональную выставку сразу пяти авторов. В общей сложности на ней было показано более 400 работ.
Почти весь первый, самый большой зал этого крыла здания занят работами Владимира Колбасова.
Этот художник известен своими петербургскими акварелями, в которых город предстает перед нами не с парадной, а с будничной своей стороны. Будничной - не значит не интересной. У города, как и у каждого человека, есть своя личная история, которую знают немногие, только редкие посвященные и друзья. Кажется, что именно эту историю знает Владимир Колбасов и в своих работах с теплотой и дружеским чувством рассказчика показывает небольшие сюжеты о том и о сем.
О больших и маленьких домах, о неприглядных задворках, в которых есть свое очарование, об окошках и кошках, о старых квартирах и их жильцах. Дома в работах художника - как люди, каждый со своим характером и телосложением, молодые и старые с выпирающими стенами и кривоватыми трубами. Провода - как нервы, дороги - артерии, все вместе - городской организм. Маленькие флигели под защитой высоких брандмауэров и окошки, окошки, окошки… Вы думаете, это Вы смотрите на город? Нет, это город смотрит на Вас.
Нет в Петербурге Колбасова роскошных дворцов и грандиозных новостроек, офисных сотрудников и сильных мира сего. Это Петербург, как сказали бы раньше, «маленького человека», маленького, но ценного своим собственным миром. Этот мир часто похож на сказку, где всегда все заканчивается хорошо. И пусть на самом деле в жизни не все бывает гладко, но акварели автора дают надежду, и оптимистичный взгляд на реальность.
У Владимира Колбасова свой стиль, и, увидев ряд работ, определив для себя их особенность, зритель всегда будет узнавать их среди произведений других авторов.
Кроме акварелей, на выставке представлены графические работы Владимира Колбасова тушью и подготовительные рисунки, этюды или скетчи, как модно их сейчас называть.
Этюды к серии «Город» - маленькие изящные зарисовки, легко подцвеченные пигментом.
Ау, молодежь! Кто сходит с ума по скетчам? Вот она - живая классика жанра!
Кроме Петербурга Владимир Колбасов рисует и другие города: ближайшие окрестности и заморские бурги.
Вот сказочный средневековый Выборг.
Владимир Колбасов. Серия "Выборгские зарисовки". Выборгская осень.
Владимир Колбасов. Серия "Выборгские зарисовки". Осенний замок.
Владимир Колбасов. Из серии "Выборгские зарисовки". Особняк Сергеева или "Дворец Рококо".
Владимир Колбасов. Из серии "Выборгские зарисовки". Круглая башня.
Новгородская тема - отдельная, очень «сильная» серия работ Колбасова.
Я люблю Новгород, знаю (смею надеяться) древнерусскую архитектуру, часто бывала там с незабвенным Валентином Александровичем Булкиным, недавно покинувшем нас. Поэтому я была особенно пристрастна к этой группе работ художника.
Необыкновенно яркие, будто и не акварелью написанные, декоративные, прямо звенящие цветом, с подвижным контуром и локальными заливками, хоть витражи по ним делай ! Необычная трактовка северного города, сурового края, где серых дней в году почти столько же, сколько в Питере, и морозы бывают как в Заполярье. И все-таки это - мой Новгород, город древних фресок и раскопок, ярких цветов Феофана Грека и лаконичных линий храмов.
Пражские этюды Владимира Колбасова хороши, но не столь проникли мне в душу, как родной Питер или любимый Новгород. Показалось, Прага в исполнении художника какая-то обыкновенная, без своей изюминки. Просто милый европейский город, каких много.
На торцевой стене зала на почетном месте работы признанные мастеров акварели А.Н. Бенуа, М.В. Волошина. М. И. Климентова, О.И. Померанцева. Самые старые, начала ХХ века в объемные резных позолоченных рамах.
Волошин М. А. (1877-1932). Приморский пейзаж. Бумага, акварель. 1926.
М. А. Волошин (1877-1932), Закат на море. Бумага, акварель, 1929 г.
А. Н. Бенуа (1870-1960). Дом фо французском предместье. Бумага, акварель, гуашь. 19.. г.
Кто сказал, что для акварелей не подходят массивные резные рамы? Очень даже подходят.
В следующем зале висят работы Евгения Дубицкого.
Его акварели можно перепутать с пастелями, именно поэтому недавно прошедшая выставка мастера в галерее «Мольберт» называлась «Пастельные акварели». Мастерство налицо, но манера автора мне не близка.
Акварели Анатолия Засидкевича - туманно-загадочные, водянисто-расплывчатые, демонстрируют самые разные возможности этой капризной техники, так подходящий для пейзажных зарисовок.
И, конечно, очень ценно, что художник тоже показал свои этюды. Это дает возможность хотя бы немного проникнуть в творческий процесс, посмотреть, с чего начинаются большие хорошие картины.
Многие из этих зарисовок сами по себе прекрасные маленькие произведения искусства.
Ольга Ивлева, работы - полный восторг! Жаль, не удалось посетить ее мастер-класс.
В ее акварелях есть там мера условности и конкретики, которая так мне импонирует в искусстве вообще. В них соблюдено необходимое равновесие для полноценного диалога со зрителем: с одной стороны зритель видит то главное, что хотел автор показать, с другой стороны, есть поле, где разойтись собственном воображению. Работы Ольги Ивлевой хочется разглядывать, открывать смыслы, одновременно радуя глаз узнаванием в намеке главного.
Ольга Ивлева. Крыши. Акварель.
Ольга Ивлева. Камыши. Акварель.
Ольга Ивлева. Летний вечер в Великом Устюге. Акварель.
Ольга Ивлева. Курганский дворик. Акварель.
Ольга Ивлева. Муромский дворик. Акварель.
Ольга Ивлева. Зимний дворик. Акварель.
Ольга Ивлева. Старый город. Акварель.
Ольга Ивлева. Зимняя рыбалка. Акварель.
Среди ее работ есть и очень большие, и совсем маленькие, размером с ладошку акварельки, где она пишет чуть ли не (впрочем почему «чуть ли не?»), настоящую миниатюру, и с таким подробностями, что остается только удивляться тонкости ее техники и совершенству руки и глазомера.
Работы Петра Семенова в значительной степени отличаются от работ его «соратников по кисти».
Петра Викторовича я знаю лично, мы с ним делали видеоуроки для сайта онлайн обучения изобразительному искусству
«Горизонтум». Посмотрите обязательно, ведь, чтобы узнать Большого Художника, важно не только видеть его работы, но почувствовать личность мастера, что всегда происходит при личном общении. Видео запись дает эту возможность хоть в какой-то степени. Вот ссылка на общедоступный урок:
http://horizontum.ru/courses/kamernaya_aqarel/.
Обаятельнейший, добрейший и невероятно трудолюбивый человек, он сразу покорил меня своей мудростью и конечно, искусством. Петр Викторович специализируется на натюрмортах. Его работы - тщательно выписанные поставноки, составленные из самых разных предметов: и тех, что есть в доме каждого человека, и старинных - уже из разряда антиквариата.
Если бы я сама не видела Петра Викторовича в работе, я бы ни за что не поверила, что такие вещи можно писать без предварительного карандашного рисунка, сразу краской по бумаге, тончайшими кисточками, раскрывая сантиметр за сантиметром изображение на белом листе, словно оно уже там есть, но видно только самому художнику. Статью о Петре Викторовиче можно почитать
здесь.
Цветы и натюрморты его великолепны и многодельны, сами картины похожи на переливающиеся жемчугами ткани, а процесс разглядывания их завораживает и может длится очень долго.
А я предлагаю полюбоваться его новогодней елкой.
Такие же аккуратные у Петра Викторовича пейзажи.
Для них в зале установлены две выгородки с темными стенами - спорное экспозиционное решение. Если сами конструкции при общем взгляде на зал травмируют глаз, то для небольших акварелей автора - это, несомненно, выигрышный ход.
Эти акварели совсем маленькие, в половину тетрадного листа.
А это - иван-чай, цветок, который каждое лето бросает мне вызов.
Каждый год иван-чаем зарастает мой дачный участок, я обламываю у юных растений макушки, и в июле-августе стоят у моего дома огромные иван-чаевые деревья, усыпанные розовыми цветами. И никак мне не удается написать этот цветок так, как мне хочется. Это - мой камень преткновения.
А Петр Викторович справился с этой задачей легко и играючи. Одним словом - Мастер.
Выставка уже завершилась, поэтому сюжет этот - не в качестве рекламы, а уже по горячим следам события.
А я тем временем собираюсь на самое большое событие сезона - отчетную выставку Санкт-Петербургского Союза Художников в Манеже на Исаакиевской площади, посвященной 85-летию этой общественной организации. Открытие уже состоялось 20 февраля.