Этот фильм французского режиссера Анри-Жоржа Клузо стал предметом громкого скандала, когда он был выпущен на экраны в 1944 году. Впервые показанный в небольшом городке Монфор-л'Амори, в оккупированной Франции, он вызвал жаркие споры, и не понравился, как французскому сопротивлению, так и оккупационным властям. С тех пор прошло много лет, режиссер давно уже ушел из жизни, самая спорная картина французского кинематографа после большого перерыва вновь вышла на экраны и была реабилитирована, но смысл ее, в своем идеологическом и философском посыле, многими не разгадан до сих пор.
Сценарий фильма, основанный на реальной истории
Режиссер Анри-Жорж-Клузо. Фото: cinematheque.fr
Сценарий этого фильма, написанный самим режиссером, основан на реальных событиях, происходивших во французском городке Тюль в 1920 году. Однажды Анри-Жорж Клузо попалась на глаза старая газета, в которой был описан этот случай, и он посчитал его достойным экранизации.
По сюжету фильма события развиваются в небольшом французском городке, где многие жители знакомы друг с другом. Внезапно спокойный ритм их повседневной жизни нарушается лавиной анонимных писем, в которых раскрываются их предполагаемые или реальные тайны. Эти гнусные послания от некого Ворона не щадят самых респектабельных граждан, которые начинают подозревать друг друга.
Доктор Жермен, недавно поселившийся в этом маленьком городке, интригует всех своей загадочностью и отстраненностью. На него первого обрушивается анонимное послание, обвиняющее его в запрещенных абортах и в любовной связи с Лорой - женой местного психиатра.
Люди начинают его осуждать, однако вскоре анонимки приходят и на других жителей города. Постепенно мишенью Ворона становится все больше людей, атмосфера недоверия и всеобщего страха быть разоблаченными, окутывает город плотным туманом, все боятся общаться друг с другом, начинают «охоту на ведьм», и теряются в догадках - кто же автор этих анонимных писем.
Анри-Жорж Клузо. Фото: theneweuropean.co.uk
Фильм получился острым, захватывающим, но со сложным, и неоднозначным сюжетом. При этом в нем есть несколько мощных и запоминающихся сцен, таких как спор о свете и тени, бег по пустынным городским улицам, похороны.
Обвинение Клузо в антифранцузской пропаганде
Фильм был снят на студии «Континенталь», созданной при поддержке главного пропагандиста Третьего рейха Йозефа Геббельса, но когда сам Геббельс посмотрел этот фильм, он пришел в ярость. Гнетущая, мрачная атмосфера, вызванная анонимками, и показанная в фильме, вызвала у него стойкие ассоциации с оккупированными городами, где гитлеровцы прибегали к услугам местных информаторов.
Фильм, сначала показанный в Германии под названием «Маленький французский городок» вскоре был запрещен к показу, как «аморальный и действующий угнетающе на население».
Несмотря на запрет фильма Третьим рейхом, французы тоже усмотрели в нем антифранцузскую пропаганду и оскорбление французской нации. Во Франции даже ходили слухи, что фильм «Ворон», наоборот, был сделан по заказу Геббельса, стремящегося навести больше страха на французов.
Сразу после освобождения Франции от немецкой оккупации, студия «Континенталь» была закрыта, а режиссера и некоторых членов съемочной группы обвинили в коллаборационизме и запретили работать в кинематографе.
Кадр из фильма Ворон. Фото: kinovoid.com
Но эти ограничения продлились всего два года. Однако добиться реабилитации фильма «Ворон» в то время так и не удалось. Он по-прежнему оставался не понятым французами и был запрещен к показу еще почти четверть века.
Реабилитация фильма
Кадры из фильма Ворон
Режиссер Анри-Жоржа Клузо при жизни оставался загадочной и многими непонятой личностью, вокруг его имени всегда ходили всевозможные слухи и сплетни, оно обрастало домыслами, легендами, раздутыми свидетельствами, напоминающими анонимные доносы, как и в его пророческом фильме «Ворон».
Но при этом никто не сомневался в главном, что он был одним из лучших французских режиссеров, талантливым мастером детективов и триллеров. Он снял 11 полнометражных фильмов и две короткометражки, которые позже стали считаться мировыми шедеврами.
Несмотря на гонения, режиссер еще при жизни получил несколько кинематографических премий и наград, некоторые его фильмы стали номинантами на «Оскар», а посмертно он был награжден почетной кинопремией Франции «Сезар».
Будучи непонятым пророком в своем Отечестве, одновременно изгоем и тайным любимцем Франции, Анри-Жорж Клузо дождался реабилитации своего фильма «Ворон» и его выхода на экраны в 1969 году. После этого режиссер удовлетворенно сказал, что хотя в основе фильма лежит зловещий отпечаток своего времени, но это был первый фильм, при работе над которым он чувствовал себя полностью свободным.
Кадр из фильма Ворон. Фото: kinovoid.com
Фильм «Ворон» даже сегодня производит гнетущее впечатление и заставляет задуматься о моральных аспектах нашей жизни