Посоветовали мне по возвращению походить по театрам, развеяться, так я и начал - вторую неделю хожу, а, чтобы не забывать, как на буквы нажимать, наверное, и отзывы снова начать писать нужно.
В то воскресенье сходу ввалился на "Солнце ромеев" в ЦСДР по стихам Фёдора Сваровского, и было очень концептуально, в минувшую пятницу - на американского английского "Инспектора на десерт", поставленного на удмуртской земле по пьесе Дона Нигро, и было весело и не совсем прилично, а сегодня впервые добрался до Удмуртского национального театра, столько раз мимо проходил!..
Так вышло, что "Мой дед говорил..." Юлии Поспеловой вызвала наименьший отклик. Во-первых, одновременно пытаться расслышать героев на сцене и одновременно перевод на русский откровенно не работает - моего удмуртского совершенно не достаточно, чтобы понять смысл без перевода, в итоге, через какое-то время я, таки, залез в гарнитуру с синхронным переводом. С другой стороны, весь национальный колорит теряется, ты просто смотришь спектакль с переводом и слышишь только родной язык.
Во-вторых, наверное, все же, пьеса задумана бить в мишень, которой у меня просто не было. Вся она - воспоминание о дедушках, реже бабушках, но дедушек у меня в принципе в детстве не было рядом, воспоминания о детстве с бабушкой настолько непохожи на те теплые, которые обычно рассказывают внуки... Просто не было этого пласта, не было такого детства, и нечего вспоминать.
По задумке автора пьеса о зрелой любви, и там она действительно есть, хотя мне не хватило глубины. Чаще, все-таки, от всего происходящего на сцене тянет вспоминать детство, но... не сложилось.
Зато спектакль можно назвать 5D с эффектом присутствия, потому что со сцены, представляющей бедную советскую каморку из 60-80-х годов прошлого века в зал отлично доносились и запахи тех лет: на настоящей сковородке, где главный герой грел внучке чебурек, благоухало подгоревшее масло... Когда-то Николай Владимирович нам на семинарах по драматургии не раз говорил, что жизнь происходит именно на таких советских кухнях... А мне все это настолько не близко, что меня в какой-то момент просто накрыло от этой советско-постсоветской безнадеги, нищеты, пропахшей горелым маслом, что захотелось не смотреть дальше, а выплюнуть этот непременный обиход, без которого немыслима 1/6 часть суши...
Для кого-то и это - детство, и дым от масла или перегара от отца сейчас являются теплыми воспоминаниями. Но - нет. Никакого такого бэкграунда у меня нет, а больше и незачем такие декорации - хоть из жизни, хоть со сцены - держать у себя в голове.
Внучка, которая читала за рассказчика, хорошо пела. Вообще, музыкальное сопровождение понравилось. Такое в стиле светлого советского прошлого (без подгорелых кухонь) по типу Артек-Электроника, только с живым вокалом.
#театр #критика