Еще недавно около Собора Парижской Богоматери кипела работа, пусть о полном восстановлении еще даже не приходится думать, стройка и суета рабочих вокруг здания, была олицетворением надежды. Сейчас же ветер играет в полуразрушенных стенах и издает жутковатую мелодию, проникая в расщелины и другие разрушения, которые после себя оставил огонь. Нет и потоков туристов, которые даже, несмотря на произошедший год назад в старинном здании пожар, не теряли к нему интерес и жаждали сфотографироваться около полуразрушенного храма и строительных лесов. Однако пандемия внесла коррективы и в восстановление собора - работы приостановлены на ближайшее время.
Год назад, все новостные сводки были полны только одной новостью - горит французское достояние архитектуры, легендарный Нотр-Дам. На тот момент казалось, что вспыхнувший собор уже не спасти, и наследие полностью утеряно, настолько сильным и бесконтрольным было пламя. Но вот уже отпеты оды пожарным, которые на самом деле сделали все возможное и отстояли часть здания, прошел год, за который специалисты кропотливо изучили нанесенный ущерб и во многих направлениях наметили план действий. Однако сколько лет понадобится для того чтобы полностью восстановить архитектурный памятник и удастся ли это вообще (по-крайней мере, сохранив его историческую уникальность и самобытность), не может сказать никто.[/ANOUNS]
Что в итоге сгорело и насколько велик ущерб
Нотр-Дам после пожара.
Ректор собора Патрик Шове сравнивает Нотр-Дам с женщиной почтенного возраста, которая получила опасные травмы и водит паралелль со всеми людьми преклонного возраста, которые сейчас находятся в изоляции в своих домах. Так и Нотр-Дам оставили в одиночестве, но не бросили, уж слишком французы ценят свою «первую леди», именно так они называют собор между собой.
Во время пожара обрушился шпиль, в котором было 500 тонн дуба и 250 тонн свинца. В результате пострадала две трети крыши храма, а также внутреннее убранство. Несмотря на то, что многие реликвии удалось спасти, и они переданы в Лувр для реставрации и хранения, часть из них оказалась сильно повреждена дымом и тушением. Так, от воды пострадал средневековый орган.
Опасность представляли и старые леса, которые были возведены для реставрации перед началом пожара. От огня они выгнулись и грозились обрушиться, усилив разрушения. Их нужно разбирать очень осторожно, к тому же, по мнению специалистов, все еще сохраняется опасность для здания, сильный ветер или ураган могут обвалить хрупкие конструкции, говорить о степени разрушения можно будет только после того как все леса будут полностью разобраны.
Работу реставраторов усложняет и загрязнение свинцом, после тушения пожара активная деятельность многократно откладывалась после замеров уровня свинца. Это, помимо коронавируса, стало еще одной причиной отложить реставрацию.
Соединение технологий XII и XXI веков
Завалы в соборе еще до конца не разобраны.
Однако тот факт, что возле собора не снуют строители, еще не говорит о том, что реставрационные работы полностью остановлены. В настоящее время специалисты парижского Национального центра научных исследований разрабатывают цифровую модель составляющих здания. Речь идет о каждой балке и каждом камне. Это удивительный синтез средневекового наследия и современных технологий. Идет сбор уникальных данных, которые будут изучаться следующими поколениями.
Несмотря на то, что прошел уже год с момента пожара, год активной работы в этом направлении, споры о том, как должен выглядеть разрушенный пожаром шпиль еще не утихают, в целом остается под вопросом исторический облик здания. Лучшие архитекторы со всего мира предлагают собственные проекты, не боясь при этом использовать и зеркала, и солнечные батареи, и витражи. Не исключен и тот вариант, что внешняя облицовка может измениться.
Исторический вид собора.
Хотя главный архитектор, специализирующийся на исторических памятниках Филипп Вильнев имеет совершенно иное мнение на этот счет и уверен, что восстановленный шпиль, должен выглядеть точно также как и сгоревший. Такого же мнения придерживаются многие признанные исторические и архитектурные деятели. Церковь также выступает за то, чтобы сохранить исторический образ собора, в том числе и его утраченного шпиля.
Нотр-Дам, как и многие другие известные соборы Франции, является государственной собственностью, потому главное решение остается за Елиссейским дворцом, который, впрочем, готов прислушиваться к обеим сторонам в принятии столь важного решения. Кстати, сразу после пожара президент Франции заявил, что восстановление должно занять около пяти лет.
С учетом интереса туристов
Туристам вход пока закрыт.
Несмотря на то, что собор находится в плачевном состоянии, поток туристов к нему не иссякал весь этот год, если не сказать, что лишь увеличился. К чести французов, стоит отметить, что, несмотря на то, что само здание закрыто для посещения, интересы туристов и прихожан все же учитываются. Ищутся пути создания оптимальных условий, при которых туристы, посещая собор, могли бы не мешать строительным работам. Возможно, это будет подземный вход под папертью, где сейчас располагается парковка.
Однако это решение также имеет противников, особенно в кругах духовенства, которое, учитывая религиозное предназначение здания, пользуется большим авторитетом в данном вопросе. Так, по мнению духовенства, в храм можно входить только через двери, а туристов здесь нет вообще, сюда приходят к богу.
Пока же на ограждении имеется экспозиция, которая рассказывает о самом пожаре, тушении огня, и, конечно, о ходе реставрации.
Что стало причиной возникновения огня
Строительные краны и леса ждут продолжения восстановительных работ.
Процесс реставрации ведется вместе расследованием, ведь причина пожара еще не установлена и официальная версия случившегося так еще и не выдвинута. К расследованию привлечены не только сотрудники научного подразделения полиции, но и историки.
В настоящий момент существует три равнозначные гипотезы. Это непотушенная сигарета, которую мог оставить как кто-то из строителей, так и туристов. Не исключается короткое замыкание в электрических сетях, либо авария в строительном лифте.
Нотр-Дам стал весьма высокой ценой недосмотра, ведь это, пожалуй, единственная совершенно точная причина возникновения пожара. К тому же, во Франции очень много старинных соборов, которые привлекают туристов, и они также требуют внимания, причем не только для сохранности зданий, но и безопасности прихожан и туристов. К тому же в большинстве из них узкие входы и дверные проемы. Сейчас главная цель - это укрыть оставшуюся часть собора от дождя и непогоды, для этого его накрыли плотной сеткой. Также защитили витражи и стекла, которым сильно угрожает ветер и сквозняк.
https://kulturologia.ru/mosaic/