ДОССЕНА АЛЬЧЕО

Nov 24, 2018 06:58





Альчео Доссена родился в 1876 году и с юных лет тяготел к искусству. Вдохновленный историческим прошлым своего родного города Кремона (Италия), в котором родились знаменитые Страдивари и Амати, Альчео также пытался изготавливать скрипки. Впрочем, это занятие давалось ему не очень легко, и особых успехов он в этом не достиг. Поэтому еще в юном возрасте он стал помощником каменотеса. Работа в каменоломне не приносила особого удовольствия, хотя давала возможность заработать на жизнь. Но парню хотелось чего-то большего, возвышенного.



Выгодная встреча

Жизнь молодого человека изменилась, когда ему было уже далеко за 30. Поняв, что в родном городе у него не получится построить карьеру, Альчео отправляется в Рим. На него были большие надежды, однако свои коррективы внесла Первая мировая война. Доссену призвали в армию. Когда находилось свободное время, солдат делал различные поделки из глины, дерева и камня. Например, однажды из керамики он изготовил рельеф с изображением Марии и маленького Иисуса. Начинающий мастер обжег его в печке, обработал, и тот стал очень похожим на древний.

Изделие вышло довольно-таки привлекательным. Когда в канун Рождества солдату дали небольшой отпуск, он поехал в Рим и захватил с собой поделку, надеясь ее продать. Поначалу он намеревался просто предложить ее кому-то в качестве рождественского подарка. Случай представился, когда Доссена обедал в трактире. Он показал рельеф владельцу заведения, а тот, не сильно разбиравшийся в скульптуре, пообещал познакомить мастера с антикваром Альфредо Фазоли.

И тут в голове Альчео родилась идея. Что, если выдать рельеф за старинный и тем самым набить ему цену? Он придумал историю, что нашел вещицу в разрушенной церкви. Фазоли выслушал эту сказку и не стал задавать лишних вопросов. Неизвестно, поверил ли он истории начинающего скульптора или нет, но сходу заплатил ему 100 лир и забрал рельеф. Для Альчео это были большие деньги, и он остался доволен заработком. Он даже решил, что сделка была Божьим подарком. Факт, что эта встреча действительно повлияла на всю его жизнь, прчем не самым лучшим образом.

Размах деятельности



Стоит отметить, что сам Фазоли продал Марию с младенцем за 3000 лир, так как знал, кому и как можно выгодно представить рельеф. Пришел 1919 год. Доссена был демобилизован и снова приехал в Рим. Он встретился со своим знакомым антикваром и предложил еще одну «найденную» статуэтку. Тот понял, что бывший солдат на самом деле продает свои изделия, и так обнаружил в нем талант. Вскоре в мастерской Альчео появилось много различных скульптур, выполненных в стиле эпохи Возрождения. Все они были искусственно состарены.



К делу присоединился приятель Фазоли - Палези. Парочка предложила скульптору «выгодное» сотрудничество. Он будет делать статуи и рельефы, а они - продавать их деятелям искусства. Сам скульптор совершенствовался в своих навыках. Стоит отметить, что в данной области он действительно оказался весьма талантливым. Он тщательно выбирал инструменты, работал с качественными материалами, применял техники, которыми пользовались мастера древности. Также в его мастерской был бассейн, наполненный специальной жидкостью, в которой вымачивались его изделия, приобретая старинный вид.

«Дилеры» не вмешивались в рабочий процесс, доверяя таланту исполнителя и давая ему свободу действий. Тем временем была выдумана история о древнем разрушенном монастыре, в котором якобы нашлись все эти произведения искусства. Находились выгодные покупатели, которым и сбывали продукцию. Посредники платили Доссене 200-300 лир, в то время как сами зарабатывали в 10-15 раз дороже. Мастер был рад и этому, так как ранее не видал и таких денег. К тому же, его охватывало чувство необычайного удовлетворения непосредственно от самой работы.

Подделки выдавались за работы великих скульпторов, так как мастер научился точно копировать их манеру. Каким-то образом удавалось обманывать ведущих экспертов: те признавали изделия древними и подлинными. Постепенно произведения скульптора-самоучки появились во многих музеях и частных коллекциях не только в Италии, но и по всей Европе и даже США.



Бывало, происходили и вовсе забавные истории. Например, Доссена решился на рискованный эксперимент. Так, все знали Симоне Мартини как художника. Тщательно исследовав его картины, Альчео смастерил 2 деревянные статуи и присвоил их авторство Мартини. Искусствоведы были ошеломлены, узнав об этом неизвестном ранее факте из биографии художника. Статуи были выгодно проданы, но крупно заработали на них, конечно же, лишь посредники. Они уже привыкли обогащаться за счет чужого труда и получали сотни тысяч лир. Поступали все новые заказы, и наш герой трудился в поте лица.

Как раскрылась правда

Возможно, эта история продолжалась бы, если бы ни одно трагическое обстоятельство. В 1927 году у скульптора умирает жена. Так получилось, что у него даже не хватает денег на достойные похороны. Со своей бедой он обращается к «сотрудникам». На тот момент они уже заработали на нем не менее 70 млн лир. Фазоли не только не дал мастеру денег в долг будущей работы, но и просто выдворил его вон, осыпая грубыми оскорблениями.

И вот тут терпение непритязательного и скромного Доссены лопнуло. В один миг он превратился в мстительного и жаждущего справедливости человека. Он, как мог, похоронил супругу, после чего отправился к адвокату и признался в том, что изготавливал фальшивые скульптуры. Саморазоблачения наш герой не боялся. Ведь не он, в конце концов, выдавал свои работы за подлинники. Ни на одной из них не стояла подпись. По сути аферами занимались его подельники. Они же получали и основную прибыль. Так что наш герой был практически чист.

Адвокат не мог сразу поверить этому рассказу, однако вскоре убедился в его правдивости, побывав в мастерской Доссены. Обиженный скульптор подал на Фазоли и Палези в суд. Однако у них был «железный» довод, благодаря которому они не заплатили нашему герою. Посредники утверждали, что никогда никому не навязывали подлинность изделий. Ее определяли эксперты. И чтобы не опозориться, искусствоведы и музеи будут доказывать, что работы оригинальные. Какое-то время так действительно было.

Последствия саморазоблачения

Альчео дал несколько интервью, и слухи об этом деле быстро облетели Италию и зарубежье. На то время его работы были в музеях Нью-Йорка, Бостона, Вены и других городах Америки и Европы. Скандал был весьма громким и известным. Дассена был назван «гением подделок». Слышать такое было несколько оскорбительно, но ситуацию уже нельзя было повернуть вспять. Журналисты также не упускали случая поиздеваться над «знатоками» искусства, не сумевшими определить фальшивки. В газетах писались саркастические статьи и печатались карикатуры.

Расставить все на свои места помог Якоб Гирш, антиквар, который купил поддельную статую Афины. Мастер пригласил его в свою мастерскую, в подробностях рассказал, как создавал статую, а также показал ее отбитую вторую руку. Гиршу ничего не оставалось, как признать все это правдой. Еще одним неопровержимым доказательством стал специально снятый фильм. Его режиссером был Ганс Кюрлих. Прямо перед камерой мастер воспроизвел статую Афины, чем поставил точку в этом деле.

Фазоли и Палези пришлось выплатить скульптору денежную компенсацию. Никакой уголовной ответственности никто не понес. Наш герой заплатил своему адвокату за работу и снова принялся за свой труд. Он попытался продавать произведения уже под своим именем. Однако особой славой его новоделы не пользовались. Зато работы «гения подделок» были представлены на нескольких выставках в Италии и Германии.

Стоит признать, что подельники мастера были довольно осторожными: богатство не до конца вскружило им голову. В одни руки они продавали только 1 работу Дассены, не более. Когда же все изделия были собраны в одном месте, стала очевидной их бездушность. Известно, что каждый великий мастер имеет свой почерк и вкладывает в свое произведение жизненную искру. Все фальшивки были похожими друг на друга, так как скульптор пользовался одними и теми же приемами.

Была у этих изделий еще одна особенность. Античные статуи редко доходят в целом виде. Зачастую они имеют дефекты: у них отсутствует то нос, то голова, то нога. Наш герой же был очень избирательным в том, какой именно части тела лишать свое детище. Он отбивал только те части, которые казались ему незначительными. В конце концов, слишком «покалеченная» фигура стоила бы меньше.

Хотя Альчео Доссена в свое время и прославился как гениальный фальсификатор, довольно скоро о нем забыли. И когда в 1936 году в газете появилось объявление о его смерти, многие, к сожалению, даже не могли вспомнить, о ком идет речь.

https://proafery.ru/fakers/d/dossena-alcheo.html

афера

Previous post Next post
Up