Алисе Фрейндлих 86: пять лучших ролей актрисы в советском кинематографе

Dec 11, 2020 04:24





Фото: starhit.ru

Почему Фрейндлих не взяли в "Гусарскую балладу" и "Зигзаг удачи"

Легендарной советской актрисе Алисе Фрейндлих 8 декабря исполнилось 86 лет. В силу возраста она уже крайне редко снимается в кино, а ведь в 60-80-е годы актриса была нарасхват. Каждый год она снималась в двух фильмах, многие из которых потом попали в разряд киношедевров. А также была одной из ведущих драматических актрис питерских театров. Вначале это был театр имени Ленсовета, который возглавлял ее муж - режиссер Игорь Владимиров, а после развода она перешла в Большой драматический театр (БДТ) под руководством одного из лучших режиссеров тех лет Георгия Товстоногова.


Звездные роли и нестыковки с Рязановым

Из работ Алисы Фрейндлих в кино в первую очередь вспоминаются роли в двух фильмах Эльдара Рязанова "Служебный роман" и "Жестокий романс". В первом - она мастерски сыграла перерождение человека, превратившись из "серой мыши" и эмоционально черствой женщины в застенчивую красавицу, способную на взрывные чувства. В другой - актриса прекрасно справилась с ролью циничной матери, которая готова на все, лишь бы поудачнее выдать дочь замуж. Хотя этой роли у нее могло и не быть - на худсовете комиссия категорически была против кандидатуры Алисы Бруновны. Но Эльдар Рязанов, снявший на тот момент главный кинохит страны "Ирония судьбы, или с легким паром!", настоял на своем.

Кстати, Рязанов собирался снять Алису Фрейндлих еще в трех своих картинах, но разные обстоятельства помешали этому. Вначале она пробовалась на роль Шурочки в музыкальной комедии "Гусарская баллада". По воспоминаниям режиссера, у актрисы были прекрасные пробы, но он вынужден был отказать ей. Причина в том, что Алиса выглядела очень женственно, а ему нужна была женщина, которая выглядит и как мальчишка-сорванец. Ведь эта героиня, переодевшись в мужскую одежду, бежит на войну, и подмены никто не замечает. Фрейндлих в гусарском мундире выглядела менее убедительно, чем Лариса Голубкина, которая в итоге и сыграла эту роль.

Второй раз Алиса Бруновна должна была сыграть одну из главных ролей в картине Рязанова "Зигзаг удачи". По словам Эльдара Александровича, роль Алевтины писалась специально под нее. Но из-за беременности ей пришлось отказаться от участия в картине, и эту роль получила Валентина Талызина.

Третья нестыковка Фрейндлих и Рязанова произошла при подготовке "Иронии судьбы". Рязанов вместе со своим постоянным соавтором Эмилем Брагинским написали пьесу, по которой потом сняли уже культовый фильм. Отдавая ее в театр, они как авторы поставили условие, что Надю Шевелеву в спектакле сыграет именно Алиса, а не какая-то другая актриса. В театре взяли пьесу в работу и спустя время пригласили Рязанова и Брагинского на премьеру. В телефонном разговоре один из них поинтересовался, как смотрится Фрейндлих в роли Нади. Но было сказано, что она вообще в этом спектакле не занята. Авторы пришли в бешенство и даже отказались посетить премьеру.

ТОП-5 фильмов и телеспектаклей Алисы Фрейндлих

"Анна и Командор"

Первой большой и успешной работой Алисы Фрейндлих в кино считается драма "Анна и Командор" (1974), которая была снята на киевской киностудии имени Довженко. Актриса играет роль молодой вдовы, чей муж был директором исследовательского института и погиб во время испытаний - его играет Василий Лановой. После его смерти она начала вести затворническую жизнь, ведь незадолго до смерти мужа у них умерла маленькая дочь. Вернуть женщину к обычной жизни решил попытаться сценарист, которого играет Иннокентий Смоктуновский. Он написал сценарий фильма, посвященный ее мужу, и приехал к ней в гости, чтобы уговорить почитать то, что он написал. Она соглашается, но не с первого раза. В итоге, к описанию рабочих будней ее мужа добавилась их семейная история, в которой он был совсем другим человеком. И к первоначальному названию фильма "Командор" добавилось слово "Анна".

image Click to view


"Последний пылкий влюбленный"

Это телеспектакль, поставленный режиссером БДТ Георгием Товстоноговым по одноименной пьесе драматурга Нила Саймона в 1985 году. Спектакль смотрится как бенефис актрисы, потому что в нем она играет сразу три роли.

По сюжету богатый мужчина, слегка за сорок, снимает номер в гостинице, и к нему по очереди приходят три женщины, которым он назначил тайное свидание. Героя-любовника играет Владислав Стржельчик. Вначале к нему приходит темпераментная итальянка, потом - взбалмошная юная леди и под конец - жена лучшего друга. Всех этих женщин играет Алиса Фрейндлих. Во всех образах она иронична, но при этом очень разная. Идея режиссера в том, чтобы показать фантазии стеснительного мужчины, семейная жизнь которого не сложилась. Несмотря на свое богатство и возможность получить почти все, он не смог добиться любви от жены. Поэтому он воображает себе ее в разных ипостасях.

image Click to view


"Сталкер"

Один из самых легендарных фильмов Андрея Тарковского, снятый по мотивам повести братьев Стругацких "Пикник на обочине". Это была вторая попытка режиссера снять Фрейндлих в своем фильме. В 1974 году, когда у Тарковского уже вышли "Солярис и "Зеркало", режиссер пришел на один из спектаклей с ее участием, а после - передал через актера Анатолия Солоницына записку, в которой он, поблагодарив ее за прекрасный спектакль, пригласил на роль в свой следующий фильм, не конкретизируя какой. Актриса с радостью согласилась, но из театра на съемки ее не отпустили. По всей видимости, эта картина так и не была выпущена, потому что следующей режиссерской работой Тарковского стал "Сталкер", вышедший на экраны в 1979 году и впоследствии получивший приз Каннского кинофестиваля.

В этой картине Алисе Фрейндлих досталась небольшая роль жены Сталкера, которого сыграл Александр Кайдановский. Кроме него, в фильме сыграли украинский актер Николай Гринько и Анатолий Солоницын. Выделиться в компании таких мощных драматических актеров было сложно. Тем более у них - главные роли, а у Алисы Бруновны всего несколько эпизодов и один монолог. Но этот монолог она прочитала и сыграла так, что он стал одним из самых запоминающихся и важных моментов в этой картине. Причем, как позже уже рассказывала сама актриса, монолог оказался полной импровизацией прямо на съемочной площадке.

image Click to view


"Старомодная комедия"

В этом фильме Фрейндлих снялась вместе со своим мужем Игорем Владимировым. Они играют случайно познакомившуюся в санатории пару. Он - один из врачей санатория, она - взбалмошная пациентка. Доктор вызвал ее к себе всего лишь для того, чтобы угомонить женщину, нарушающую правила. Через конфликт они постепенно сближаются. Парадокс картины в том, что в период съемок Фрейндлих и Александров уже были на грани развода. По словам актрисы, они расстались из-за того, что у ее мужа было два сильных пристрастия - женщины и алкоголь. Тем не менее любовь и страсть друг к другу они замечательно сыграли в этой мелодраме.

image Click to view


"На Верхней Масловке"

Драма по одноименной повести советско-израильской писательницы Дины Рубиной. В этой картине Фрейндлих играет 87-летнюю женщину-скульптора. Несмотря на возраст, она в ясном уме, и почти каждая ее фраза - колкое выражение. За эту роль актриса получила несколько наград самых влиятельных российских кинофестивалей, включая "Нику". В квартире героини живет театровед, режиссер и неудачник Петя, которого играет Евгений Миронов. И только ради смешного, но порой и грустного общения этих персонажей стоит посмотреть эту картину.  

image Click to view



фильмы, актеры

Previous post Next post
Up