Пять скандальных фильмов, переживших запреты и признанных шедеврами

Jan 04, 2022 01:00

В этой подборке вас ждут пять выдающихся и откровенно провокационных европейских фильмов, ставших доказательством того, что искусство играет очень важную роль в жизни любого общества.

Хвала тебе, Мария / Je vous salue, Marie (Франция, 1985)

Жила-была студентка по имени Мари. Она работала на автозаправке своего отца, играла в баскетбол и, храня целомудрие, встречалась с добродушным таксистом Джозефом. Но однажды явился некий дядя Габриэль, который сообщил девушке о том, что она беременна и вскоре должна родить божьего сына. Знакомый сюжет, не правда ли?



Кадр из фильма «Хвала тебе, Мария»

Как несложно догадаться, работа Жана-Люка Годара вызвала серьёзный общественный резонанс.



Во время показа на Каннском кинофестивале недовольный зритель заехал в режиссёра тортом, а Иоанн Павел II заявил, что картина глубоко ранит чувства верующих. Во французском прокате фильм шёл «со скрипом», а в Аргентине и Бразилии его и вовсе запретили. Однако несмотря на всю свою неоднозначность, фильм великого французского режиссёра обладает как минимум двумя неоспоримыми достоинствами - новаторским монтажом и выдающейся операторской работой.

Подглядывающий / Peeping Tom (Великобритания, 1960)

Молодой и застенчивый мужчина, психика которого изувечена детскими травмами, убивает женщин, чтобы запечатлеть выражение предсмертного ужаса на их лицах. Если вы любите по-настоящему страшные фильмы, то обязательно должны познакомиться с этой культовой работой Майкла Пауэлла.



Кадр из фильма «Подглядывающий»

Картина, которую можно смело назвать предтечей жанра слэшер, худо-бедно пережила британскую премьеру (английская пресса не скупилась на негативные отзывы), но была оперативно запрещена в других странах. Однако время расставило всё по своим местам, и «Подглядывающий» совершенно заслуженно оказался среди лучших фильмов ужасов в истории кино.

Случай / Przypadek (1981)

Польский режиссёр Кшиштоф Кесьлёвский предлагает нам довольно простую ситуацию и три возможных сценария её развития. Итак, молодой человек по имени Витек отчаянно пытается успеть на поезд. Но каковы бы ни были его действия, история непременно заканчивается катастрофой.



Кадр из фильма «Случай»

Фильм Кесьлёвского недвусмысленно намекает на довольно напряжённую политическую обстановку в стране, народ которой успел устать от коммунистической оккупации (в одной из сюжетных линий главный герой присоединяется к антикоммунистическому движению, намеревающемуся свергнуть правительство). Именно поэтому «Случай» целых шесть лет находился под запретом и впервые был показан только в 1987-м году. Однако стоит отметить, что при этом фильм не лишён некоторой универсальности и заставляет нас лишний раз задуматься о том, какую роль мы играем в собственной судьбе.

В. Р. Мистерии организма / W.R. - Misterije organizma (Югославия, 1971)

Картина сербского режиссёра Душана Макавеева (одного из ярчайших представителей югославской чёрной волны) представляет собой коллаж из пропагандистских фильмов, документальных хроник и игрового кино. Сюжет о жизни и неоднозначных научных концепциях австрийского психолога-неофрейдста Вильгельма Райха чудесным образом переплетается с абсурдно-фэнтезийной историей о том, как белградская девушка влюбилась в советского фигуриста со звонким именем Владимир Ильич.



Кадр из фильма «В. Р. Мистерии организма»

Несмотря на то, что фильм произвёл положительное впечатление на международных критиков и был отмечен специальным призом на Берлинском кинофестивале, Иосип Броз Тито его не оценил. В Югославии ленту запретили, а Душана Макавеева выслали из страны.

Золотой век / L'âge d'or (Франция, 1930)

Это второй фильм Луиса Бунюэля, созданный в соавторстве с Сальвадором Дали (первым был немой 16-минутный «Андалузский пёс»), и один из первых французских звуковых фильмов. Лишённый сюжета как такового, он представляет собой набор крайне неприглядных и откровенно провокационных зарисовок.



Кадр из фильма «Золотой век»

Как это ни странно, но первые зрители приняли фильм с восторгом. Однако спустя три дня после премьеры очнулись представители парижских ультраправых группировок, во время очередного показа устроившие в зале настоящее безобразие. А одна испанская газета назвала картину «новым ядом, который иудаизм, масонство и бешеное революционное сектантство хотят использовать для развращения людей». Фильм был снят с проката и почти пятьдесят лет ждал второго шанса. Его официальная премьера в США состоялась только в 1979-м году. Сейчас «Золотой век» по праву считается одним из главных шедевров сюрреалистического кино. 

история, фильмы, скандалы

Previous post Next post
Up