и Как после выхода пьесы крестьянской семье удалось спасти честь дочери
Известный фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс», а точнее пьеса Островского «Бесприданница», по которой он и снят, основан на реальных событиях. Эта романтическая история с нотками трагизма и криминала была подсмотрена драматургом, в тот период, когда он служил мировым судьей. Некоторые судьбы и жизненные ситуации (не зря сказано, что жизнь - лучший драматург), с которыми он сталкивался в своей судебной практике и ложились в основу его произведений, либо использовались эпизодически. Как же разворачивались судьбы прототипов «Бесприданницы» в реальной жизни?
Мировым судьей Александр Николаевич служил в Кишеневском уезде Костромской губернии. По службе ему часто приходилось сталкиваться с различного рода драматическими историями, его «Гроза», ставшая классикой школьной программы, тоже написана на реальных событиях. Конечно же, большая часть произведений - это художественный вымысел, но прототипы у некоторых героев все же имелись. Ну и история, взятая для того чтобы выстроить вокруг нее сюжет, могла быть частично заимствована из жизни, а диалоги, образы, усиление драматургии не получилось бы без таланта Островского.
Ревнивый муж
Многие сюжеты Островский брал из жизни. / Фото: www.drama.nnov.ru
Дело об убийстве местным чиновником своей изменщицы жены было громким. И если изначально главным героем повествования должен был стать муж, то позже акцент в пьесе сместился на Ларису Огудалову, которая предстала жертвой мужских страстей и эгоизма.
Иван Коновалов, которого считали прототипом главного героя, был человеком известным и успешным. Его дело было скандальным, потому служба Островского здесь совершенно не причём. О нем он узнал бы в любом случае, как и всякий обыватель, к тому же, уголовные дела не входили в его юрисдикцию. Коновалов же был местным фабрикантом, однако его огромное состояние - не единственное, что сделало его известным на весь уезд. Он еще был знаменит тем, что содержал целый гарем и был тем еще развратником.
Впрочем, никаких документов, подтверждающих, что в тот период в уезде рассматривалось такое уголовное дело нет. Вполне возможно, что это исключительно плод фантазий Островского и никаких преступлений против жен-изменщиц не совершалось. А вот спустя 20 лет после публикации пьесы похожая история как раз и произошла, и она вполне заслуживает внимания читателей. Хотя истории и имеют разные финалы.
Дело это было не менее громким, зал судебных заседаний города Ростова Великого было набито битком, судья уже вынес решение, вот только собравшихся оно не устраивало. Теперь, по поданной апелляции, суд должен был поставить точку в данном вопросе. После того как приговор был зачитан, зрители стали аплодировать. Что же это было за скандальное разбирательство?
История с другим концом
История для тех лет была если и не типичной, но вполне обыденной. / Фото: www.viktoriafoto.ru
Катерине Коростелевой было 17 лет, когда ее, дочь достаточно зажиточного крестьянина, сосватали. Она хоть и не являлась представительницей дворянского роду, но невестой была завидной. Во-первых, она была хороша собой, причем настолько, что славилась по всему городу. Во-вторых, отец дал бы за ней хорошее приданое, поскольку крепко стоял на ногах. Число желающих послать к ней сватов росло с каждым днем, причем среди них были люди самых разных сословий.
Предусмотрительные родители, видимо беспокоясь за безопасность излишне востребованной дочери совершенно никуда ее не отпускали. Хотя и сама девица росла скромной и ни с кем кроме таких же девушек не общалась, даже в гимназию она ходила под присмотром своего младшего брата. Подобное поведение лишь добавляло ей плюсов на брачном рынке.
Впрочем, подобная обеспокоенность отца репутацией дочери была еще и признаком его прагматичности. Как человек предприимчивый, он предполагал сосватать за дочь в именитую семью, породниться с кем-то побогаче, повлиятельнее и усилить собственные позиции.
Постановка к 200-летию Островского. / Фото: www.mossovet.theater
Но в отличие от Островской бесприданницы Катерина таковой вовсе не была, с приданым у нее точно все было в порядке. Отец был дать за дочерью немало богатств, лишь бы она стала его пропуском на другой уровень. В качестве жениха был выбран мужчина старше Катерины на 10 лет, владелец завода Гаврилов, вдовец, но без детей. Несмотря на то, что пока обороты у него были не особенно велики, но перспективы были весьма радужные.
Как люди прагматичные отец и жених ударили по рукам довольно скоро, пробежались по приданому, отец пообещал самостоятельно организовать свадьбу. Однако жених, демонстрируя лучшие побуждения, вызвался приобрести наряд для невесты не в Ростове, а центре губернии Ярославле. Ехать было не близко, поэтому одним днем бы они не обернулись. Но отца заверили, что остановятся они в разных номерах, да и со свадьбой вопрос решенный - беспокоиться не о чем.
Но отпустить девицу одну с женихом было бы глупостью, поэтому с ними поехала матушка жениха, которая должна была помочь будущей невесте с выбором наряда. Это была первая поезда Катерины без сопровождения родственников, да еще и так далеко.
Брошенная невеста
Иллюстрация к пьесе. / Фото: www.art.kartinkof.club
Вернувшись на следующий день, Гаврилов даже не зашел поздороваться с тестем, лишь высадил девушку и уехал. Катерина выглядела расстроенной. Когда начались расспросы, то она расплакалась, заявив, что свадьбы не будет и теперь она опозорена на весь город. Оказалось, что молодожены в Ярославле весь день прогуляли по магазинам, сделали покупки, а затем матушка жениха уехала по гостям, а те были предоставлены самим себе.
Хитрый заводчик обманом соблазнил девушку, уверив, что они же все равно уже муж и жена, что неделя ничего не значит. А вот утром огорошил девушку известием о том, что свадьбы никакой не будет. Но предлагал искупить свою вину хорошими отступными, а свадьбу отменить по какой-нибудь ерундовой причине. А потом и вовсе заявил, что неплохо бы им и дальше продолжать встречаться, пусть и за некоторые финансовые вливания с его стороны.
Причиной того что Гаврилов решил отменить свадьбу в последний момент стали его проблемы в бизнесе. И ровно точно так же, как и отец Катерины, он решил поправить свое финансовое положение женитьбой. Один из его ярославских конкурентов предложил ему в жены собственную дочь. Таким образом они смогли бы объединить свои заводы и создать один, но более конкурентоспособный. К тому же и невеста была весьма недурна собой и образована, так что Гаврилов счел ее куда более выигрышной партией, но и от Катерины решил не отказываться, решив воспользоваться ею таким образом.
Расчет Гаврилова был прост. Он был уверен, что семья крестьян ничего не сможет сделать ему в ответ и будет вынуждена смириться с таким исходом. Он лишь отправил им записку, что свадьба отменятся, а сам он уже обручен с другой. Казалось бы, ничего необычного, сколько поломанных девичьих судеб было в ту пору, сколько из шло под венец об руку со стариками старше их отцов? Но этой истории суждено было завершиться совершенно иным образом.
Неожиданная развязка
Пьеса остается одной из наиболее востребованных. / Фото: www.triptonkosti.ru
Если бы не принципиальная позиция отца Катерины, то история вполне могла закончиться плачевно, как и ее классическая версия. К тому же девушка поделилась с подружками о правдивой причине, по которой расторгалась ее свадьба, поэтому о Катерине и ее позоре вскоре заговорил весь город. Отец подал на Гаврилова заявление. Первый гражданский суд они выиграли. Гаврилова обязали выплатить все расходы семьи, связанные с подготовкой к предстоящей свадьбе. Но Гаврилова это уже мало беспокоило, ведь к этому времени он уже успел жениться и стеснения в средствах не испытывал.
Но на этом дело не прекратилось. Второе дело было уже уголовным. Статья, по которой судили заводчика хоть и существовала, но использовалась крайне редко. Звучит она так: «Обольщение не состоящей в замужестве девицы или женщины, торжественным обещанием на ней жениться». Такому преступнику могло грозить до двух лет тюрьмы.
Тут то Гаврилов и забеспокоился, пригласил столичного адвоката, искал свидетелей, для того чтобы подтвердить, что Катерина уже была и не девица вовсе. Молодая жена заводчика лично ездила к семье Катерины и предлагала решить вопрос деньгами, лишь бы те забрали заявление и не позорили ее семью. Однако отец защищал честь своей дочери и семьи, не соглашаясь ни на какие деньги.
Как уже указывалось выше, первое заседание оправдало Гаврилова. Но губернский суд встал на сторону Катерины. Правда тюремного заключения Гаврилов не получил, но его обязали выплачивать по 600 рублей в год Екатерине ровно до тех пор, пока она не выйдет замуж. Сумма для того времени была колоссальной. Вполне можно было посидеть пару лет в девках, подкопить приданного, а потому, гляди и от женихов отбоя не будет.