Наверное, никто уже не спорит с тем, что любые предания и мифы основываются на каких-то реальных событиях. Это же касается и мифов Древней Греции. Например, упоминания в них о кентаврах в описании подвигов Геракла.По распоряжению царя Микен Эврисфея Геракл должен бы принести живым вепря, который обитал на горе Эриманф. Эта гора, по сообщению Павсания, являлась частью Эриманфского хребта на границе двух областей Пелопоннеса - Элиды и Аркадии. Описание этого подвига Геракла носит довольно странный характер: подавляющую часть легенды составляет рассказ о кентаврах и лишь четыре предложения говорят об охоте на вепря. В рассказе о кентаврах удивляет не столько факт их истребления, сколько обстоятельства гибели двух друзей самого Геракла - кентавров Хирона и Фола... Нам предстоит выяснить все недомолвки и намёки этого сказания. Зачем Эврисфею нужен вепрь? Почему Фол и Хирон гибнут от незначительных ранений? Как связаны между собой истребление кентавров и охота на вепря?
Почему для многих художников, начиная с эпохи Возрождения, кентавры стали считаться символом похоти? Прочтём древнее сказание по наиболее полной версии.
Аполлодор, "Мифологическая библиотека", книга II:"Четвертым подвигом Эврисфей назначил ему принести живым Эриманфского вепря. Этот зверь опустошал окрестности города Псофиды, устремляясь с горы, которая называется Эриманф. Проходя через Фолою, Геракл был радушно принят кентавром Фолом, сыном Силена и нимфы Мелии. Фол стал угощать Геракла жареным мясом, сам же он ел сырое. Когда Геракл попросил вина, Фол ответил, что боится открыть общую, принадлежавшую всем кентаврам бочку. Тогда Геракл посоветовал ему быть смелее и сам открыл эту бочку. Вскоре привлеченные запахом вина кентавры сбежались к пещере Фола, схватив, кто огромный камень, кто целую сосну.
Первыми попытались прорваться в пещеру кентавры Анхий и Агрий, но Геракл, метая в них горящие головни, отразил их. В остальных же он стал стрелять из лука, преследуя их вплоть до Малеи. Оттуда кентавры сбежались к Хирону, который, будучи изгнан лапифами с горы Пелиона, поселился вблизи Малеи. Целясь из лука в кентавров, столпившихся вокруг Хирона, Геракл выпустил стрелу, но она, пронзив плечо кентавра Элата, засела в колене Хирона. Глубоко огорченный этим, Геракл подбежал и, вытащив стрелу, приложил к ране лекарство, которое дал ему Хирон. Но рана была неизлечимой, и кентавр удалился в пещеру, желая там умереть. Однако умереть он не мог, так как был бессмертен: тогда Прометей предложил себя Зевсу в обмен, тот сделал его бессмертным, а Хирон скончался. Остальные кентавры разбежались в разные стороны: некоторые укрылись на горе Малее, Эвритион бежал в Фолою, Несс к реке Эвену. Остальных взял в Элевсин под свое покровительство бог Посейдон и скрыл в горе.Вернувшись в Фолою, Геракл нашел и Фола погибшим вместе со многими другими…
Фол, вытащив из трупа стрелу, стал удивляться, как такой маленький предмет мог погубить таких огромных кентавров. Но стрела выскользнула у него из рук, упала на ногу и ранила его, отчего он немедленно скончался. Похоронив Фола, Геракл отправился на охоту за вепрем и, отыскав его в чаще, с криком преследовал, загоняя в глубокий снег. Загнанного зверя он связал и принес в Микены".Как видим, охота на вепря занимает абсолютно незначительную часть этой легенды. С формальной точки зрения сражение с кентаврами и охота на вепря - это две абсолютно не связанные между собой легенды. И тем не менее рассказчик соединил их вместе. Возможно, у него были на это свои причины. Всего четыре предложения повествуют об охоте Геракла на вепря и лишь одно (!) - об обстоятельствах охоты. Почему столь незначительная часть легенды стала известным "подвигом" Геракла, ведь преобладающая часть её сообщает о трагической гибели кентавров?
Собственно об охоте на вепря говорится лишь в двух предложениях уже после расправы над несчастными кентаврами. Да и в чём их вина? Она лишь в том, что у них слишком острое обоняние... В сцене гибели кентавров складывается впечатление, что причиной их смерти стала нелепая случайность или буйный характер самих кентавров, которые напали на мирно отдыхающего Геракла совершенно немотивированно, когда он предавался пиршеству со своим другом Фолом... Но погибли и Фол, и Хирон... Они не нападали на героя. Почему гибнут существа, не замышлявшие против Геракла ничего дурного? И какое отношение к их смерти имеет сам Геракл?Проведём расследование. Кто же такие кентавры? Обычно их изображают полуконями-полулюдьми, дикими и одинокими обитателями лесов и гор. Странный вид этих существ приводит в недоумение: разве такое возможно в природе? Ни одного скелета таких существ не найдено. Археологи находят костные останки разных существ, живших десятки и сотни тысяч лет тому назад, но ничего похожего на кентавров нигде на планете они не откопали.
Что вообще их может роднить с конями, кроме внешнего вида? У них намного больше общих черт с людьми, чем с лошадьми. Они едят мясо, как люди, пьют вино, используют лекарства из трав, знают огонь и умеют им пользоваться. В легендах о них практически нет самок женского пола - кентавресс или кентаврид, а кентавры часто упоминаются как похитители женщин и говорят они не на своём особом языке, а на человеческом. Несомненно, эти существа такие же люди, как и мы. А внешний вид их свидетельствует о какой-то национальной или профессиональной особенности. Это образ всадника, в котором слиты как единое целое два существа: конь и человек. То есть, кентавры - порождение мифологического сознания. Это люди, для которых коневодство их основная профессия, можно сказать, смысл существования. Сидя верхом на коне, они чувствуют себя наиболее естественно, как в родной стихии.Древние греки, впервые увидевшие человека верхом на коне, посчитали его новым, неизвестным для них существом - человекоконём.
Но почему в названии "кентавр" отсутствует слово ἵππος ("конь"), но отчётливо звучит слово ταῦρος ("бык")? Само слово Κένταυροι некоторые лингвисты переводят как "убийцы быков", "охотники на быков". Но κενός имеет значение "пустой", "бесполезный", "неосновательный", "не имеющий", "лишённый". У этого термина нет значения "убивать", "охотиться", "пасти". У κενός есть значения - "лишённый", "не имеющий". То есть, кентавры - это те, кто не имеет быков. В нескольких эпизодах выше было показана, что ταῦρος - это не только животное (бык), но и военный корабль. Как ахейцы-мореходы могли называть людей, не знакомых с мореходством? Кентаврами! То есть, не имеющими кораблей, лишёнными "быков" (кораблей). Это и понятно, ведь жители степей не знакомы с мореплаванием. Термин ἱππο-κένταυρος встречается только у сравнительно поздних античных авторов - Платона, Плутарха и других. Совершенно понятно, что это дальнейшее развитие этого термина. Точно так же, как и появление в Древней Руси термина "китоврас"...
Судя по косвенным сведениям, накануне троянской войны ахейцы познакомились с коневодами-степняками, теми, кого часто называют ариями. Они торговали между собой. Часть этих племён поселилась в Северной Греции - Фессалии. Но события описываемой легенды говорят о внутренних районах Пелопоннеса. Можно предположить, что ахейские вожди использовали отряды кентавров в качестве союзников (или наёмников) в войнах между племенными вождями Пелопоннеса.Формально в данной легенде Геракл действует в одиночку (как и в большинстве мифов), но, несомненно, это поздняя гиперболизация, когда все подвиги приписываются одному человеку. Не забудем, что после убийства своих детей и жены Мегары Геракл решением религиозного суда был определён к служению у Эврисфея и выполнял его задания под руководством зрелого опытного военачальника. Вместе с Гераклом в гости к Фолу пришёл отряд воинов из Аргоса. Но и Фол встречает его не один, а вместе с другими вождями кентавров. Где-то неподалёку от пещеры находятся и простые воины этого отряда с конями.
Фол угощает Геракла мясом, естественной и привычной пищей кочевников-скотоводов. Упоминание о том, что Фол ест сырое мясо - это простейший анахронизм, желание авторов легенды подчеркнуть цивилизационную отсталость кочевников, ведь с точки зрения ахейцев они всего-навсего лишь варвары, "дикари"...Ахейцы привезли с собой бочку вина. Нужно быть очень наивным, чтобы принимать буквально на веру слова мифа, что вино хранилось в пещере. Скотоводы не занимаются виноделием. А для жителей юга оно - естественный вид их занятий. Геракл открывает бочку с вином, у него есть явное стремление напоить им вождей кочевников. Текст легенды сообщает, что к пещере внезапно прибежали привлечённые запахом вина кентавры и принялись энергично нападать на пирующих в пещере. Столь наивное объяснение приводится авторами сказания в качестве причины нападения кентавров, и оно вполне достаточно для людей, не обременяющих себя необходимостью подходить к изучению текста и его восприятию критически. Бочка вина, по легенде, принадлежит всем кентаврам и охранять её доверили Фолу. Если он открыл её, значит посчитал это нужным.
Разве Фол не хозяин пещеры и не вправе поступать у себя в доме так, как считает нужным? Это не повод для нападения, а попытка скрыть истинную причину возмущения кентавров и нападения их.А вот события в пещере, где были Фол и другие вожди кентавров, и могли стать причиной нападения рядовых воинов-кочевников, находящихся вне её. А внутри пещеры развернулась настоящая драма. В конце концов зря что ли Геракл открывал бочку с вином и спаивал вождей кентавров! Ахейцы принялись резать опьянённых и наивных детей степных просторов. Услышав шум и крики о помощи, рядовые воины кентавров и бросились осаждать пещеру. Кентавры был потрясены коварством аргосцев и убийством своих вождей, а вовсе не от того, что бочка с вином была открыта без их ведома! Именно это коварство и резня в пещере и стали подлинной причиной нападения кентавров с целью спасения своих вождей. Отсюда такая ярость нападающих. Количество убитых поражает воображение, множество кентавров бежало. И это всё сделал один Геракл?
Как бы не так!Бежавшие на конях кентавры прискакали к Хирону, но Геракл не знал пощады: смертельную рану получил даже бессмертный и мудрый Хирон. В чём суть бессмертия Хирона? В данном случае бессмертие - это особый статус, привилегированное положение. Хирон - вождь кентавров, а, значит, не простой смертный. И Хирон, и Фол представлены в легенде друзьями Геракла и оба гибнут от несчастного случая. Но уже в древности многие сомневались в этом. "Первый Ватиканский Мифограф" сообщает: "Аспер передаёт также, что, когда Фол дивился стрелам Геркулеса, сразившего столько кентавров, одна из них упала ему на ногу. Излечить его от этой раны было невозможно. Поэтому некоторые и полагают, что Фол был убит Геркулесом".А почему же было невозможно излечить? По какой причине случайное падение стрелы с полутораметровой высоты на ногу стало несовместимым с жизнью? И рана Хирона, и любопытство Фола, вызвавшее его смерть, скрывает факт использования Гераклом отравленных стрел. Такие сведения можно обнаружить у многих древнегреческих авторов, в том числе у Эврипида ("Геракл") и Софокла ("Филоктет"). После убийства лернейской гидры Геракл стал использовать яд.
Естественно, эффективность его "подвигов" намного повысилась. К такому средству обычно прибегают только очень коварные люди. Геракл, несомненно, таким и был. Вспомним, ранее он бросил в огонь трёх своих сыновей, двух племянников и жену Мегару. Теперь вот наступила очередь Фола и Хирона...Но что могло явиться действительной причиной для убийства кентавров? Скорее всего они находились в Пелопоннесе по договору с одним из вождей ахейцев. То ли они требовали выплаты жалованья, то ли не хотели уходить из Пелопоннеса, то ли ещё по каким-либо причинам, но Эврисфей посылает отряд вместе с Гераклом, чтобы уничтожить конников. Роль Фола в этих событиях не совсем понятная. Он мог оказаться как и наивным, доверчивым человеком, принимая Геракла в качестве гостя, так и быть в заговоре с ним и действовать согласно разработанному плану. Я склоняюсь к первому варианту. Впрочем, смерть его ждала в любом случае. Преступник после свершения преступления уже не нуждается ни в соучастниках, ни тем более в свидетелях своих деяний. Победителям-ахейцам же достались в награду кони побеждённых. Может быть, именно они и стали одной из причин истребления кентавров...
Что ещё позволяет говорить о том, что убийство кентавров было преступлением? Перед свершением своего двенадцатого подвига (как мы помним, Эврисфей распорядился привести Кербера в Микены) Геракл должен был пройти посвящение в Элевсинские мистерии, "но участвовать в таинствах он ещё не мог, ибо не был очищен от скверны после убийства кентавров". ("Мифологическая библиотека", Аполлодор). Здесь речь идёт не только о Фоле и Хироне, но и об убийстве всех кентавров, не названных по именам. Если же сын Амфитриона не имел никакого отношения к злодейскому убийству, то откуда взялась скверна? А если для очищения от скверны нужно было провести специальный обряд, значит гибель кентавров являлась преступлением. Таким образом это убийство по тяжести преступления приравнивалось к убийству своих детей, после которого он также должен был пройти очищение.Обратимся к такому вопросу: почему многие художники ещё со времён эпохи Возрождения считали кентавров символом похоти, как сообщают нам многочисленные словари? Сексуальный мотив в поведении кентавров появился прежде всего из-за неправильного понимания мифов о кентаврах. В них они часто похищают женщин...
Этот факт имеет простое объяснение: отряды кочевников, приглашённые ахейцами, состояли из одних мужчин. И естественно, что многие из них стремились похитить себе женщину из числа местных жителей. Длительное воздержание лиц мужского пола иногда лишает их остатков разума и заставляет совершать безрассудные поступки. Но ничто не мешает художникам уже в наше время продолжать и развивать традиции своих предшественников прошлых веков. Так появились современные изображения прекрасных кентавресс. Теперь бедные кентавры не будут бродить одинокими и дикими на горных склонах. Есть множество поражающих своей внешностью кентавресс, которые смогут их приручить и одомашнить... Но и женщины будут в безопасности, отныне у кентавров не будет повода их похищать и они смогут спокойно уединиться на природе. Прекрасная кентавресса в ожидании кентавра...
Возникает ещё один вопрос, а какое отношение к кентаврам имеет Эриманфский вепрь? По легенде, вепрь, "опустошал окрестности города Псофиды, устремляясь с горы, которая называлась Эриманф". Город Псофиды расположен на северо-востоке Аркадии возле границы с Элидой. Гора Эриманф находится на северо-западе Пелопоннеса. Но зачем кентаврам обитать на высоте 2224 м над уровнем моря? Все живые существа любят селиться недалеко от воды. Отряды кочевников находились в долине реки Эримант. Вождя кентавров и называли вепрем.
Ничего удивительного здесь нет: в многих мифах древних народов выдающихся воинов называли по именам животных - быком, львом, тигром, волком, медведем, вепрем, слоном. Как видим, в основном это или хищные звери или крупные растительноядные животные, обладающие мощью и силой.На берегу Эримантоса, несущего свои воды вдоль горного хребта к безбрежному морю, нашли свой последний приют доверчивые и простодушные обитатели степных просторов, разделившие пищу и кров с тем, о котором потом сложат многочисленные легенды о его подвигах. Могли ли они думать, что дружба с Гераклом опаснее, чем вражда с ним...На берегу Эримантоса
Скульптура Парфенона в Британском музее
https://www.liveinternet.ru/users/3616936/post340116300/