«Мне говорили: чтобы чего-то добиться, надо с кем-то переспать».

May 06, 2024 13:49

Клара Новикова о своем пути на сцену и о закулисье мира эстрады, часть 1



К. Новикова. Фото из открытых источников

Хорошенькая еврейская рыжая девочка из семьи воина-победителя в детстве мечтала сыграть Джульетту, Офелию или Катерину из «Грозы», как минимум. И в каком-то смысле ее мечта сбылась. Клара Новикова создала на сцене десятки классических женских образов с вполне «шекспировской» драматургией. Только не из «мохнатых» веков, а - наших современниц. Героини нашего времени у нее получались невероятно сочными, точными, одновременно смешными и трагическими, что было и ново, и очень дерзко - до Новиковой на советской эстраде никто ничего подобного не делал. Недаром ее имя собирало стадионы, Дворцы Съездов и наравне с Жванецким, Карцевым и Ильченко, Аркановым, Задорновым и другими гремело на всю страну. Только мужчин-сатириков и юмористов было много, а она - практически одна.



… С первой леди разговорного жанра, народной артисткой России Кларой Новиковой мы встретились в Театре эстрадных миниатюр, что на 1-й Тверской-Ямской. Когда-то в этих комнатах сидели и творили Жванецкий, Карцев... Выглядит изумительно - стройная, подтянутая (но не пластическими хирургами), шебутная, острая на язычок. И пусть нынче она не собирает стадионы, не те времена, но свой преданный зритель ходит на ее концерты и антрепризы, потому что кто, как не она, скажет нам устами своих героинь всю правду-матку о нашей сегодняшней жизни.



К. Новикова

Фотографии из личного архива Клары Новиковой.

ПАПА-ФРОНТОВИК И КОСА

- Клара Борисовна, а почему вне сцены сатирики и юмористы - люди такие…

- Невеселые?

- Молчаливые, скучные, порой даже злые, раздражительные.

- Это все равно, что сказать: «А правда, что все журналисты одинаковы? Одни и те же вопросы задают, врут, только жареное их интересует». Все - разные! Например, Аркадий Исаакович Райкин в жизни был очень тяжелый, уставший. Представьте себе: человек, который с утра до ночи репетирует, придумывает смешное. Ну, не может он все время быть таким искрометным и в быту. А кто-то может!

- А вы можете?

- Я? У меня переход от гнева до хохота - миг.



Клара в детстве



Пионерка Клара

- В детстве вы были девушка отчаянная: с мальчишками играли в «войнушку», носились по киевским крышам, воровали соседские яблоки, хулиганили напропалую…

- У меня был такой период небольшой - отчаянности, когда я была совсем маленькой, до школы. А в школе было уже не до крыш - я пыталась противостоять родителям. Они считали, что я пай-девочкой должна быть. (С иронией.) Вы-ши-вать… вя-зать… Книжки читать, учиться хорошо и все-все правильно делать. В нашей семье все было строго. Отец за любую провинность давал ремня, причем настоящего - солдатского. И вообще был очень суров.

- Борис Зиновьевич Герцер воевал, прошел ад Сталинграда и Севастополя, был ранен, контужен. Может, война наложила такой отпечаток?

- Потом-то я поняла, что он нас с братом таким образом оберегал от будущих жизненных невзгод, ухабов, с которыми мы, по его мнению, неизбежно должны были столкнуться. Уж он знал страшную изнанку жизни, у нас дома всегда обязательно был мешочек с сухарями - на всякий случай. Хотел, чтобы мы выросли правильными людьми…

Вот когда в девятом классе я свои шикарные длиннющие косы отрезала - это было «неправильно». Мне сразу было отказано во всем-во всем - я не ходила в театры, на дни рожденья, не общалась со сверстниками. Единственное, что мне разрешалось, - это учить уроки.

- Косы-то зачем отрезали?

- Это был мой юношеский протест! Я таким образом хотела заявить, что выросла. Помню, это был день, когда кого-то из наших космонавтов на орбиту запустили с Байконура. И я подумала: ах, люди уже в космос летают. А мне не разрешают даже косу состричь…

Папа, конечно, ремня дал, два месяца не разговаривал. Но я знала, на что шла. Понимала, что «истязать будут пытками». (Смеется.) Самое парадоксальное, что да, папа был очень тяжелый, жесткий человек. Но мы с братом Леней любили его просто до умопомрачения.

- В какой момент поняли, что ваше призвание - сцена?

- Я мечтала о карьере артистки с самых ранних лет. В тайне от родителей бегала в кружок художественного чтения при киевском Дворце пионеров, пересмотрела и знала наизусть весь репертуар Театра русской драмы имени Леси Украинки. Рыдала во время спектаклей, мечтала залом владеть как Олег Борисов, который тогда в Киеве работал. Бредила театром и ничего другого не могла себе представить.

- А отец кем видел свою дочь?

- Хотел, чтобы я врачом стала, в медицинский поступала.Когда перед моим окончанием школы узнал, что я собираюсь поступать в театральный, жестко сказал: «Тогда у тебя не будет выпускного платья». И слово свое сдержал! И вообще дал понять: если я выберу себе хорошую женскую профессию, то он будет мне помогать. А нет, значит, нет - живи как знаешь! Пришлось мне на какие-то сэкономленные денежки самую дешевенькую ткань купить, что-то скроить и с помощью моей любимой преподавательницы театрального кружка Фаины Соломоновны Ковалевской сшить платьице на выпускной. Я была одета хуже всех моих одноклассниц. Но тут уже я проявила упрямство - решила, что все равно сделаю по-своему.



С родителями

ПЯТАЯ ГРАФА И ГВОЗДИЛЬНЫЙ ЗАВОД

- Попытка устроиться рабочей на гвоздильный завод - это тоже был ваш своеобразный демарш? После того как в театральный вуз не поступили.

- Конечно! Потому что на экзаменах в Институт театрального искусства меня откровенно «прокатили». Я выглядела, по моим ощущениям, очень достойно, после моего выступления все аплодировали. Но приемной комиссии якобы не понравился мой нос! Сказали, мол, «его сложно гримировать».

Я всю ночь у зеркала стояла и изоляционной лентой этот нос в разные стороны «подтягивала». Не помогло! (Смеется.) Но меня же и гвоздильщицей на завод не взяли. В отделе кадров завода заглянули в мой паспорт и… «Цей я ж тоби, дивчина, нэ сказав. Ми ж тока вчора взяли чиловика на ту должность».

- Понимали, почему от ворот поворот?

- Еще бы! Еврейка потому что. Просто верить в такую причину не хотелось… По «большущему блату» через комиссию по трудоустройству несовершеннолетних я устроилась на кинокопировальную фабрику, где работала в три смены. И только потом поступила в эстрадно-цирковое училище, которое успешно закончила.

Никогда не забуду, как наш замечательный преподаватель по актерскому мастерству Михаил Юрьевич Резникович (потом он долгие годы был главным режиссером Театра русской драмы) мне говорил: «Клара, вы умная девушка. Бросайте это дело, бросайте! Пока вас не засосало это балото». Он так и говорил: «Это бАлото»… Но девочка не бросила. И в нем кувыркается до сих пор.



Клара в 10 классе

- Выделялись на курсе?

- На выпускном экзамене я всех удивила. Сокурсники делали ставку на смешное, а я взяла и прочла стихи поэтов, погибших на фронтах войны. Павла Когана, Михаила Кульчицкого, Николая Майорова… Никакого юмора, разумеется, там не было, но это была такая для тех времен сатира. Председатели выпускной комиссии Юрий Тимошенко и Ефим Березин (знаменитые в СССР артисты - Штепсель и Тарапунька) были просто в восторге. Я получила за мастерство «отлично».

- Это стало «трамплином»?

- Ничего подобного. Обычно всех киевлян оставляли дома, а меня по известной причине распределили в Кировоградскую филармонию. Мне было очень обидно, что какие-то мои соученики, которые были не более одарены, чем я (как мне казалось), остались в Киеве, а я уехала в провинцию. В глухую!

По сравнению с моим Киевом, где концертные залы, театры, где люди красиво одеваются... Это потом я полюбила провинцию, и для меня нет разницы, на главной сцене страны работать или в небольшом клубе. А тогда… Сегодня даже трудно вообразить, в каких условиях мы гастролировали по нашей родной Украине в составе бригад филармонии. Выступали в нетопленых клубах, передвигаясь порой по страшным дорогам, а вернее, по бездорожью, на телегах, за нищенскую оплату в 6 рублей за концерт. Но вы себе не представляете, какая это была школа!



1960-е годы. Кировоградская филармония. «Это фотография для первой афиши. Там огромными буквами было написано: «Выступают Клара Новикова и Роман Брандт».

ЗАМУЖ НАЗЛО И ОБРУЧАЛЬНОЕ КОЛЬЦО НАПРОКАТ

Все жили в общежитии, а это такое «варево» - все вместе три месяца на гастролях, вместе готовим программу, вместе едим. Моими соседками по комнате были две артистки из ансамбля лилипутов, которые спали на одной кровати с панцирной сеткой, и москвичка-певица - Эмма. Я такого мата изощренного, как от нее, никогда больше в жизни не слышала. Но это ей так шло - она так красиво и изысканно материлась... Ночами Эмма приводила к себе молодого человека, и я должна была, отвернувшись к стенке и накрывшись одеялом, не замечать того, что происходило на соседней кровати.

А вскоре я и сама выскочила замуж - за Витю Новикова, барабанщика из нашей филармонии. Он был невысокого роста, хорошенький внешне, абсолютно русопятый человек. И главное - он очень меня любил.

- А вы?

- Сейчас трудно сказать. Но вышла я за него назло другому - нашему конферансье Роме Брандту. У нас с Романом был безумный роман, а потом выяснилось, что одна акробатка беременна от него. И он ушел к ней, бросил меня, можно сказать. Тогда я и сказала Новикову, что стану его женой. И потом, знаете, когда приходится месяцами вести цыганский образ жизни, подолгу бывать в поездках, то человек, который ежедневно в промерзшем автобусе укрывает своим пальто твои ноги и всячески доказывает, что ты ему небезразлична, становится для тебя родным. В таких ситуациях люди и женятся, потому что вместе нам проще выживать, трудности преодолевать было.

На свадьбе я в своем концертном платьице была, фату себе склеила из чего-то, взяла напрокат обручальное кольцо... Медовый месяц провели в гастрольной поездке. Потом сообщила родителям, что вышла замуж. Постфактум. Просто привела Витю домой и представила, как своего мужа.

- Боялись, что папа «убьет»?

- Ну конечно! Я знала, что мне никогда не позволят выйти замуж за Новикова. Для них это был шок! Правда, потом они с папой даже подружились, потому что Виктор был невероятно рукастый - все умел починить, наладить, улучшить. В этом смысле он был удивительный самородок. Если бы сильно не выпивал, вообще цены ему не было.



К. Новикова. Начало 1970-х

ШТИРЛИЦ, МАСТРОЯНИ И ТЕТЯ СОНЯ

- Ваш путь на большую сцену начался с победы в 1974 году на Пятом всесоюзном конкурсе артистов эстрады, где вы с Геннадием Хазановым разделили первую премию. Это был ваш счастливый билет?

- Ну конечно! Сегодня такое трудно представить, но в те годы ни один конкурс не давал такого восхождения, как конкурс артистов эстрады. Я вам назову фамилии других лауреатов того года - Алла Борисовна Пугачева, Тынис Мяги, Яак Йоала, тот же Хазанов. На предыдущем победили - Карцев и Ильченко, «Песняры». Люди становились знаменитыми мгновенно.

- Трудно далось решение переехать в Москву, стать артисткой Москонцерта? По сути, начать жизнь с чистого листа.

- А я понимала, что без рывка в будущее, без каких-то новых горизонтов я обречена. Да и потом вернуться домой - это вроде как в слабости своей расписаться. Поэтому как бы тяжело жизнь ни складывалась, даже мысли такой не допускала. Если бы не переезд, никогда у меня Колонного зала Дома Союзов, концертного зала «Россия», зала Чайковского не было бы. Я выступала на лучших концертных площадках, в Театре эстрады. И везде был огромный успех.

- За счет чего? В чем, по-вашему, была фишка Клары Новиковой?

- Я же привела с собой на эстраду очень много новых женских персонажей. В то время среди артистов было мало женщин. Была замечательная примадонна эстрады Мария Владимировна Миронова, мама Андрея Миронова, которая всегда играла крепкую женщину с волевым характером. И мне - в протест - хотелось делать то, что до меня не делали, говорить о том, о чем раньше не говорили. Пришла трепетная девочка-кассирша из магазина, которая сидела «в кассе», выбивала «эту колбасу». А все ее мысли - о другой, какой-то прекрасной жизни, где кругом красота неземная и любовь сказочная. Она закрывала глаза и мечтала, что встречается со… Штирлицем. Или - с Марчелло Мастрояни… И все эти прекрасные видения то и дело прерываются грубыми окликами ненавистных покупателей, возвращающих ее к обрыдлой реальности. Такая - ах-ах - трогательная лирическая героиня. Она сразу очень полюбилась!

Потом я впервые сыграла колоритную украинскую женщину, впервые сыграла актрис, старушек, тетю Соню, наконец. И они настолько «пошли в народ», что теперь всем кажется, что они всегда там были.



К. Новикова

«И ВСЕ-ТАКИ ОНА - НЕ РАЙКИН!»

- У вас же в столице не было ни друзей, ни знакомых. Кто для вас писал весь этот репертуар?

- Мне повезло, я довольно быстро нашла своего автора - писателя-сатирика Вениамина Сквирского, который писал для Аркадия Райкина, например. Это был та-а-акой бонвиванистый мужчина, такой котяра с глазом-прищуром… А я их всех боялась пуще смерти, честно говоря. Тогда ж только и рассказывали: чтобы чего-то добиться, надо переспать с директором театра или главным режиссером. Это я понимаю сегодня: если это тебе поможет, ну переспи! А тогда мне это казалось постыдным, невозможным…

Я пришла к Вениамину Яковлевичу: «Очень хочу, чтобы вы для меня написали». Мы стали с ним фантазировать, что это такое может быть. Я ему напоказывала множество забавных, как мне казалось, женских персонажей. И ему понравилось. Потом мы с ним написали тот монолог, с которым я победила. И дальше стали сотрудничать.



К. Новикова

Окончание здесь https://dzen.ru/a/ZVBhq8M1BTSF-TNT.

тыц

история, знаменитости

Previous post Next post
Up