Мне вначале трудно было предположить, что такие простые вещи в моих статьях могут вызывать вопросы. Всё казалось очевидным и без дополнительных комментариев. Но, тем не менее, читатели задавали недоуменные вопросы. Может, они и вправду чего-то до конца не понимали, а может, просто троллили меня в связи со взятой на себя ролью защитника американской космической аферы.
После того, как в очередной статье я показывал использование того или иного голливудского киноприёма в "лунной" миссии США, обязательно находился кто-то, кто писал в комментариях: "Но в предыдущей статье вы говорили совсем о другом способе съёмке лунных кадров".
Например, я говорю, что
в миссии "Аполлон-15" и "Аполлон-16" астронавтов заменяли куклами, а мне тут же пишут
Напишу, что в проездах ровера в миссиях "Аполлон-15" и "-16" лунные горы на фоне были бутафорские, как в фильме "Золотой глаз" (17-й фильм Бондианы),
Декорации к фильму "Золотой глаз" (1995 г.)
как мне тут же напоминают, что в нескольких статьях я утверждал, что лунные горы на фотографиях НАСА были получены методом фронтпроекции со слайда на киноэкране.
Чтобы расставить все точки над "i", мне и пришлось написать вот эту статью, про четырёх Армстронгов вместо одного. Как вы поняли из названия, речь здесь пойдёт о том, что роль одного и того же астронавта в сериале "Аполлониада" исполняли 4 разных персонажа.
Очень часто мы читаем о том, что главных киногероев во время трюков заменяют дублёрами - и это обычная практика. А в сериале "Аполлониада" трюков было много, поэтому и понадобились дополнительно к каждому актёру по три разных дублёра. Частично мы писали об этом в статье 40.
"Памятник актёру США, за которого весь фильм играли дублёры".
Причём использование дублёров применимо не только к людям или, скажем, собакам ("Хатико", "101 далматинец", "Маска", "Ко мне, Мухтар!"), но и к технике. Вот кадры подготовки падения паровоза с моста для фильма "Назад в будущее-3". Реальный паровоз никто не взрывал и не сбрасывал в пропасть, а для сцены падения была изготовлена уменьшенная копия и паровоза, и автомобиля.
Рабочий момент фильма "Назад в будущее-3"
Когда в фильме речь идёт о лётчиках и мы видим в кадре самолёты, то обычно вместо одного самолёта используются три. Например, для съемки крупных и средних планов это может быть просто часть самолёта.
Съёмка фильма "Дюнкерк", 2017 г., режиссёр Кристофер Нолан.
Съёмка фильма "Дюнкерк", 2017 г.
На общих планах используются реально летающие самолёты.
Самолёты из фильма "Дюнкерк".
А для дальних планов и для сцен падения горящих самолётов используются уменьшенные копии (миниатюры) и летающие радиоуправляемые модели.
Схема съёмки падения горящего самолёта, используется макет (миниатюра).
В последние годы широко используется CGI-графика.
Самолёты в кадре - это компьютерная графика, фильм "Девятаев" (2021 г.).
В зависимости от крупности на экране используются три разных самолёта вместо одного. Так и в лунной аполлониаде, в зависимости от задачи и крупности плана используются различные приёмы и, вследствие этого, в кадр ставятся разные актёры (или заменители актёров).
В сценах, когда астронавты отправляются на посадку в ракету или когда приводняются в океан, в съёмках принимают участие реальные актёры - Армстронг, Олдрин и Коллинз.
Съёмка эпизода "Астронавты отправляются к ракете".
На тренировках, когда сквозь шлем видны лица, в кадре находятся те же известные персонажи.
Тренировка с оборудованием.
Экипаж "Аполлона-11" на тренировке около командного модуля.
Но когда астронавты пребывают на Луне, например, спускаются по лесенке или ходят вокруг лунного модуля, их лиц уже не видно, и роль астронавтов здесь исполняют низкорослые актёры, которые примерно на 30-40 см ниже реальных армстронгов и олдринов. Об этом мы уже написали несколько статей, например, "
2. Кто вместо Армстронга спускался по лесенке?". Качество видео при этом ужасно плохое.
Эта видеозапись называлась "прямой эфир с Луны".
В кадрах, где нужно высокое качество изображения, используются манекены. Они легкие по весу, примерно 25-28 кг, чтобы тем самым изобразить изменение веса при слабой лунной гравитации и лёгкость давления на грунт. А самое главное, для чего используются манекены - это чтобы избежать киноляпов. Реальный актёр наделает лишних следов, в одном дубле поднимет руку одним способом, в другом дубле - иначе. Актёру то на обед нужно отойти, то в туалет, а манекен будет терпеливо стоять хоть целый съёмочный день, пока работники киноотделения НАСА не отснимут нужный кадр и не передвинут манекен для съёмки следующего кадра. При этом трафаретом впечатают несколько шагов в песок, как будто это манекен сам передвинулся. И снимут такой кадр на фотокамеру. Как правило, на фотографиях объект съёмки (манекен) всегда пребывает в статике.
Неподвижные манекены всегда опираются на грунт двумя ногами, чтобы не упасть. Об этом у меня была статья
"57. Американцы на Луне. Правда ли, что на "лунных" фотоснимках вместо живых людей стоят манекены?" Как исключение, есть пара снимков, где манекен сфотографирован подвешенным - астронавт как бы подпрыгнул и завис... А так почти во всех случаях манекены стоят очень устойчиво. На одной из самых известных "лунных" фотографий вместо База Олдрина, как это ни печально признать, стоит неподвижный манекен.
Этот манекен в павильоне изображает астронавта Олдрина.
Там, где актёры двигаются, например, во время съёмки телекамерой - качество всегда очень плохое, там не видно следов астронавтов, не видно колеи ровера - не видно тех элементов, по которым можно было бы определить несоответствие фотографиям, которые как бы параллельно снимаются.
В первом "лунном" сериале ("Аполлон-11") ещё не научились качественно изображать горы на фоне, С.Кубрик ещё не отработал технологию фронтпроекции, поэтому сразу за тенью лунного модуля Луна заканчивалась.
Кадр из альбома "Аполлон-11"
Впоследствии, в новых сериалах аполлониады, научились качественно вставлять на фон "лунный пейзаж" с горами. Он проецировался со слайд-проектора на расположенный на фоне киноэкран из скотч-лайта. В таких кадрах снимался полноростовый манекен.
Кадр из фотоальбома "Аполлон-15".
И наконец, для дальних планов, где нужно было показать обширные лунные пейзажи, использовались куклы высотой примерно в 30 сантиметров.
Вот примерно такие куклы были использованы на дальних лунных планах.
В этом случае горы и холмы на заднем плане были бутафорские, сделанные в соответственно уменьшенном масштабе.
Кукла на игрушечном ровере, фотография из альбома "Аполлон-17".
Фотография из альбома "Аполлон-14": куколка и маленький макет лунного модуля.
Об использовании кукол и макетов в лунных миссиях
говорил кинооператор Всеволод Якубович, делавший комбинированные кадры более чем к 80-ти фильмам на "Мосфильме".
Когда кадры с куклами рассматриваются отдельно, они неопытному глазу кажутся астронавтами, но когда они ставятся встык с кадрами реального актёра, сразу видно, что комбинаторам (операторам комбинированных съёмок) не удалось в точности сделать два одинаковых кадра в разном масштабе. Если скафандр астронавта удаётся довольно точно повторить на кукле,
Кукла-астронавт
то вот пейзаж на фоне сразу выдаёт, что кадр снят уже другим способом, видна бутафория. Например, следующие два кадра (из миссии "Аполлон-15") сняты с одного и того же места, одной и той же 16-мм кинокамерой, закреплённой на ровере. Разница в том, что в первом кадре мы видим маленькую куклу и уменьшенный по масштабу пейзаж, а во втором кадре находится человек. Во втором кадре сделано лишь незначительное панорамирование вправо. Но как разительно отличается пейзаж на фоне: на первом снимке какая-то замыленная безфактурная поверхность, и тут же следом кадр с ямками и камешками на фоне. Об этом шла речь в статье
"93. Лунные кадры в миссиях "Аполлон-15" и "-16" снимали так же, как комбинированные кадры для фильма "Терминатор"." Здесь кукла и замыленный бутафорский "лунный" пейзаж.
Здесь живой человек и проработанный с деталями и камешками пейзаж.
50 лет назад никто даже и не мог предположить, что у любого человека появится возможность спокойно дома рассматривать любой кадр "лунной" хроники в остановленном виде. Поэтому в те годы НАСА делало свою работу так, как это было принято в Голливуде - чтобы при просмотре на экране маленького телевизора разница не бросалась в глаза.
В миссии "Аполлон-11" у Армстронга было два дублёра: первый был ниже его на 30-40 см, а второй дублёр был манекеном.
1 - Реальный Армстронг, 2 - дублёр Армстронга низкого роста в телерепортаже, 3 - манекен, изображающий Армстронга на фотографиях, ниже его примерно на 30 см.
У его напарника, База Олдрина, в сериале "Аполлон-11" было 3 дублёра: один был живым актёром (задействован на видео так называемого "прямого эфира с Луны"), и были два манекена разного роста для фотографий. Один манекен, примерно на 30 см ниже Олдрина, изображал астронавта, спускающегося по лестнице, а второй манекен, примерно на 60 см ниже Олдрина, изображал астронавта у дверцы лунного модуля. Низкорослый актёр не мог пролезть через люк лунного модуля, вот поэтому для фотографии as11-40-5862 понадобился ещё один манекен совсем маленького роста с миниатюрным ранцем за спиной. Эту
несуразность с ростом астронавта заметили уже давно.
Маленький человек, большая дверца и большой человек, маленькая дверца. Два последовательных фотоснимка из альбома "Аполлон-11".
Из-за того, что известных на весь мира актёров-астронавтов (Армстронга, Олдрина и прочих) не пустили в павильон на съёмочную площадку, где снималась "высадка на Луну", всё пребывание астронавтов на "Луне" НАСА снимало с дублёрами, куклами и манекенами. И соответственно для каждого из этих трёх случаев (дублёры, куклы, манекены) НАСА с консультантами Голливуда выбирали свой способ съёмки. Поэтому не стоит удивляться, что в одних кадрах лунная гора на фоне - проекция со слайд-проектора на 30-метровый экран на фоне - это как правило, ФОТОГРАФИИ на 70-мм фотоплёнке. А в других кадрах, снятых телекамерой или 16-мм кинокамерой, где разрешение очень низкое, НАСА использовало на фоне бутафорские горы.
*
С вами был кинооператор Л.Коновалов. До новых встреч!
P.S.
Вот рисунок с некоторыми расчётами, который можно найти в интернете. Насколько он справедлив, судить вам.
На мой взгляд, астронавт в люке лунного модуля и астронавт на поверхности около модуля - это два разных по высоте манекена. В люке это, действительно, некто с ростом в 130 см (верхнее фото), потому что нечто большее по размеру туда поставить было невозможно. Но вот на других фотографиях (2 снимка внизу) - это уже другой манекен, основной, высотой 160-170 см. Его рост мы определили исходя не из ширины люка и ранца жизнеобеспечения, а по другим элементам - для сравнения
были взяты диаметры чаш опор лунного модуля и другие детали ЛМ.