Со всех посещенных мною памятников Древней Греции, храм Аполлона в Дидиме, наверное, один из самых запоминающихся.
Процитирую некоторые части по истории храма с
этой статьи:
Строительство храма Аполлона, греческого бога света, покровителя искусств и прорицателей, было начато под покровительством могущественного торгового города Милета на южной окраине древней Ионии. Храм предназначался для самого знаменитого на восточных границах эллинистического мира оракула и должен был заменить более древнее здание (на месте еще более древнего святилища), разрушенное персами.
Разработка проекта храма началась вскоре после 334 г. до н. э., когда Александр Македонский прибыл в Малую Азию (среди исследователей существуют различные точки зрения по вопросу о времени строительства храма - прим. ред.). Величественное сооружение создавал милетский архитектор Дафнис в сотрудничестве с Пэонием Эфесским, одним из ведущих архитекторов Ионии. Пэоний в то время завершил работу по строительству знаменитого храма Артемиды в своем родном городе-государстве. Эфесский храм Артемиды, до того времени крупнейший из греческих храмов, считался в древнем мире одним из семи чудес света. Новый храм Аполлона не должен был уступать храму Артемиды ни по своим размерам, ни по своему великолепию.
Однако реализация проекта храма продвигалась очень медленно и через 600 лет строительные работы были прекращены. Недостроенный храм простоял до средних веков, когда большая его часть была разрушена землетрясением.
Храм поражает своими огромными размерами, в нем было запланировано 120 огромных колонн.
Сейчас это фундамент с парой уцелевших колонн, по всему периметру окруженный выкопанными фрагментами. Большинство находок выставляются в различных национальных музеях, а здесь осталось лишь немного барельефов и большие лица горгон-медуз с крыши храма.
1. Эта самая медуза встречает нас сразу возле входа
2. По всей территории музея раскиданы "пазлики". Так мы называли части древних строений, которые были разложены на земле иногда в упоряжоченном виде, а иногда как придется.
Турки не очень любят реставрировать памятники, которые не относятся с мусульманской вере, хотя деньги за вход берут весьма охотно.
3. Пазлик колонны поражает своим размером.
4.Сами колонны и кладка поразительные, кто бы мог сделать такое сейчас?
5.
6. Масштаб трудно уловить на фотографиях, девушка на фотографии совсем не гном, а имеет достойные 175 см роста
Рисунок храма, сделанный Г. Ниманном во время раскопок в 1912 г., изображает храм в том виде, в каком он мог быть в момент прекращения строительства. Заметны некоторые неточности: колонны нарисованы в виде конусов, слегка суживающихся кверху, а ступенчатое основание и балки антаблемента - как прямолинейные элементы. В действительности весь храм, от основания до крыши, был слегка выгнутым вверх, а колонны - «бочонкообразными», т. е. имели легкую выпуклость в средней части. Кроме того, колонны сначала возводили, устанавливая друг на друга барабанообразные каменные блоки, а затем, вырезав в них каннелюры, полировали.
План храма со 122 колоннами (кружки). Черными кружками обозначены возведенные колонны, серыми - те, возведение которых было вполне вероятно, заштрихованными - колонны, о возведении которых можно говорить с меньшей уверенностью, и светлыми кружками - колонны, которые так и не были установлены. Три сохранившиеся до нашего времени колонны показаны цветными кружками. Во внутреннем дворе располагался малый внутренний храм - «найскос». Цветными стрелками показаны два коридора, ведущих во внутренний двор.
7.Можно побродить и по внутреннему двору святилища, когда-то там был источник, считавшийся священным.
8.
9.
10. Человек на фоне храма кажется букашкой
11.
12. Для меня самым большим откровением в этом храме были отнюд не колонны, а кладка стен внутри.
13.Огромные брылы были подогнаны друг к другу с какой-то непостижимой точностью.
14. В щель между камнями невозможно просунуть решительно ничего. Я могу ошибаться, но сделать подобную стенку сейчас просто невозможно.
Нам все еще есть чему поучиться у древних.
15. Храм Аполлона - удивительное инженерное сооружение, которое так и не было завершено, но даже в недостроенном виде вызывает восхищение.
Напоследок, великолепное фото харма с воздуха, найденное на просторах интернета