Apr 16, 2013 16:42
И так предлагаю пообщаться на тему «Оценка экологической ситуации и определение экологических проблем МО Туапсинский район» в преддверии заседания экосовета при губернаторе о экологических проблемах Туапсинского района 23 апреля 2013 .
Всех тех, кто может обозначить проблемы региона и пути решения прошу присоединятся к диалогу. Прошу считать базовым или отправной точкой данный доклад т.е то, о чем знает власть и чем она уже озабоченна или делает вид, что ищет пути решения:
Д 63 Доклад «О состоянии природопользования и об охране окружающей среды Краснодарского края в 2011 году». - Краснодар, 2012. - 358 с. УДК 502.7 ББК 20.18 © Департамент природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края
В 2011 году по заказу ГБУ КК «СИТЦЭК» НИИ прикладной и экспериментальной экологии ФБГОУ ВПО «Кубанский ГАУ» были выполнены инструментально-аналитические исследования атмосферного воздуха на территории г. Туапсе, по результатам которых можно сделать следующие выводы:
• загрязнение воздуха в городе Туапсе в целом за период исследований характеризуется как «сильное» индекс загрязнения атмосферы десятью приоритетными веществами (ИЗА10) составляет 23,3;
• в пространственном плане в зависимости от грузопотока величина ИЗА изменяется от очень сильного (в районе крупных магистралей) до умеренного (в селитебной зоне);
• наибольшая доля проб с превышением ПДКмр характерно для взвешенных веществ, оксида углерода, ароматических углеводородов и бенз(а)пирена.
Таким образом, загрязнение атмосферного воздуха является одним из главных факторов, негативно влияющих на здоровье населения. Проблема загрязнения атмосферного воздуха более характерна для территорий городов, что обусловлено в первую очередь большой антропогенной нагрузкой на атмосферу, связанной с эксплуатацией автотранспортных средств, промышленных предприятий топливной, химической, нефтехимической промышленности, стройиндустрии и агропромышленного комплекса, объектов электроэнергетики,
нефтепродуктопроводного транспорта, деятельностью портов по перевалке различных грузов, в том числе нефти и нефтепродуктов.
По результатам проведенных в 2011 году наблюдений состояния атмосферного воздуха на территории Краснодарского края, было установлено следующее:
• По данным ГУ «Краснодарский ЦГМС» уровень загрязнения атмосферного воздуха на территории городов Краснодар (ИЗА5 = 8), Новороссийск (ИЗА5 = 36) и Сочи (ИЗА5= 2,76) увеличился. Наиболее критическая ситуация сложилась в г. Новороссийске - уровень загрязнения оценивается как «очень высокий». Наибольший вклад в загрязнение атмосферы городов вносят следующие примеси: формальдегид, бенз(а)пирен, взвешенные вещества, фенол и оксид углерода.
По данным ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в 2011 году отмечалось незначительное ухудшение качества атмосферного воздуха по сравнению с 2009 - 2010 годами. Превышение гигиенических нормативов (ПДК) в 2011г. отмечалось на следующих территориях: г. Краснодар, г. Сочи, г. Туапсе, Славянский район, г. Ейск, Ейский район, г. Тихорецк и Тихорецкий район, г. Армавир, Лабинский, Мостовской районы, г. Белореченск, Апшеронский район, Кореновский район, Кавказский район, Новороссийск, Анапа.
• По данным ГБУ КК «СИТЦЭК» загрязнение воздуха в городе Туапсе в целом характеризуется как «сильное» (ИЗА10 = 23,3). Наибольшая доля проб с превышением ПДКмр характерно для взвешенных веществ, оксида углерода, ароматических углеводородов и бенз(а)пирена. Необходимо отметить, что при ежегодно увеличивающейся загрязненности атмосферного воздуха, что является следствием увеличения антропогенной нагрузки на атмосферный воздух, объем наблюдений в рамках мониторинга атмосферного воздуха снижается. В результате снижается объективность получаемых данных о качестве атмосферного воздуха на территории Краснодарского края. В связи, с чем существует необходимость развития сети мониторинга атмосферного воздуха и увеличения объемов наблюдений на территории Краснодарского края.
2.2.4 Округа санитарной охраны курортов
В Краснодарском крае имеются три курорта регионального значения: курорты Туапсинского района, городов Ейска и Горячего Ключа.
Границы зон округа санитарной (горно-санитарной) охраны ни в одном из муниципальных образований не вынесены в натуру.
2.2.5 Особо охраняемые природные территории местного значения
К особо охраняемым природным территориям местного значения относятся 28 курортов, утвержденные Постановлением главы администрации Краснодарского края от 7 августа 1997 г. № 332. По состоянию на 2011 год проекты округов санитарной (горно-санитарной) охраны отдельных курортов местного значения находятся в стадии разработки. Не достаточно активно ведутся работы по приданию юридического статуса, а именно разработке проектов округов санитарной охраны курортов, городам и территориям, объявленных курортами федерального, регионального и местного значения, что ставит под сомнение существование таких курортов вовсе.
Одновременно наблюдается тенденция роста образования твердых бытовых отходов, так в крае ежегодно образуется более 1 млн. тонн ТБО. Полигоны и свалки края не отвечают современным санитарным и экологическим требованиям, и в результате их неправильной эксплуатации быстро переполняются. Проблема размещения отходов производства и потребления наиболее актуальна для курортных территорий. Свалки расположены на крутых склонах, не обустроены противопаводковыми и противооползневыми сооружениями, предотвращающими загрязнение акватории Черного моря, горных рек и подземных вод. Ни одна их свалок, расположенных на территории курортов не отвечает действующим экологическим и техническим требованиям.
Сложность проблемы размещения отходов на территории курортов раснодарского края заключается в том, что вся их территория является I и II зоной санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, где размещать полигоны складирования ТБО запрещено. Кроме официальных, существует огромное количество стихийных свалок ТБО и опасных промышленных отходов, количество которых практически не поддается учету. Остается актуальным вопрос своевременной очистки, обезвреживания и утилизации сточных вод от неканализованных объектов, так как жидкие нечистоты вывозятся на свалки ТБО.
Продолжают оставаться нерешенными вопросы в сфере санитарной очистки территории населенных мест и состояния жилищного фонда, такие как:
• недостаток производственных мощностей по переработке и уничтожению быто-
вых отходов;
• увеличение объемов бытовых отходов, возрастание объема упаковочного материала и изменение структуры образующихся отходов.
Для Краснодарского края одной из важных проблем остается проблема переработки и вторичного использования промышленных отходов.
Основной задачей на 2012 г. по решению проблемы обращения с отходами в крае является реализация мероприятий краевой целевой программы «Обращение с твердыми бытовыми отходами на территории Краснодарского края».
Анализ ситуации по экологически обусловленным заболеваниям свидетельствует о том, что в структуре первичной заболеваемости - заболевания органов дыхания среди всех групп населения занимают первое место и составляют среди всего населения в разные годы порядка 30‑35 %, в 2011 году показатель составил 41 %, что является индикатором повышенной антропогенной нагрузки.
Злокачественные новообразования. В последние годы в Краснодарском крае регистрируются около 19 - 20 тысяч впервые выявленных больных со злокачественными новообразованиями; 25 % населения края, по данным на 01.01.2011 г., состоят на диспансерном учете у онкологов с диагнозом «злокачественное новообразование. На протяжении последних 8 - ми лет абсолютное число умерших от злокачественных новообразований сохраняется в крае в пределах 10 тыс. человек ежегодно.
Муниципальное образование Туапсинский район
Высокая антропогенная нагрузка на окружающую природную среду и интенсивное использование природных ресурсов привели к истощению их запасов и ухудшению их качества. Территории, полностью пригодные для строительства, составляют 20-30%, остальные либо непригодны (рельеф с крутыми склонами), либо требуют дорогостоящей инженерной подготовки, которая может привести к изменению ландшафтной ситуации или её нарушению. Наличие этого фактора ограничивает потенциальную ёмкость района и его развития. Анализ характера воздействия на окружающую природную среду различных отраслей хозяйственной деятельности и ее состояния позволил выделить основные экологические проблемы МО Туапсинский район на современном этапе и ранжировать их по значимости:
Загрязнение атмосферного воздуха. По информации территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Туапсинском районе оценка риска здоровью от загрязнения атмосферного воздуха в 2011 году установила, что основное количество заболеваний населения от общей заболеваемости (~30%), связаны с загрязнением атмосферного воздуха. Наибольшее количество из них вызывает диоксид серы, оксиды азота, углеводороды, оксид углерода, угольная пыль, зола мазута, сероводород, 3-4-бензопирен. Высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха обусловлен выбросами от стационарных источников и автотранспортных средств, при этом выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников преимущественно расположены в г. Туапсе, а воздействие автомобильного транспорта характерно для территорий всех населенных пунктов района, а также прохождения основных транспортных магистралей. Ежегодно автомобильный парк района увеличивается на 350 - 450 единиц автотранспорта. В курортный сезон количество автомобилей возрастает на 75 - 100 тыс. единиц за счет большого притока отдыхающих на личном автотранспорте. Выбросы от стационарных источников практически ежегодно увеличиваются по сравнению с прошлыми годами и продолжают оказывать негативное воздействие на атмосферный воздух широким спектром вредных веществ, многие из которых относятся к І и II классу опасности и способны малыми количествами нанести значительный ущерб окружающей природной среде и здоровью человека. Наиболее крупными промышлеными предприятиями города являются ОАО «Туапсинский морской торговый порт», ООО «РН-Туапсинский НПЗ», ООО «РН-Туапсенефтепродукт», ОАО «Туапсинский судоремонтный завод», ООО «Туапсинский морской коммерческий порт», ПНБ «Заречье» и другие.
Одной из проблемных вопросов для территории МО Туапсинский район является проживание населения в границах СЗЗ предприятий. Количество населения проживающего в границах санитарно-защитных зон составляет 3095 человек. Переселение населения из установленных санитарно-защитных зон в 2011 г. не проводилось. В отчетном году уменьшение количества проживающих в СЗЗ произошло за счет сокращения размеров СЗЗ на предприятиях ООО «РН-Туапсинский НПЗ», ОАО «Туапсинский морской торговый порт», ОАО «Туапсинский судоремонтный завод», ООО «Нафта-Т» и др.
Из 100 объектов, для которых разработаны проекты, на 52 объектах имеются и утвержденные проекты СЗЗ, на 48 объектах отсутствуют утвержденные проекты СЗЗ. На стадии утверждения находятся проекты организации СЗЗ для ООО «Аврора» и МУП «СДРСУ». В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, недопущения нарушений конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, а также во исполнение предписания Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека и предписания УФС Роспотребнадзора по Краснодарскому краю о разработке и согласовании проектов организации и благоустройства, включая переселение жителей, Туапсинским отделом Роспотребнадзора направлены предписания в 5 предприятий.
Загрязнение поверхностных и подземных вод. Качество поверхностных вод района в настоящее время формируется под воздействием следующих факторов:
• недостаточное развитие сетей канализации в населенных пунктах района (в настоящее время более 80% объектов частного сектора района не имеют подключений с централизованной системе канализации);
• неудовлетворительное техническое состояние большинства комплексов (износ оборудования более 80%), ненормативная работа очистных сооружений и их эксплуатация;
• неудовлетворительное техническое и санитарное состояние всех глубоководных выпусков, а также их ненормативная длина (ОСК с. Ольгинка, ОСК с. Лермонтово, пансионатов Шепси, Южный, т/б Волна, п. Джубга);
• поступление загрязненного поверхностного стока с площадей водосбора и полное отсутствие локальных очистных сооружений по очистке ливневых вод;
• поступлении в поверхностные воды дренажных вод с территории полигонов ТБО (свалка в районе м. Кадош).
Всего в Туапсинском районе насчитывается 65 населенных пунктов, из которых канализованы - 18. В 2011 году на территории района функционировало 18 очистных сооружений канализации хозяйственно - бытовых сточных вод, общей мощностью 103300 м3/сутки.
В остальных 47 населенных пунктах района вопросы отведения сточных вод решаются путем строительства выгребных ям и септиков, которые в большинстве случаев не имеют гидроизоляционного слоя. В результате происходит загрязнение поверхностных и подземных вод.
Наиболее острые проблемы по канализованию курортов стоят по п. Джубга, п. Новомихайловский, с. Небуг, п. Агой, с. Кривенковское, инженерное обеспечение которых существенно отстает в развитии от темпов застройки. Имеющиеся очистные сооружения в данных населенных пунктах работают с гидравлической перегрузкой, технологическое оборудование изношено, работает неэффективно, в результате чего ухудшается качество очистки сточных вод. В с. Кривенковское очистные сооружения канализации не работают из-за изношенности, сточные воды без очистки сбрасываются в реку. Горячей точкой является бухта Инал, где более 100 баз сбор сточных вод осуществляется в местные выгреба.
Вызывают тревогу состояние инженерных сооружений канализации г. Туапсе. Главная насосная канализационная и шнековая канализационная насосная станция эксплуатируются в течении длительного времени, практически с момента выпуска, без капитального ремонта и реконструкции. Оборудование в них требует замены. Остро стоит проблема с канализованием городских пляжей, объекты которых сбрасывают стоки в выгребные ямы, вывоз нечистот из которых осуществляется нерегулярно. Сточные воды из переполненных выгребных ям загрязняют прилегающую пляжную территорию.
Для решения проблемы очистки сточных вод необходимо принять следующие меры:
• решить вопрос проектирования и строительства очистных сооружений ливневых стоков г. Туапсе. 85% от объема ливневых стоков поступают в систему хозфикальной канализации г. Туапсе. Очистка стоков осуществляется на городских ОСК;
• решить вопрос подключения к централизованным сетям канализации всех пляжных территорий, частного сектора г. Туапсе и сельских поселений Туапсинского района;
• на ОСК пгт.Джубга выполнить проект реконструкции ОСК с перспективой развития пгт.Джубга, выполнить капитальный ремонт существующих напорных сетей поселка от КНС-5 до ОСК и КНС-6 до ОСК либо выполнить проект переброса сточных вод с пгт.Джубга на ОСК Лермонтово;
• на ОСК с.Лермонтово выполнить проект реконструкции ОСК, выполнить реконструкцию КНС-5 с заменой технологического и насосного оборудования;
• на ОСК пгт.Новомихайловский выполнить проект ОСК производительностью 2 х 5000м3/сут. в комплексе с канализационными насосными станциями и глубоководным выпуском или выпуском очищенных стоков в подземные пласты;
• на ОСК с.Ольгинка провести реконструкцию ОСК и реконструкцию КНС с заменой технологического и насосного оборудования; замена напорных сетей;
• решить вопрос капитального ремонта ОСК и канализационных сетей в с. Кривенковское;
• провести реконструкцию ОСК п. Тюменский.
Загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления относится к числу сложных проблем. Общий объем образовавшихся твердых бытовых отходов за 2011 год составил 438,9 тыс.м3 или 109 250 тонн; промышленных - 4,9 тыс.м3 или 1229,4 тонн.
Складирование всей массы образующихся в районе ТБО осуществляется на двух свалках: в городе Туапсе площадью 6,6 га и в районе с. Лермонтово площадью 4,8 га. Свалки размещены во 2 - м поясе санитарной охраны курортов, эксплуатируются с нарушениями гигиенических требований по устройству и содержанию свалок ТБО. Факт негативного воздействия на окружающую среду от размещения отходов на свалке г. Туапсе был подтвержден результатами лабораторных исследований, проведенных в 2011 году сотрудниками НИИ прикладной и экспериментальной экологии. Было установлено, что природные воды в результате влияния свалки изменяют свои гидрохимические характеристики и в контрольном створе (в отличие от фонового створа) не соответствуют санитарно-гигиеническим нормативам по содержанию ряда поллютантов: нефтепродукты (до 3,6 ПДК), БПК (до 1,4 ПДК),
фенолы (до 22 ПДК), нитриты (до 4,5ПДК), аммоний (до 6 ПДК), медь (до 4 ПДК), железо (до 5 ПДК), цинк (до 2,6 ПДК) (средний за 2 периода обследования индекс загрязнения воды (ИЗВ) 4,8 ед. - класс V «грязные»). По микробиологическим параметрам вода контрольного створа характеризуется как неудовлетворительная (выявлены общие колиформные бактерии
- индикаторы фекального загрязнения). Источником поступления в окружающую среду химических загрязнителей и патогенных биологических агентов являются дренажные воды при отсутствии изоляции тела свалки от прилегающей территории посредством обваловки и искусственных дренажных каналов. Проблемной стороной вопросов в сфере обращения с отходами на территории района является образование большого числа стихийных свалок которые преимущественно образуются по берегам рем, окраинам населенных пунктов, обочинам автомобильных дорог. Только за 2011 год было ликвидировано 9 подобных свалок, с которых было вывезено 1560,5 м3 отходов.
С целью снижению воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду в МО Туапсинский район реализуется муниципальная целевая программа «Туапсинский район - Чистый район» на 2011 - 2013 годы.
Негативное воздействие вод. Основными причинами возникновения чрезвычайных
ситуаций на территории района являются паводки на горных реках, которые, как правило, имеют краткосрочный характер. Кроме того, на территории района широко распространены такие опасные геоэкологические процессы и явления, как эрозия, сели, оползни, обвалы, размыв пляжей, речных террас, которые создают угрозу населению, оказывают негативное воздействие на коммунальные объекты и производственную инфраструктуру района. Наиболее критическая ситуация связанная с негативным воздействием вод складывается в бассейнах следующих рек: Туапсе, Агой, Небуг, Казачка, Шепси, Ту, Нечепсухо, Джубга, Шапсухо, Дефань, Пшиш. В зоне негативного воздействия вод на территории муниципального образования Туапсинский район находится 3190 жилых домов, в которых проживает 17 786 человек.
Загрязнение окружающей среды нефтью и продуктами ее переработки. Около 80 % случаев загрязнения окружающей среды нефтью происходит в результате инцидентов на объектах ее транспортировки. Непосредственная близость расположения курортной зоны Туапсинского района к нефтяным терминалам г. Туапсе определяет вероятность загрязнения поверхностных вод нефтепродуктами. На пляжах курортов района отмечались случаи нефтяного загрязнения. Мощным источником загрязнения акватории моря в пределах г. Туапсе является образовавшаяся нефтяная линза, образовавшееся в результате долговременной протечки нефти и нефтепродуктов из прохудившихся подземных нефтепроводов дочерних компаний «Роснефти» - «Роснефть-Туапсенефтепродукт» и «Роснефть-Туапсинский НПЗ». Поверхность моря в район выхода нефти из линзы была загорожена бонами. Но боны не могут исключить загрязнение, так как значительная часть нефти растворяется, а тяжелые фракции оседают на дно.
Загрязнение окружающей среды нефтью и продуктами ее переработки - экологическая проблема высокой степени опасности для здоровья населения и сохранности экосистем. Причина ее - крупные морские порты, доля перевалки нефти и нефтепродуктов через которые составляет около 40 % от всего экспорта страны. Вблизи крупных нефтяных морских терминалов расположены курорты края, для которых нефтяное загрязнение чревато потерей отдыхающих. Значительный ущерб окружающей среде наносят и магистральные нефтепроводы.
На современном этапе необходимо выполнение следующих мероприятий, направленных на решения существующих экологических проблем Краснодарского края:
В области загрязнения атмосферного воздуха:
• усиление контроля за реализуемым на территории края качеством автомобильного топлива;
• исключение поступления низкокачественных мазутов, а также снижение использования мазута и твердого вида топлива в ТЭЦ и котельных;
• реконструкцию существующей транспортной сети края, включая строительство
объездных дорог населенных пунктов;
• информирование органов исполнительной и законодательной власти о состоянии
атмосферного воздуха для чего необходима модернизация и расширение действующей сети
инструментальных наблюдений, увеличение спектра определяемых показателей, развитие маршрутных и подфакельных наблюдений;
• получение фактических данных о состоянии воздушного бассейна в непрерывном режиме и оперативный прогноз качества воздуха в населенных пунктах, для чего необходимо развивать существующую сеть постов наблюдений за качеством атмосферного воздуха и внедрение автоматизированных систем наблюдения, сбора и оперативного представления информации о качестве атмосферного воздуха;
• учет численности населения проживающего в санитарно-защитных зонах предприятий (по классам) с постановкой вопросов перед хозяйствующими субъектами по организации СЗЗ, переводу предприятий на другие технологии, позволяющие сократить размеры СЗЗ, отселению населения из СЗЗ.
В области обращения с отходами производства и потребления:
• строительство современных полигонов и мусоросортировочных комплексов;
• организация селективного сбора отходов и объектов по предварительной обработке отходов в целях извлечения вторичного сырья и уменьшения объемов захоронения;
• рекультивация мест размещения отходов (свалок), эксплуатация которых не отве-
чает экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям;
• рациональное использование строительных отходов;
• утилизация медицинских отходов;
• ликвидацию стихийных свалок;
• применение
В области снижения загрязнения окружающей среды нефтью и нефтепродуктами:
• усилить контроль за магистральными нефтепроводами, нефтедобывающими и нефтеперерабатывающими предприятиями для исключения возникновения аварийных разливов в результате аварий;
• осуществлять постоянный контроль за деятельностью нефтяных терминалов Новороссийска и Туапсе, а также порта Кавказ (порты и терминалы ОАО «Черномортранснефть», ЗАО «Каспийский Трубопроводный Консорциум», ОАО «Роснефть - Краснодарнефтегаз», ОАО «РосНИПИтермнефть» и др.);
• для ликвидации нефтяного загрязнения на море предусмотреть наличие нефтесборщика с водоизмещением не менее 100 тыс. тонн.
P.S. Если бы меня спросили, где отдохнуть в Туапсинским районе, я бы попросил людей пока сюда не приезжать.
Лес,
Сочи2014,
общий,
Море,
Витишко,
Ткачев,
Газарян