В 1964 году в альманахе "Библиотека Научной фантастики", выпускавшемся издательством "Знание", вышел небольшой рассказ писателя-фантаста Севера Гансовского "День гнева".
Рассказ о гениальном ученом, создавшем гибрид человека и медведя, оказался самым ярким в том выпуске "АНФ", вызвал огромный интерес у читателей, получил высокие оценки со стороны критиков и коллег Гансовского (в частности, Аркадий Стругацкий назвал "День гнева" одним из лучших рассказов в советской фантастике).
Обложка альманаха научной фантастики, в котором впервые вышел рассказ "День гнева".
Бонус: И о рассказе
Сюжет
Позволю себе вкратце пересказать сюжет и рассказа и, с некоторыми натяжками, фильма. В результате генетического эксперимента в секретной лаборатории гениального ученого Фидлера образуется новый вид живых существ - отарки. Это гибрид человека и медведя. Существа, наделенные разумом, но унаследовавшие силу и агрессивность косматых хищников. Отарки убивают лаборантов, вырываются на свободу и начинают жить в пределах так называемой "зоны-заповедника". Правительство, опасаясь беспорядков, закрывает глаза на произошедшее. Живущие в "зоне-заповеднике" фермеры и крестьяне оказываются брошенными на произвол судьбы. Они вынуждены как-то приспосабливаться: многие подчиняются грубой и наглой силе, начинают служить отаркам, становятся их "шестерками". Достаются новым "хозяевам жизни" и местные женщины - дочери фермеров, бывшие лаборантки.
Марьяна Полтева в фильме "День гнева". Кадр из фильма.
Главный герой рассказа - журналист столичной газеты Бетли. Он отправляется в "заповедник", чтобы написать о том, как живут люди рядом с отарками.
Сопровождать журналиста согласился лесничий Меллер - угрюмый, нелюдимый охотник, настоящий бирюк. Мужчины отправляются в лесную глухомань, где их ждет самое страшное испытание в жизни.
Первый советский фантастический фильм ужасов
Рассказ Гансовского - это рассказ-предупреждение. Писатель указывает на опасность бесконтрольных научных изысканий, на то, что, ослепленные самой возможностью великого открытия, ученые зачастую не осознают последствий.
В 1984 году "День гнева" прочитал режиссер Суламбек Мамилов. Рассказ потряс кинематографиста, и тот загорелся идеей снять по этому произведению фильм.
На Центральной киностудии детских и юношеских фильмов им. М. Горького проект режиссера одобрили, и в 1985 году на советские экраны вышла экранизация рассказа Севера Гансовского, которая стала первым советским фантастическим фильмом ужасов. В 1986 году фильм был показан за границей и удостоился приза Международного кинофестиваля в Порто.
Обложка переиздания фильма в серии "Легенды экрана".
Сюжет фильма, в целом, соответствует первоисточнику. Мамилову удалось собрать по-настоящему звездную актерскую команду: журналиста Бетли играет Юозас Будрайтис, лесника Меллера - Алексей Петренко, Фидлера - Анатолий Иванов. Также в фильме задействованы Евгений Дворжецкий, Светлана Светличная, Павел Махотин.
"День гнева" - жуткое, тягучее, мрачное кино, которое даст 100 очков вперед многим голливудским "ужастикам". Фильм без спецэффектов и грима держит в напряжении и с годами не растерял своего мрачного очарования.
"День гнева", снятый по блестящему рассказу выдающегося советского писателя-фантаста Севера Гансовского - это грозное и не теряющее своей актуальности предупреждение о том, что не всякий,
кто разговаривает, является человеком.
Но вот он, этот замечательный фильм:
Click to view
И о рассказе "День гнева"
Генетический эксперимент, вышедший из-под контроля ученых. Разумные, но совершенно лишенные даже подобия человечности существа, терроризирующие «зону изоляции» и стремительно эволюционирующие, становясь все умнее и умнее. Заброшенная лаборатория и страшный и безнадежный квест двоих людей - журналиста и лесника - к источнику кошмара.
Нет, я описываю не очередную серийную поделку из современной постапокалиптики, или сюжет компьютерной игры-стрелялки. Речь идет о рассказе советского писателя-фантаста Севера Гансовского «День гнева».
Группа ученых, занимавшихся исследованиями мозга и сознания, совершили невероятное - они сумели наделить разумом медведей. Успех? Вроде бы да. Вот только одна беда - разум оказался совершенно нечеловеческий. Были звери - стали разумные звери. Беспощадные, лишенные даже подобия человеческой морали и этических принципов. В общем-то ничего удивительного: нелюди ж. Эксперимент признали удачным, но неперспективным в плане дальнейших исследований, а тут и отарки - так назвали новый вид разумных существ - убили лаборанта и вырвались на свободу.
Что частенько делает правительство, если где-то на вверенной ему территории происходит неладное? Правильно, делает вид, что ничего особенного не происходит. Пока отарки не шляются по улицам больших городов и не жрут людей на главной столичной площади, можно делать вид, что ничего и не случилось. А как же фермеры? Простите, кто? Какие фермеры?..
35-я Бронебашенная Батарея в Севастополе, где проходили съемки экранизации (очень неплохой, между прочим) рассказа.
Фактически рассказ вскрывает сразу две проблемы:
1. Ответственность ученых за последствия своих исследований и экспериментов, необходимость просчета всех потенциальных сценариев развития событий. Наверное, эта проблема даже еще старше самой науки - отголоски ее мы встречаем в некоторых древних мифах (например, к таким «безответственным экспериментаторам» вполне можно отнести богов-трикстеров типа Локи).
2. Что такое разум, и обязательно ли он должен обладать тем же морально-этическим комплексом, что и человеческий? Традиционно в большинстве разборов этого рассказа рецензенты формулируют этот вопрос так же, как и один из героев, который в бреду размышляет, что есть человек, но это незаслуженно обходит стороной самих отарков. Они совершенно определенно не люди, но дает ли это нам право лишать их статуса разумных существ? Можно ли утверждать, что лишь человеческий вариант разумности - истинный, а остальные - подделки?
Самые подходящая натура для фантастического ужастика с философским уклоном.
Короче, рассказ очень крутой. Атмосферный, мрачный, я бы даже сказал жутковатый. Мир рассказа описан схематично, общими грубыми штрихами, но это же рассказ. Не стоит ждать от рассказа тщательно прописанной вселенной, у этой литературной формы совсем другие задачи.
Ах да, еще одно. По рассказу в 1985 году был снят отличный фильм. Трактовка событий в экранизации немного отличается от сюжета рассказа, но в целом основная идея сохранена. И, между прочим, в каком-то смысле картину можно считать одним из первых советских фильмов ужасов, жути в ней предостаточно.
В этих катакомбах и проходили съемки
Конечно, в первую очередь экранизацию кроме собственно литературной основы «делает» игра великолепного актерского дуэта - Алексея Петренко (лесника Миллера) и Юозаса Будрайтиса (журналиста Бетли). Да и натура не подкачала - основная часть натурных съемок проходила в Севастополе, в сохранившихся галереях 35-й Бронебашенной Береговой Батареи, свидетельницы героизма и трагических событий уже не
вымышленных, а вполне исторических… Но это уже совсем другая история.
Читать
рассказ