А ЧТО ДАЛЬШЕ?
15 марта 2013 года в городе Туапсе в актовом зале администрации Туапсинского района прошли общественные слушания материалов оценки воздействия на окружающую среду «ПИР. Новый нефтеперерабатывающий завод» по теме: Корректировка проектной документации «Новый НПЗ мощностью 12 млн. т/год на территории ООО «РН-Туапсинский НПЗ», состоящей из II-ой и III-ей очередей строительства объектов ООО «РН-Туапсинский НПЗ» и разработка проектной документации по объекту: «Комбинированная установка №1. Объект 110-10. Секция 5000 - Флексикокинг».
Еще до начала мероприятия рассчитанный на более чем 200 мест зал был полон, вследствие того, что более ста человек непосредственно инженерно-технического персонала Туапсинского НПЗ (в основном работники управления капитального строительства) покинув свои рабочие места на непрерывно-работающем производстве сочли нужным придти на слушания, предназначенные первую очередь для информирования общественности и жителей города. Так же стоит отметить, что информация о проведении мероприятия была напечатана лишь в районной газете «Черноморье сегодня», которая в основном распространяется среди жителей Туапсинского района по подписке и время 14.00 в пятницу оставило вне этого процесса людей активных, но работающих.
Стоит однако, отметить, что впервые до начала проведения общественных слушаний организация разрабатывающая ОВОС в электронном виде представила его общественности для ознакомления. Ранее на предыдущих этапах начиная с декларации о намерениях в 2009 году требования и просьбы «Экологической Вахты по Северному Кавказу» и других общественных организаций о предоставлении информации как для проведения общественной экспертизы, так и по иным письмам, руководством Туапсинского НПЗ были проигнорированы мотивировав это коммерческой тайной, использованием в производстве инновационных решений и т.д. И генеральных директора уже сменилось два.
Поэтому изучив представленные документы и выступив с докладами на слушаниях жители города Туапсе отметили, что ОВОС в целом не соответствует техническим регламентам и ФЗ «Об охране окружающей среды» по следующим основаниям:
· Основаниями для разработки материалов ОВОС является техническое задание с представленным заказчиком генеральным планом, однако как оказалось в документах для ознакомления его не было, так что понять на какой территории и в каком месте из 102 га территории нефтезавода находится установка КУ-1 и Флексикокинг было не возможно. А ситуационная схема являющаяся единственным графическим документом ОВОС не соотвествует техническим регламентам, так как не имеет масштаба, условных обозначений, обозначений расположения зданий и сооружений и установок НПЗ, не нанесена расчетная санитарно защитная зона, точки измерения значений, границы жилой застройки, водоохраной зоны, невозможно определить расстояние до Черного моря и реки Туапсе и.т.п.
· 14 декабря 2010 года, уже после начала реконструкции Туапсинского НПЗ был принят «Генеральный план развития Туапсинского городского поселения» и разработаны правила землепользования и застройки в котором четко обозначены земли промышленности, жилой застройки, лесов, рекреационные и т.п и регламенты их использования и изменения категорий. Несмотря на это разработчиком ОВОС они не приняты во внимание и не использован данный градостроительный документ и даже не указан в списке использованной литературы. Это говорит только о том что и разработчик и сама «Роснефть» не осознает, что столь опасное производство, находящееся в центре города Туапсе с огромным парком хранения нефтепродуктов, с многими установками отрицательно влияющими как на окружающую среду, так и здоровье горожан (объем хранения отраженный в генеральном плане более 500000 куб.м, а учитывая планируемую перевалку - более 17 млн. тонн в год и переработку 12 млн. тонн в год), то игнорировать развитие города является верхом цинизма, несмотря на то, что предприятия «Роснефти» в Туапсе являются градообразующими предприятиями. Кроме того в генеральном плане уже отражено, что угнетенность существующего жилого фонда санзонами от предприятий на территории города более 400 га из 550 га.
· В процессе обсуждений общественностью был задан вопрос: - Какие еще из предусмотренных мероприятий по информированию, обсуждению, учету общественного мнения, выявлению заинтересованных лиц провел ТНПЗ с момента начала реконструкции и строительства первого этапа ЭЛОУ-АВТ -12 1000-2000. На что представители нефтезавода уклонились от ответа. Стоит отметить, что строительство нового НПЗ началось без положительного заключения государственной экологической экспертизы, за что его руководители были привлечены к административной ответственности. С момента начала реконструкции произошло достаточно много событий говорящих о том, что цели и задачи в данных материалах ОВОС дословно можно передать так: заключается в предотвращении или минимизации воздействий, которые могут возникнуть при реализации намечаемой деятельности на окружающую среду, здоровье населения и связанных с этим социальных, экономических и иных последствий. Однако само определение ОВОС в соответствии с приложением к Приказу Госкомэкологии от 16 мая 2000 года №372 по прежнему означает процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработке мер по уменьшению и предотвращению воздействий. И именно несоблюдение этого Положения и не правильно принятые управленческие решения принятые ранее привели и к неоднократным загрязнениям реки Туапсе нефтепродуктами, уже после начала реконструкции НПЗ. Произошло разрушение муниципального жилого дома по ул.Сочинской 40, просадка федеральной автодороги Джубга-Сочи, после прокладки подземного перехода от нефтезавода к нефтебызе, «Росприроднадзором» выявлен факт складирования нефтешлама на Туапсинской городской свалке. Неоднократно зарегистрированы негативные шумовые воздействие, превышающее санитарные нормы для жилой застройки, источником которых так же является Туапсинский НПЗ и вообще строительство нового завода существенно затрудняет движение машин по ул. Сочинской в городе Туапсе и из года в год «пробка» становится только больше, что ведет как к нарастанию социального напряжения среди жителей города, к увеличению вредных выбросов от автомобильного транспорта и как следствие загрязнения атмосферы, почвы, воды. А использование гравийно-песчаной смеси, извлекаемой из рек Туапсинского района, для рекультивации и замены грунтов оснований объектов нефтекомплекса «Роснефти» ведут к истощению пляжных рекреационных территорий Туапсинского района.
Click to view
В выступлении депутат Туапсинского городского Совета Екатерины Яковиди отметила следующее:
· по материалам оценки воздействия на окружающую среду НПЗ п. 2.1 Цели и задачи ОВОС - ….Выполнена оценка современного состояния здоровья населения в предполагаемой зоне влияния…
В рассматриваемом документе - отсутствует.
· п. 2.2 Принципы проведения ОВОС При проведении ОВОС разработчики руководствовались следующими основными принципами: - соучастия общественности, что является главным условием проведения ОВОС при подготовке и принятии решений о хозяйственном развитии, осуществление которых окажет или может оказать воздействие на окружающую среду; - открытости экологической информации - при подготовке решений о реализации хозяйственной деятельности используемая экологическая информация была доступна для всех заинтересованных сторон;
Жителей Грознефти и Сортировки никто не опрашивал и не интересовался их мнением при подготовки и принятии решения о хозяйственном развитии. На официальные запросы от общественной организации о предоставлении документов для ознакомления ответа не последовало.
· « 5.6. Особо охраняемые природные территории. В соответствие со ст. 2 Федерального закона об особо охраняемых природных территориях № 33-ФЗ (в ред. от 30.12.2008 N 309-ФЗ), с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса, находящихся на них природоохранных учреждений и на прилегающих к району намечаемой хозяйственной деятельности участках находятся ООПТ следующих категорий:
- государственные природные заказники; - памятники природы; - лечебно-оздоровительные местности и курорты. В соответствии с Постановлением главы администрации Краснодарского края от 7 августа 1997 г. N 332 «О признании отдельных территорий Краснодарского края курортами местного значения» город Туапсе является курортом местного значения, в пределах его административных границ. На сегодняшний день не разработано и не утверждено положение о курорте Туапсе и границы округов санитарной охраны г. Туапсе не утверждены, а значит, ни одна из названных в этом законе территорий не имеет должным образом оформленной охранной документации, и соответственно, современного правового статуса (приложение 6).» Хотя… «- за критерий оценки степени воздействия на воздушный бассейн приняты значения максимально-разовых предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ для курортов - 0,8 ПДКМ.Р.;»
Не принято во внимание, что несмотря на это, генеральным планом Туапсинского городского поселения, утвержденным решением Совета Туапсинского городского поселения от 14.12.2010 г. №432 установлены: - границы ООПТ Краснодарского края регионального значения: - II зона горно-санитарной охраны, - III зона горно-санитарной охраны, - рекомендации по расширению II зона горно-санитарной охраны курортов Краснодарского края. (письмо главы г.Туапсе исх. №724-12/07.01. от 11.04.2012 г. - приложение №6).
· «Закон (ст.3) предписывает обязательность ОВОС при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Статья 32 Закона определяет, что Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности.»
ОВОС был разработан позже, чем начаты работы по строительству нового завода (демонтаж оборудования, подготовка площадок и т.д.). Другими словами, решение о строительстве нового завода было принято, не имея оценки воздействия на окружающую среду. 11 мая 2007 года были проведены общественные слушания по Декларации о намерениях строительства нового нефтеперерабатывающего завода мощностью 12 млн. тонн в год на территории ООО «РН-Туапсинский НПЗ». Предварительные Материалы ОВОС по первой очереди строительства, а так же Резюме нетехнического характера, в соответствии с требованиями законодательных и нормативных документов РФ, были предоставлены в Администрацию муниципального образования Туапсинский район Краснодарского края для проведения общественных обсуждений 19 декабря 2008 года.
· « 7.2.4 Прогноз величины воздействий Общее количество источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от объектов, вошедших в состав нового НПЗ, составит 140, из них: 90 источников выбросов являются организованными, точечными; 50 источников выбросов являются неорганизованными; 7 источников выбросов оборудованы пылеулавливающими устройствами. Эксплуатация объектов нового НПЗ в регламентном режиме работы будет сопровождаться выбросами в атмосферу 49 вредных веществ, из них: 18 - твердых, 31 - газообразное. Ожидаемый валовый выброс вредных веществ в атмосферу от источников нового НПЗ составит 4840,21 т/год.»
При расчете суммарных выбросов не принимались во внимание (отсутствует расчет) регламентированные потери как по сырью, так и по товарной продукции (в соответствии с ПРИКАЗом от 5 июня 2009 года N 229 «Об утверждении Рекомендаций по разработке норм естественной убыли продуктов переработки нефти при хранении и (или) транспортировке (перевозке) автомобильным, железнодорожным и водным транспортом») (в среднем - 0,02% от 12 млн. тн. = 2,40 тыс. тн). Не рассматривались выбросы в атмосферу при подготовке оборудования к ремонту (пропарка, чистка).
· « 9. Строительство Нового нефтеперерабатывающего мощностью 12 млн. т/г предполагается вести на территории ООО «РН-Туапсинский НПЗ». - 100,2 га.
14. Отнесение воздействий на растительность к незначимым обусловлено тем, что реализация проекта намечена на территории действующего предприятия, где растительность представлена искусственно насаженными клумбами и цветниками. После окончания строительства искусственные насаждения будут восстановлены. 7.5.1 Определение источников и видов воздействия. Объекты нового НПЗ размещаются в пределах существующей промышленной площадки и не требуют дополнительного землеотвода.»
По факту наблюдаем разработку горного склона на северо-востоке в районах ГФУ и бывшего «Взрывпрома», а также перенос границ промплощадки в сторону жилых домов. Причем, территории эти отнесены к лесному фонду. Что это? Захват территории лесного фонда? И где проведение публичных слушаний по вопросу отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, разрешения на условно-разрешенный вид использования? А уничтожение большого количества зеленых насаждений, кустарников и деревьев на данном участке не приведет ли к отнесению воздействия в разряд значительных? «оценка значимости воздействий невозможна без соотнесения их с социальными ценностями, интересами и предпочтениями различных заинтересованных сторон». В ОВОСе не учтены нанесение тяжелых последствий воздействия на физическую, биологическую и социальную среды в результате увеличения территории НПЗ за счет земель, отнесенных к лесному фонду и землям поселения.
- «7.2.2 Описание существующих метеоусловий и уровня загрязнения воздушной среды. Данные о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе города в районе размещения ООО «РН-Туапсинский НПЗ» приняты из письма Краснодарского краевого центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды №95хл от 01.04.10 (Приложение 5). Значения фоновых концентраций загрязняющих веществ в соответствии с вышеуказанным письмом приведены в таблице 7.2.3. 7.2.4 Прогноз величины воздействий. Согласно результатам проведенных расчётов видно, что прогнозируемые уровни загрязнения атмосферного воздуха жилой и рекреационной зоны, создаваемых в процессе строительства и эксплуатации нового НПЗ, не превышают установленных гигиенических нормативов для населенных мест.»
В соответствии с данными из Доклада «О состоянии природопользования и об охране окружающей среды Краснодарского края в 2011 году». - Краснодар, 2012. - 358 с. УДК 502.7 ББК 20.18 © Департамент природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края. В 2011 году по заказу ГБУ КК «СИТЦЭК» НИИ прикладной и экспериментальной экологии ФБГОУ ВПО «Кубанский ГАУ» были выполнены инструментально-аналитические исследования атмосферного воздуха на территории г. Туапсе, по результатам которых можно сделать следующие выводы: - загрязнение воздуха в городе Туапсе в целом за период исследований характеризуется как «сильное» индекс загрязнения атмосферы десятью приоритетными веществами (ИЗА10) составляет 23,3; - наибольшая доля проб с превышением ПДКмр характерно для взвешенных веществ, оксида углерода, ароматических углеводородов и бенз(а)пирена. Таким образом, загрязнение атмосферного воздуха является одним из главных факторов, негативно влияющих на здоровье населения. - По данным ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в 2011 году отмечалось незначительное ухудшение качества атмосферного воздуха по сравнению с 2009 - 2010 годами. Превышение гигиенических нормативов (ПДК) в 2011г. отмечалось на следующих территориях: г. Краснодар, г. Сочи, г. Туапсе, Славянский район, г. Ейск, Ейский район, г. Тихорецк и Тихорецкий район, г. Армавир, Лабинский, Мостовской районы, г. Белореченск, Апшеронский район, Кореновский район, Кавказский район, Новороссийск, Анапа. Необходимо отметить, что при ежегодно увеличивающейся загрязненности атмо сферного воздуха, что является следствием увеличения антропогенной нагрузки на атмосферный воздух, объем наблюдений в рамках мониторинга атмосферного воздуха снижается.
· Ожидаемый валовый выброс вредных веществ в атмосферу от источников нового НПЗ составит 4840,21 т/год. только усугубит итак неблагоприятное состояние воздушной среды г. Туапсе. Замеры проводились в пяти контрольных точках, расположение которых представлено ниже. Порядковый номер контрольной точки. Расположение контрольной точки (расстояние от источника [м]) ул. Кошкина (330м), ул. Сочинская (400м), ул. Московская (600м), ул. Б. Хмельницкого (700м), ул. Пушкина (400м).
Для оценки звукового давления была выбрана расчетная точка на границе ближайшей?!! жилой застройки - жилой дом по ул. Московская. (по факту - наиболее удаленная, через реку). Как видно из таблицы расчетные уровни шумовой нагрузки не превышают нормативные.» Налицо противоречие: выбранная расчетная точка на ул. Московская вовсе не является ближайшей (600 м). А следовательно и выводы - некорректные.
· «Согласно части 4 статьи 65 Водного кодекса РФ ширина водоохранной зоны реки Туапсе составляет 100 м. Часть проектируемых объектов расположены в водоохранной зоне реки Туапсе. Согласно разделу 2 части 15 статьи 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, размещение, строительство и эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.»
Не учтены требования, предъявляемые к составу и свойствам морской воды в соответствии с Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.5.2582-10 «САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОХРАНЕ ПРИБРЕЖНЫХ ВОД МОРЕЙ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ В МЕСТАХ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ», (таблица №1, 2), которые устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к охране прибрежных территориальных и внутренних вод морей, включая прибрежные морские воды в черте населенных пунктов и за их пределами, устьевые области рек, впадающих в эти моря, используемые и перспективные для рекреационного, лечебно-оздоровительного, хозяйственно-питьевого и культурно-бытового морского водопользования населения, прилегающую полосу суши шириной 2 км от линии максимального уровня воды и зоны их санитарной охраны (далее - охраняемый район). 4.9. В двухкилометровой полосе суши охраняемых районов запрещается: 4.9.2. строительство складов для хранения химических веществ, включая ядохимикаты, минеральные удобрения, горюче-смазочных материалов, устройство взлетно-посадочных площадок для сельскохозяйственной авиации, а также других объектов и сооружений, оказывающих влияние на качество прибрежных вод;
· « - на границе жилой застройки и на границе расчетной СЗЗ максимальные приземные концентрации, создаваемые выбросами предприятия в период строительства по всем загрязняющим веществам, не превышают 0,64 соответствующей ПДК; «- на границе жилой застройки и на границе расчетной СЗЗ максимальные приземные концентрации, создаваемые выбросами нового НПЗ по всем загрязняющим веществам, не превышают 0,7 соответствующей ПДК;»
При этом, рекомендуемые границы расчетной СЗЗ переменного размера установлены и утверждены (заключение Роспотребнадзора от 12.02.2010 г.) и совпадают с границами селитибных территорий (жилых застроек). Хотя для территорий в северо-восточном, южном, юго-восточном направлении (т.е. там, где жилых домов нет) - по установленным для 1 класса опасности ориентировочной зоне - 1000 м. Такая «комбинированная» СЗЗ не предусматривается ни в одном НТД.
· «10. Здоровье населения. Основным фактором, влияющим на здоровье населения при реализации проекта, является загрязнение окружающей среды вредными веществами и как следствие неблагоприятной экологической составляющей мест постоянного проживания и работы. Как показала прогнозная оценка, основному загрязнению будет подвержен атмосферный воздух. Необходимо отметить, что существующий уровень загрязнения атмосферы достаточно высок.
В ОВОС не рассматривается влияние негативных факторов НПЗ на состояние здоровья населения города, не учитывается статистика роста заболеваемости, о чем говорится в отчетном докладе «О состоянии природопользования и об охране окружающей среды Краснодарского края в 2011 году». «Загрязнение атмосферного воздуха. По информации территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Туапсинском районе оценка риска здоровью от загрязнения атмосферного воздуха в 2011 году установила, что основное количество заболеваний населения от общей заболеваемости (~30%), связаны с загрязнением атмосферного воздуха. Наибольшее количество из них вызывает диоксид серы, оксиды азота, углеводороды, оксид углерода, угольная пыль, зола мазута, сероводород, 3-4-бензопирен. Выбросы от стационарных источников практически ежегодно увеличиваются по сравнению с прошлыми годами и продолжают оказывать негативное воздействие на атмосферный воздух широким спектром вредных веществ, многие из которых относятся к І и II классу опасности и способны малыми количествами нанести значительный ущерб окружающей природной среде и здоровью человека. Наиболее крупными промышленными предприятиями города являются ОАО «Туапсинский морской торговый порт», ООО «РН-Туапсинский НПЗ», ООО «РН-Туапсенефтепродукт», ОАО «Туапсинский судоремонтный завод», ООО «Туапсинский морской коммерческий порт», ПНБ «Заречье» и другие. Одной из проблемных вопросов для территории МО Туапсинский район является проживание населения в границах СЗЗ предприятий. Количество населения проживающего в границах санитарно-защитных зон составляет 3095 человек. Переселение населения из установленных санитарно-защитных зон в 2011 г. не проводилось. В отчетном году уменьшение количества проживающих в СЗЗ произошло за счет сокращения размеров СЗЗ на предприятиях ООО «РН-Туапсинский НПЗ», ОАО «Туапсинский морской торговый порт», ОАО «Туапсинский судоремонтный завод», ООО «Нафта-Т» и др.
· «Реализация проекта приведет к сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и объему сбросов сточных вод в акваторию Черного моря.» «Ожидаемый валовый выброс вредных веществ в атмосферу от ис-точников нового НПЗ составит 4840,21 т/год.» «валовый выброс вредных веществ в атмосферу от источников действующего ООО «РН-Туапсинский НПЗ» в соответствии с данными действующего проекта нормативов ПДВ и «Разрешения №В02С/509 от 10.12.09 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ООО «РН - Туапсинский нефтеперерабатывающий завод» в 2010-2012 годах составит 1295,3 т/год.».
О каком сокращении идет речь? Из данных, взятых из ОВОС видно, что ожидается 4-х кратное увеличение выбросов. Отсутствуют оценки показателей риска гибели людей, а также достаточности компенсирующих мероприятий при строительстве опасного производственного объекта на ненормативном сближении с водоемами и водозаборами, жилыми домами и объектами инфраструктуры в соответствии с утвержденными методиками. Как можно оценивать риск как «малый» и «незначительный», если не определено значение ожидаемого экологического ущерба? В российских нормативно-правовых документах отсутствуют критерии допустимого экологического риска. Согласно РД 03-418-01 приемлемый (допустимый) риск аварии может обосновываться при проведении анализа риска. В настоящей работе утверждается низкая (приемлемая) степень риска, без расчета ожидаемого экологического ущерба.
· Здоровье населения. К положительным факторам воздействия намечаемой деятельности на здоровье население следует отнести: - обеспечение медицинским обслуживанием; - обеспечение курортно-санаторным лечением. На предприятии обустроен медицинский пункт, а так же осуществляются социальные программы, в том числе и обеспечение сотрудников предприятия и их семей санаторно-курортным лечением.
Наряду со строительством убежищ для производственного персонала (на 700 мест) и управления (180 мест) - это говорит о заботе компании о своем персонале. Но остается открытым вопрос: Кто и как позаботится о защите жителей, прилегающих домов? Нет анализа заболеваемости по годам, по видам, по возрастам. А динамика эта неутешительная. Согласно доклада «АНАЛИЗ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ (2009 год) (1999-2008 годы)» ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ«КРАЕВОЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСПАНСЕР»ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ, в Туапсе - самая высокая в крае заболеваемость онкологией (из расчета на 100 тыс. населения). Да и по остальным видам заболеваний динамика роста.
Исходя из вышеизложенного, ОВОС в таком виде не может быть одобрен общественностью, требует доработки, устранения указанных недостатков. А самое главное, пересмотреть заключение о размере СЗЗ. Нет ни одного нефтеперерабатывающего завода со сходными параметрами по переработки, который бы находился в жилом районе города, в непосредственной близи с жилыми домами, и практически не имел бы СЗЗ. Прогнозная оценка показала, что уровень концентрации загрязняющих веществ в атмосфере на границе жилой застройке не будет превышать 0,8 ПДК по всем веществам. Однако учитывая то, что в южном и юго-восточном направлениях жилая застройка достаточно близко примыкает к территории предприятия, воздействие на атмосферный воздух следует отнести к категории «Порог приемлемости» или иначе «воздействия высокой значимости».
· 8.5 Обобщенные результаты оценки значимости воздействий. Анализируя результаты оценки значимости воздействий на окружающую среду при реализации проекта по строительству Нового НПЗ мощностью 12 млн. тонн в год на территории ООО «РН-Туапсинский НПЗ» можно сделать вывод, что наибольшую значимость будут иметь воздействия: - загрязнение атмосферного воздуха вредными веществами; - загрязнение поверхностных вод; - образование промышленных отходов, связанное с изъятием загрязненного грунта.
Именно для этих видов воздействия в проектных материалах должны быть в первую очередь предусмотрены меры по их снижению. Воздействия на социально-экономическую сферу в основном положительные. Учитывая это, а так же высокую степень самоочищения территории предполагаемого строительства за счет способности разложения и вымывания из атмосферы вредных примесей, а так же за счет воспроизводства кислорода, можно сделать вывод, что воздействие большей частью будет невидимым в местном масштабе. В целом ожидается, что значимость воздействий, связанных с загрязнением атмосферного воздуха в процессе строительства и эксплуатации, будет низкой,
· Ведомственный экологический мониторинг предлагается осуществлять экологической службой предприятия и по контракту с другими организациями, имеющими лицензию на этот род деятельности, которые обеспечивают контроль состояния окружающей среды по отдельным направлениям на предприятии. Контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов рекомендуется осуществлять согласно план-графику контроля на источниках, дающих максимальный вклад в загрязнение атмосферы. Контролю подлежат: оксиды азота, оксид углерода, диоксид серы, бензол, сероводород, углеводороды придельные. Контроль за соблюдением нормативов ПДВ по основным загрязняющим веществам в жилой зоне и на границе рекомендуемой санитарно-защитной зоны необходимо выполнять на специально выбранных контрольных точках с помощью, так называемых, подфакельных наблюдений.
Как показывает практика, результаты ведомственного контроля - зачастую корректируется самим ведомством. Наиболее яркий пример - лето 2010 года, когда в течении месяца горели леса на большой территории, в том числе и прилегающие к забору НПЗ, на информационном экране в центре города (район главпочты) показатели воздушной среды ВСЕ были в норме, в том числе и по СО и СО2. По -этому, надежды на объективную оценку воздействия на окружающую среду, а также на мониторинг на границе СЗЗ с целью определения ее окончательных границ, у населения нет, и небезосновательно.
От имени жителей района «Грознефти» которые еще за месяц до проведения слушаний обратились во все инстанции (администрации, «Росприроднадзор», прокуратуру, следственный комитет) за защитой своих конституционных прав по факту вырубки «Роснефтью» городских лесов, ведением работ в пределах жилой зоны, ограждением колючей проволокой территории, шума и доставляемых неудобств проживания, выступила Ирина Заславская, которая объяснив ситуацию происходящую в их районе прямо указала на то, что все действия «Роснефти» и ее подрядных организаций превратили их жизнь в невыносимую. И после слушаний будет подготовлено письмо в адрес президента РФ о недопустимости подобного хозяйствования в городе Туапсе.
Подводя итог вышесказанному хочется отметить, что «Экологическая Вахта по Северному Кавказу» планирует проведение общественной экологической экспертизы слушаемого ОВОС, о чем было сделано заявление. Кроме того представитель «ЭВСК» предложил внести в протокол предложение о создании согласительной комиссии жителей, общественности, администрации и представителей ООО «РН-Туапсинский НПЗ» для решения уже возникших ситуаций, связанных со строительством завода и предотвращения новых.
Евгений Витишко, Экологическая Вахта по Северному Кавказу. тел. (918) 3184995
Екатерина Яковиди (918 ) 6346222