Как создавали фильм «Вий» - первый советский ужастик, который пришлось переснять, прежде чем

Sep 25, 2021 01:50





В 1967 году в свет вышел фильм «Вий» и произвел настоящий фурор. До этого в советском кинематографе не знали картин жанра «ужасы». Но в этот раз зрители должны были испытать настоящий страх и проникнуться зловещей атмосферой гоголевского мира, созданного на экране. Ленту посмотрели 32,6 млн зрителей, после чего ее сняли с проката на долгие 20 лет.



Нам в AdMe.ru очень любопытны подробности съемок этого легендарного фильма, а также обстоятельства, с которыми пришлось столкнуться творческой группе.

  • Идея создания подобного фильма принадлежала директору «Мосфильма» Ивану Пырьеву. Но сам это делать он не собирался и предложил попробовать свои силы молодежи: двум студентам высших режиссерских курсов Константину Ершову и Георгию Кропачеву.
  • Они приняли решение снимать аутентичные дома, природу, храмы. Съемочная группа работала в украинских старинных деревянных церквях, в монастыре.
  • Но труды режиссеров пропали даром. Отснятый материал не понравился руководству «Мосфильма»: показался слишком реалистичным, а это все же должна была быть сказка. Поэтому решили пригласить еще и киносказочника Александра Птушко. Он переосмыслил и переснял сцены, и в «Вие» удалось создать ту самую атмосферу, которую так полюбили зрители.




© Вий / Мосфильм

  • В павильоне выстроили декорации церкви с затянутыми паутиной окнами и старыми иконами. Для Панночки изготовили 3 гроба: основной, в котором лежала героиня; маленький закрытый, для съемок движения, и большой, на специальных креплениях, в котором актриса Наталья Варлей летала по церкви на высоте 15 м.

В основание «гроба для полета» вмонтировали металлический штырь-кронштейн, к которому пристегивали актрису монтажным поясом. За спиной, под балахоном, у нее была закреплена надежная опора. Но Варлей очень боялась этих полетов - у нее с детства страх высоты, который она преодолевала в цирке.

«Злость Панночки» снимали на специальном вибраторе, который трясся и качался вместе с актрисой.

Кошки с рожками

Нечистая сила была представлена в “Вие” и своеобразным животным миром. Например, в картине работала “бригада” черных кошек. Девять подросших черных котят достались съемочной группе в наследство от картины “Черный чертенок”, где главного четвероногого героя играли в фильме сразу девять дублеров. (Эти же кошки работали у Гайдая и в “Бриллиантовой руке”, и в фильме “Иван Васильевич меняет профессию”.) Мало того что в “Вие” черные коты выскакивали из-под ног бедного философа Хомы в самый неподходящий момент, на кошек надевали еще и специальные шапочки-капоры с рожками. Их пускали прыгать с возвышения, и в прыжке снимали на стене их тени.

Для изображения всякой нечисти пробовал Александр Лукич с оператором снимать в увеличенном виде насекомых - богомолов, жуков-носорогов, пауков... Но остановился все-таки на близких к мистическим субстанциям летучих мышах, воронах и филинах. Всю живность поставлял для съемок известный на “Мосфильме” дрессировщик и постановщик трюковых сцен с животными Тариэл Варламович Габидзшвили.

- В картине было задействовано около 50 ворон, - рассказывает дрессировщик. - Ловили их тут же, на “Мосфильме”, во дворе. Выкладывали в старом сарае приманку, несколько дней не подходили, чтобы не спугнуть этих хитрых бестий. Попавших в силки пленниц забирали только ночью, чтобы не вызвать подозрение у остальных вольных птах. На съемочной площадке давали команду, и черные птицы с шумом выпархивали из раскрывающихся с треском окон церкви. Бывало, кричу: “Лукич, вороны кончились”. Он объявлял перерыв, мы тушили свет и лезли с фонариками на колосники снимать птиц, а павильоны-то огромные - до 16 метров в высоту...

Были у Александра Лукича и любимые животные, которые кочевали с ним из фильма в фильм. Обожал он, например, собаку Мишку. Дрессировщик Тариэл Варламович привез псину еще из армии. Мишка был настоящий собачий звукоимитатор. Мог рычать, как настоящий медведь, выть по-волчьи. В “Вие” он отчаянно “оплакивал” во дворе умершую Панночку.

- Очень нежные чувства питал Лукич к моему маленькому дрессированному петушку породы бентамка, - смеется дрессировщик. - Он великолепно работал у нас в “Сказке о царе Салтане”. По команде в любой момент мог спеть у меня прямо на руке. В “Вие” голоса Пети должна была бояться вся нечистая сила: он возвещал рассвет. Лукич собственными руками сколотил для миниатюрного петушка маленький макет плетня.

Не забыл режиссер и про своих любимцев, например про пса по кличке Мишка, у которого был талант звукоимитатора. Он мог рычать как медведь и выть как волк. Петух раньше снимался в «Сказке о царе Салтане». Всеми животными занимался дрессировщик Тариэл Габидзшвили.



© Вий / Мосфильм

  • Чтобы показать, как жутко вылетают из церкви черные птицы, приходилось приманивать ворон едой, а затем выпускать их на волю.
  • Крупной статьей расходов оказались свечи. Их было сожжено чудовищное количество - несколько центнеров. Просто купить их оказалось сложно, поэтому свечи делали на заказ невиданными партиями в церковных мастерских.
  • Великолепный грим многочисленной нечисти - вурдалаков, упырей и прочих - был результатом труда пластических гримеров. Над их масками, в которых были продуманы даже мелкие детали, работала известная режиссер-кукольник и скульптор Сарра Мокиль.




© Вий / Мосфильм

  • Вия сыграл настоящий силач и акробат, артист цирка Николай Степанов. Нетренированный человек просто не смог бы выдержать такой нагрузки. Других магических персонажей тоже изображали цирковые артисты. Ведь они должны были показывать скорость, прыгучесть и гибкость, на которые обычные актеры не были способны.




© Вий / Мосфильм

  • Костюм Вия был настолько тяжелым, что даже такой сильный человек, как Николай Степанов, передвигался в нем с большим трудом и вылезал из него совершенно обессиленный. Тело сделали из нескольких слоев мешковины, пропитанной смолами, а руки - из гипса. Лицо Вия заслуживало отдельного внимания: тяжелые веки крепились к шарнирам и поднимались с помощью веревок. А сами глаза были изготовлены из стекла со светоотражающей поверхностью.




© Тени исчезают в полдень / Мосфильм, © Вий / Мосфильм

  • Великолепной Панночкой сначала была вовсе не Наталья Варлей. Роль играла Александра Завьялова, и большая часть фильма была снята с ее участием. Но вдруг по настоянию директора «Мосфильма» актрису уволили. Точная причина неизвестна.
  • После ее ухода пробы прошли еще несколько актрис, и в их числе Наталья Варлей. В пользу Варлей говорила ее физическая подготовка. К тому же она не страдала суевериями и очень хотела сыграть Панночку.




© Вий / Мосфильм, © Вий / Мосфильм

  • На роль старой ведьмы актрисы не нашлось: многие проходили пробы, а затем отказывались. Поэтому ее сыграл актер Николай Кутузов, которому в то время было уже около 70 лет. Он прекрасно подошел для этого типажа.
  • Кажется, что обаятельного Хому Брута не мог сыграть никто кроме Леонида Куравлева. Но на эту роль пробовались еще Вячеслав Невинный и Михаил Кокшенов.




© Самая обаятельная и привлекательная / Мосфильм, © Вий / Мосфильм

  • Чтобы сделать Панночку максимально жуткой при всей красоте актрисы, режиссер использовал маленькие хитрости. Например, за кадром осталось специальное вибрирующее устройство, на которое ставили Варлей. Таким образом создавалось впечатление, что Панночка трясется от ярости.
  • Специальный тусклый грим должен был показать зрителям, что она зеленеет от злости. А на глаза, чтобы они зловеще светились изнутри, направляли особый свет.
  • Небольшие ляпы, которые замечали зрители, придали фильму очарования. Например, в сцене, где Панночка пытается прорваться сквозь магический круг, явно видно, что актриса упирается ладонями в стекло: в некоторых эпизодах в этом стекле отражается Леонид Куравлев.




© Вий / Мосфильм

  • Такая картина не могла не обрасти слухами по поводу мистических совпадений, связанных с ее съемками или прокатом. Один их таких эпизодов, по рассказам, произошел на круизном теплоходе. Когда там собирались показывать это кино, на море начинался сильный шторм. Когда его выключали, море тут же успокаивалось. При этом присутствовала и сама Наталья Варлей, которая просила команду теплохода заменить фильм.




Хомой Брутом стал Леонид Куравлев. А мог стать Вячеслав Невинный (фото в кружке).

Фильм потряс воображение неискушенного советского зрителя и собрал в прокате за год 32,6 млн. руб. О том, как рождался первый «социалистический фильм ужасов»

фильмы, тайны

Previous post Next post
Up