«Поющие в терновнике». Любовь и тайны за кадром

Sep 17, 2021 15:48





Эта книга прозвучала как песня в разных уголках мира. И, едва расслышав ее отзвук, кинематографисты стали задумываться об экранизации, уловив здесь мотив по силе равный «Унесенным ветром». В русской версии называния и вовсе ощущалось нечто неуловимо близкое - «Поющие в терновнике».



Роман выпорхнул навстречу миру в 1977-ом году, породив волну читательской любви и скандальный всплеск. Пронзительно-трепетная история любви священника, достигшего высокого ранга, и его «прекрасной розы» с женским ликом в ту пору еще могла вызвать шок у представителей католической конфессии. Но восторг читателей приглушил бурю негодования.

Как-то раз в конце 1981-го года за обедом с одним из директоров кинокомпании «Warner Brothers» продюсер Дэвид Уолпер узнал, что студия все-таки не решилась воплотить идею экранизации романа. И неудивительно. Огромный объём материала, который сложно гармонично вложить в полтора-два часа экранного времени. Да и Роберт Редфорд отказался от роли. Но это ли проблема… Мистер Уолтер не растерялся и спросил: дескать, а не сделать ли мне мини-серии. И после недолгой паузы получил разрешение: а сделать.



И в 1983-ем году сериал «Поющие в терновнике» поднял новую штормовую волну восторга, повторив успех романа. Создатели кинополотна были удостоены всевозможных премий: «Эдди», «Эмми», «Золотой глобус»... Казалось, картина понравилась всем… кроме автора первоисточника. Колин Маккалоу не пожелала участвовать в съемочном процессе и отстранилась от всего происходящего. Девид Уолпер лишь высказывал недоумение: мол, почему, первый раз у меня такое.

Писательница хранила хладное молчание. Не разъясняя деталей своего недовольства. Но, очевидно, она находила сильные расхождения между отдельными образами своего романа и их воплощением на экране. По сведениям авторитетных источников, автор могла считать, что, в частности, исполнитель главной роли Ральфа де Брикассара не соответствует литературного канону. Но если образы Ральфа и его изящно-пылкой возлюбленной Мэгги Клири с позиции читателя можно было принять, то, например, силуэты следующего поколения героев - дочери Мэгги, Джастины О’Нил, и ее партнера Лиона - были невероятно далеки от оригинала. И, казалось, не имели с героями книги даже легкого сходства.

И всё же это не помешало вдохновенному полету «Терновых птиц» по мировым экранам. Однако путь к зрителю, и впрямь, пролегал через тернии. В вихре съемочных будней случались конфликты и зарождалась любовь.



Обложка журнала «TV-Guide» и постер фильма «Поющие в терновнике»

…Очаровательная молодая актриса Рэйчел Уорд перевоплощалась в Мэгги. Эту девушку, окутанную ореолом изящной хрупкости, выбрали средь множеств претенденток, носивших известные имена. Мишель Пфайффер, Ким Бейсингер… Джейн Сеймур. И все же создатели картины увидели Мэгги в Рэйчел. Это была ее первая серьезная роль. И она мастерски подготовилась к прослушиваниям. Однако на съемках волнение стало нарастать. Роль оказалась чрезвычайно сложной в своей многомерности. Рэйчел не так давно рассталась с женихом и, казалось, это могло помочь ей глубже понять всю гамму чувств героини. Но нет, не всю. Всепоглощающая любовь?... в напряженной обстановке. Это сложная игра.

Актриса сильно нервничала, не могла спать и от переживаний иногда забывала текст. Режиссер был слишком занят насыщенным съемочным процессом, чтобы уделить достаточное внимание проблемам дебютантки. Партнер Рэйчел по фильму, исполнитель роли «всепоглощающей любви» Мэгги, Ричард Чемберлен, был погружен во вхождение в собственный образ. И пробуждению скрытых душевных сил партнерши не способствовал.



Кадры из фильма «Поющие в терновнике». Рэйчел Уорд (Мэгги) и Ричард Чемберлен (Ральф)

Вероятно, её чувствительность и недостаточный профессиональный опыт, случаем, вызывали в актере раздражение. Он, разумеется, был уже известен, возможно, рассчитывал на дуэт с более именитой и подготовленной актрисой. И, по всему видать, нервничал не меньше партнерши. Поговаривали, даже ненароком делал неэтичные выпады в адрес Рэйчел. Негодуя на её забывчивость. Что-то вроде «нужно придумать таблетки, укрепляющие память, для женщин». Подобные реплики, если они, и впрямь, произносились, могли бы «порадовать» всех дам на съемочной площадке. И, разумеется, не пробудили бы симпатию актрисы, которая и без того была «как на иголках». Вероятно, в тот период Рэйчел оказалась бы особенно хороша в сценах, где Ральфу нужно «залепить». Буквально или фигурально.

Стоит отметить, конфликты за кадром известных картин не являются чем-то «из ряда вон». Например, известно, что когда-то поначалу не поладили Вивьен Ли и Кларк Гейбл на съемках «Унесенных ветром», Ким Бейсингер признавалась, что с трудом переносила близость Микки Рурка в «Девять с половиной недель», а в особенно близких сценах её, конечно, заменяла дублерша… и так далее.

Так или иначе и Рэйчел Уорд, и Ричард Чемберлен согласились участвовать в продолжении картины «Поющие в терновнике: Пропавшие годы», а, значит, можно предположить, в дальнейшем взаимопонимания достигли.



Рейчел Уорд и Брайан Браун

Но изначально ключевой дуэт не клеился. Пока не появился - он. Исполнитель роли «будущего мужа». И волнение Рэйчел обрело новый ярко-положительный оттенок.
Предвкушение встречи со вторым кино-партнером, с которым ей предстояло сочетаться экранным браком, привносило дополнительную тревожность в душевное состояние актрисы. Включить прожектора, все камеры в боевую готовность… Входит герой. И взор его мгновенно озаряется восхищением. Всепоглощающая любовь?... а почему нет.

Брайан Браун... сын австралийского пианиста, всего добившийся своим трудом и талантом. И Рэйчел, дочь аристократов из Корнуэлла, сбежавшая в Америку в надежде обрести себя. Роман этой пары развивался стремительно. Он выучил всю ее роль наизусть и верно подсказывал в любой критический момент. Меж съемками они целовались повсюду, где только можно было и, в общем, вероятно, и где нельзя. И вся страсть, и чувственность Мэгги Клири на экране была вызвана... да, очевидно, мистером Брауном. Невозможно догадаться по кадрам, не правда ли?... Значит, хорошие актеры.
«Неподходящий» кино-муж оказался, чудится, идеальным. В реальности. Рэйчел начала напевать: «Хочу за него замуж, хочу за него замуж». И приятельница предложила спеть эту песню самому вдохновителю «соло». И Рэйчел - спела. Он был радостно ошарашен: «Ты правда выйдешь за меня?...» Ну, да, что спрашивать-то... И вышла. Киносага стала волшебным сундучком, из которого влюбленная пара вытащила счастливый билет.



Впоследствии Рэйчел с мужем переехала в Австралию. Образ Мэгги прочно слился с восприятием её, как актрисы. Что неново и, в пример, произошло позднее с Дэниэлом Рэдклиффом, сыгравшим Гарри Поттера. Однако такое «слияние» зачастую не способствует расширению творческих границ, а порождает определенные проблемы. В вас все видят «Гарри» или «Мэгги». Голливуд не предлагал Рэйчел новых глубоких ролей. Она устала от красивых светских мелодрам и предпочла австралийское - менее кассовое, но более вдумчивое исполнение. А потом и вовсе стала сценаристом. И даже режиссером. Это был первый момент, когда в отношениях супругов случились некоторые рабочие сложности. Оказалось, что любить мужа дома - одно, а вот снимать его в собственном фильме - совсем другое. Но они прошли сквозь эти трудности. И вышли на свет с жизнерадостной улыбкой.

Пара благополучно живет в Австралии, занимаясь творчеством, в котором сплетает режиссуру, журналистику и актерское мастерство. Творческий процесс они всегда умело совмещали с родительскими заботами. Их дети, Роза, Матильда и Джо, уже стали взрослыми. И есть что-то символичное в том, что история драматической любви, развернувшийся посреди австралийских просторов, принесла личное счастье исполнительнице главной роли.



Обложка книги Колин Маккалоу

«Есть такая легенда о птице, что поет лишь один раз за всю свою жизнь, зато прекраснее всех на свете…».

Название книги косвенно ссылается на мифическую «колючую птицу», которая ищет терновые деревья со дня, когда она вылупилась. Когда она находит идеальный шип, пронзает себя и поет самую прекрасную песню, когда-либо слышанную, пока умирает.

До появления книги не было найдено никаких источников для этого мифа, хотя с тех пор он был описан в различных ненаучных источниках как «старая кельтская легенда»

И еще:

«Поющие в терновнике»: история трагической любви

фильмы

Previous post Next post
Up