Почему художник Брюллов выгнал жену из дома в одной сорочке из-за собственного отца и стал изгоем

Jul 31, 2024 01:34





Весной 1839 года Петербург потрясло ужасающее событие, которое сразу стало темой для обсуждений среди горожан. Спустя всего месяц после торжественной свадебной церемонии, произошло невероятное. Муж, в середине ночи, изгнал свою молодую жену на улицу, одетую лишь в ночную рубашку, при этом жестоко обращаясь с ней и даже вырвав ей серьги из ушей. За что же известный художник Брюллов так поступил со своей юной супругой?


Первые шаги в искусстве



Брюллов с юных лет отличался удивительным талантом.

Карл Брюллов - имя, известное в кругах живописцев. Уже в юные 10 лет, благодаря неоспоримому таланту, Карл был принят в Академию художеств без необходимости сдавать экзамены. В это время, ему уже разрешили создавать собственные произведения. Его дебютное полотно, созданное в 1819 году и изображающее Нарцисса, утопающего в созерцании своего отражения, было удостоено Малой золотой медали. Этому последовал ещё более значительный успех в 1821 году с картиной, вдохновлённой библейским сюжетом об Аврааме и трёх ангелах, что принесло ему не только Большую золотую медаль, но и стипендию для поездки в Италию.

По прибытии в Рим в 1822 году вместе с братом Александром, Карл начал экспериментировать с различными жанрами, включая портретное искусство. Его первый значительный успех в этой области, портрет под названием «Итальянское утро», был приобретён меценатами и впоследствии подарен супруге императора Николая I, Александре Фёдоровне. В знак признательности император наградил художника драгоценным кольцом и поручил создать компаньон к данному произведению, что и стало началом создания полотна «Итальянский полдень».

Судьбоносная встреча



Самойлова была главной музой художника.

В 1827 году, на итальянской земле, судьба свела его с Юлией Самойловой - выдающейся наследницей великих состояний России и Италии. Эта русская аристократка, обретшая свободу после короткого, двухлетнего брака с графом Самойловым, выбрала жизнь среди меценатов искусства. Юлия, решившая жить без оглядки на общественные нормы, отправилась в Италию, где и пересеклась с будущим поклонником.

В их отношениях нашлось место не только взаимному влечению, но и совместным приключениям по Италии. Из их странствий по древним руинам Помпеи, уничтоженному вулканическим извержением в 79 году нашей эры, зародилась идея великого полотна «Последний день Помпеи». Сама Самойлова внесла неоценимый вклад в создание этого произведения, согласившись стать музой художника и отразившись на холсте в трех образах, что подчеркивало её неповторимость и важность для этой истории. В эпоху, когда творчество Брюллова достигло вершин, его жизнь неразрывно сплелась с Самойловой. В эти годы она была его вдохновением. Под ее влиянием он создал более ста двадцати портретов выдающихся личностей из России и Италии, что стало пиком его карьеры. Но после 12-летнего пребывания в Италии, Брюллов возвратился на родину, где его тепло приняло общество Санкт-Петербурга. Он обустроил собственную мастерскую, быстро стал популярен среди заказчиков и начал размышлять о семейной жизни.

Очаровательная пианистка



На свадьбе жених был мрачным и угрюмым.

Его внимание привлекла Эмилия Тимм, 18-летняя дочь бургомистра Риги Фридриха Вильгельма Тимма. Она обладала не только необыкновенной красотой, но и талантом пианистки с мягким характером. Эмилия покорила сердце Брюллова во время театрального представления, после чего он не заставил себя ждать с предложением руки и сердца.

Назначенная на январь свадьба ознаменовалась неожиданным поведением жениха, который, казалось, не испытывал радости от своего бракосочетания. Его поведение вызвало подозрения среди гостей: он вёл себя задумчиво и отстранённо, избегая взглядов в сторону своей будущей жены, Эмилии, и даже неуместно подгонял священнослужителя, чтобы тот поскорее завершил церемонию. Эмилия, в свою очередь, выглядела взволнованной и на её лице можно было заметить слёзы.
На торжество, отмечающее объединение двух сердец, близкие друзья художественного мастера не были приглашены. Слухи, распространяемые среди современников, утверждали, что перед торжественным событием образ пары не излучал радости, скорее, присутствовало ощущение неизбежности и отсутствия выбора со стороны художника. И на то были веские причины.

Невероятная тайна невесты



Тайна Эмилии раскрылась и привела к скандалу.

Перед тем как обвенчаться, Эмилия открыла своему избраннику, что она уже не невинна. Однако заверила его в своей преданности и глубоких чувствах. Это открытие неожиданно потрясло Брюллова, ведь он не мог предвидеть такого развития событий. И хотя это разрушило для него весь сакральный смысл брачной церемонии, перед обществом все равно пришлось сохранить лицо.

Они старались наладить отношения и достичь взаимопонимания в первые недели брака. Впрочем, ситуация осложнилась, когда Брюллов однажды обнаружил Эмилию в объятиях своего отца. Как выяснилось, был ее тайным возлюбленным даже после того, как она вышла замуж. Именно это открытие и побудило художника выгнать молодую невесту из дома. Больше он не желал ее видеть.

Удивительно быстрый развод



Брюллов стал изгоем, а Эмилия продолжила блистать в высшем свете.

Вследствие конфликтных моментов в браке, Карл Брюллов оформил заявление о желании расторгнуть брак, где изложил всю полноту своих переживаний и разочарований в письме, адресованном высшим духовным и светским лицам, включая министра двора князя П. М. Волконского и Священный синод. Его просьба была удовлетворена без всяких возражений, что являлось нечастым явлением для того времени.

Тем не менее Эмилия наложила вину за произошедшее на Карла Брюллова, в результате чего общественное мнение Петербурга отвернулось от него. Распространяемые слухи и обвинения со стороны родственников его супруги сыграли свою роль. Брюллов был вынужден стать изгоем в собственном городе. Ситуация обострилась настолько, что художнику пришлось покинуть столицу из-за организованной против него кампании преследования. Его работы были изъяты из публичных пространств, а бывшие друзья и знакомые старались избегать встреч, делая вид, что не замечают его.
А Эмилия, вернувшись в Ригу, не потеряла свой социальный статус и продолжила развивать свои музыкальные способности. Удивительно, как общество готово обвинить одних участников конфликта и пощадить других.

история, общество, художники

Previous post Next post
Up