“МЫ ВОЕВАЛИ НЕ ДО СЧЁТА - А ДО СМЕРТИ..." Решетников Василий Васильевич 98 лет

Oct 05, 2020 12:34

23 декабря 2017 года заслуженному военному летчику СССР, Герою Советского Союза генерал-полковнику авиации исполнилось 98 лет.





«Участник Великой Отечественной войны, Вы свою жизнь посвятили службе в армии. Всегда оставались верны присяге и офицерскому долгу. А Ваши смелость и отвага в боях с нацистскими захватчиками были отмечены высоким званием Героя Советского Союза».

Решетников Василий Васильевич Родился 23 декабря 1919 г. в г. Екатеринославе (Днепропетровск, Украина).



В 1936 году окончил три курса медицинского рабфака, в 1938 году - Ворошиловградскую школу военных летчиков, в 1956 году - Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил СССР.Участник Великой Отечественной войны.В 1941-1943 гг. - командир звена 751 (8 гвардейского) авиационного полка. В 1943-1945 гг. - командир авиаэскадрильи, заместитель командира 19 гвардейского авиационного полка.За время войны совершил 307 боевых вылетов на бомбардировщике Ил-4. Войну закончил в должности заместителя командира полка.С 1946-1956 гг. - командир полка Дальней авиации. В 1956-1968 гг. заместитель, командир дивизии и корпуса в Дальней авиации.В 1968-1969 гг. - первый заместитель командующего Дальней авиацией. В 1969-1980 гг. - командующий Дальней авиацией.В 1980-1986 гг. - заместитель главнокомандующего ВВС. С октября 1986 г. в отставке. В настоящее время - Председатель Совета ветеранов Авиации дальнего действия и Дальней авиации.Справка:

В последний раз летчик поднимался в небо в 2003 году, когда ему было 83 года - на авиашоу в Монино он управлял американским бомбардировщиком «Б-25».



Награжден:

медаль «Золотая Звезда»,  орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени, орден Почета, три ордена Ленина, три ордена Красного Знамени, два ордена Красной Звезды, орден Октябрьской Революции, орден Отечественной войны I степени, орден Александра Невского, орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, медалями.

НАШ ГЕРОЙ

Василий Васильевич Решетников - советский военный лётчик, Герой Советского Союза, бывший заместитель Главнокома ВВС СССР, генерал-полковник авиации в отставке, Заслуженный военный лётчик СССР



С 1941 года летал на бомбардировщике Ил-4. В конце мая 1942 года принимал участие в бомбёжке гитлеровского командного пункта в Ангербурге. Участвовал в бомбёжке Берлина в ночь на 5 сентября 1942 года.



Самолет Решетникова дважды сбивали.

Первый раз - в феврале 1942-го, рядом с линией фронта, когда он бомбил аэродром Балбасово под Оршей. Второй - из тыла врага пришлось выбираться больше недели. Последний, 307-й по счёту, боевой вылет 16 апреля 1945 года.Весной 1959 года вместе с генералом В. Т. Тарановым установил новый неофициальный мировой рекорд дальности полёта по замкнутой кривой - 17 150 километров, превзойдя американский рекорд на 2700 километров. Тогда он провел за штурвалом 20 часов.Когда Василий Васильевич Решетников прилетел в США на встречу пилотов - ветеранов 2-ой Мировой войны, его спросили из зала: - “Сколько у вас боевых вылетов?”. Решетников ответил - “307”.Американский переводчик, думая что вкралась какая-то ошибка или оговорка перевёл: - “37”. Зал при этом взорвался аплодисментами! В США количество 30 боевых вылетов считалась чем-то сверхъестественным и достойным восхищения, ибо у боевого лётчика - бомбардировщика был век короток…



Спустя 4 года, на встрече ветеранов стран-союзников к Василию Васильевичу подошёл тот же переводчик и разговорился с ним. В беседе опять затронули тему количества боевых вылетов во время войны и опять возникло недоумение у переводчика - он попросил написать на бумаге число.

Решетников написал - “307”.

Поражённый до глубины души переводчик извинился и рассказал о том, как он не понял Решетникова в прошлый раз, перевёл американским ветеранам неверные цифры! Он просто не мог поверить в такое - ведь это колоссальные нагрузки и каждый вылет - подвиг, а в США, при достижении 30 боевых вылетов, лётчиков считают героями!

На что Решетников улыбнувшись ответил:  - “Мы воевали не до счёта - а до смерти…”



Звезды над Берлином

Полеты советских бомбардировщиков к столице Германии напоминали дорогу в ад. Герою Советского Союза генерал-полковнику в отставке Василию Решетникову доводилось пилотировать многие типы самолетов. В том числе и те, которые до сих пор стоят на боевом дежурстве. Однако его любимой машиной остается детище конструктора Ильюшина - бомбардировщик Ил-4, на котором в годы войны он сделал 307 боевых вылетов, в том числе и на Берлин.



Началась же фронтовая биография Решетникова в конце 1941 года, когда Ставкой верховного командования было принято решение сформировать полк дальних бомбардировщиков, который с тыловых аэродромов мог бы наносить удары по стратегическим объектам противника далеко за линией фронта. Отбор в полк шел жесточайший. В качестве простых пилотов попасть в него имели шанс только опытные офицеры, которые уже успели дослужиться как минимум до командира эскадрильи. Командир полка Тихонов берег «старую гвардию» и главным образом выпускал их на ночные задания. А Решетникову поначалу приходилось работать в основном только днем. В светлом небе самолет как на ладони. С земли по тебе лупят зенитки, а в воздухе подстерегают своры истребителей. Так что шансов вернуться из полета было очень мало.Уже во время своего второго боевого задания экипаж Решетникова, взлетев с аэродрома в подмосковных Химках, умудрился в одиночку (остальные экипажи, кто из-за проблем с двигателем, кто, просто дрогнув, ушли на запасные цели) прорваться к крупной немецкой авиабазе под Смоленском и уничтожить там, по меньшей мере, четыре самолета. И это притом, что аэродром в Смоленске не только охранялся зенитной артиллерией, но был буквально напичкан истребителями прикрытия. Атака в одиночку такого защищенного объекта с самого начала выглядела самоубийственной. Но здесь, считает Василий Васильевич, ему здорово помог исконный союзник русского солдата, пресловутый «генерал Мороз»…- Фашистские истребители попросту не успели взлететь на перехват. Холода в ту зиму стояли лютые - до минус сорока. И нежное сердечко «мессершмитов» давало сбои. Мороз был огромной проблемой для немцев, в отличие от нас. Под самолетами у нас еще с ночи горели подогревательные печи, гнали тепло под моторные капоты. Или, скажем, в масло мы вливали бензин, чтобы оно не густело. Немцы этого не делали, боялись, что взорвется. А мы - запросто... На обратном пути нам все же попались два «мессершмита», видимо, шли со свободной охоты. Мы уже были за линией фронта. А немцы, как я позже заметил, не очень любили драться над чужой территорией. Даже сближаться толком не стали. Дали по нам пулеметную очередь с дальней дистанции и отвалили в сторону. Скорее всего, их поджимало горючее - до аэродрома им было еще лететь и лететь. На том дело и кончилось.



Весной 1942 года перед полком Решетникова была поставлена задача изучать по картам возможные подходы к Берлину. Бомбардировочные рейды к столице Третьего рейха была запланированы на конец августа. А пока экипажи ходили на цели поближе - в Польшу и Восточную Пруссию.

В сентябре 42-го ему удалось осуществить заветную мечту каждого пилота дальней авиации - бомбить столицу фашистской Германии.



- Мы вылетели уже в сумерках из-под Торопца с аэродрома подскока. Наш путь лежал через Литву к береговой черте. Затем, с небольшим доворотом влево, - над Балтийским морем к контрольной точке южнее острова Борнхольм. А там уже мимо Штеттина на Берлин. Погодка не баловала. Поперек Балтийского моря растянулся грозовой фронт. Самолет шел в жестокой болтанке, и невольно вспоминалась недавняя катастрофа. Не дай Бог опять... Но постепенно стихия угомонилась, и мы легли точно на курс. Высота - около семи тысяч метров. Сидим в кислородных масках. Вскоре проходим Штеттин. Последняя прямая на Берлин. Город еще далеко, но во мраке ночи возникает сплошная стена мерцающих точек огня - бьют зенитки. Небо пронзили прожектора. Лучи их шевелились, словно огромная щетина. А снаряды уже рвались на высоте полета. Попасть под осколки - раз плюнуть. Решаю снизить высоту. Теперь нас если и накроют, то только прямым попаданием. Но вероятность этого гораздо меньше, чем угодить под осколки. Наша цель - грузовая железнодорожная станция. Идем на пяти тысячах метров. Ниже нельзя - можно нарваться на аэростаты. И вот под нами Берлин.



Там, внизу, поблескивают взрывы, кое-где уже полыхают пожары. Штурман Петр Архипов находит цель. Сброс! «Бомбы пошли, командир», - докладывает он. «Гостинцы» рвутся вдоль станционных сооружений. Вдруг - резкая вспышка и яркий всплеск пламени. Во что мы угодили? Что там было на земле? Об этом так и не узнали. Уже на выходе из зенитного огня нам в хвост вцепились два ночных «мессершмита». Я тут же сбросил газ. «Мессеры» проскочили мимо и исчезли в темноте, потеряв нас. Больше мы их не видели.



В этот раз дорога домой прошла для экипажа Решетникова без особых приключений. Когда приземлились на родном аэродроме, выяснилось: из полета вернулся весь полк, кроме машины майора Ломова. Он передал о выполнении задания, потом - об отказе мотора. И умолк.- Несколько лет назад, - рассказывает Василий Васильевич, - мне довелось поговорить с одним американским ветераном войны, как и я, летчиком бомбардировочной авиации. Он тоже ходил на своем В-17 бомбить Германию. В то время у американцев была норма - 25 боевых вылетов сделал - и домой, за океан. Все - на этом для тебя война закончилась. Мой собеседник спрашивает: «А вы сколько вылетов сделали?» Отвечаю - 307. У него глаза на лоб полезли, эта цифра совершенно не укладывалась у него в голове: «Колоссально! Ведь это же, наверное, мировой рекорд?» Да бросьте, говорю, какой еще рекорд, что за ерунда. Были ребята, налетавшие больше меня. Да разве в этом дело. Мы дрались с врагом насмерть, ни о какой полетной бухгалтерии и мыслей не держали. Просто делали свою боевую работу. Вот и все...

Герой Советского Союза



Сравнительно не так давно генерал Дейнекин случайно нашел в подольском архиве наградной лист на присвоение Решетникову звания Героя Советского Союза в 42-м году. Но тогда вместо этого звания он получил орден Ленина. А звание ему не дали, потому что он побывал за линией фронта, а это не очень здорово на репутации отражалось. Поэтому Героя СССР ему дали на полгода позже.Из воспоминаний Василия Васильевича:Мы тогда были на аэродроме, ждали команды на вылет на железнодорожный узел в Орле. Была очень сложная грозовая погода, посылали все время разведку. Разведчики возвращались, говорили, лететь нельзя. Тогда была дана команда идти самым опытным, и мне в том числе.А перед взлетом командир дивизии потребовал сбора. Тогда-то он и сообщил о присвоении звания героя Советского Союза.Я, конечно, рад был, но почувствовал некоторую неуютность: вот дадут сейчас команду лететь на Орел, там погода непробиваемая, я же не смогу вернуться ни с чем, теперь я должен обязательно пробиться. Уже какая-то ответственность была.И я тогда все-таки пробился через непогоду и был единственным, отбомбившимся по Орлу.



Герой Советского Союза Василий Васильевич Решетников

Век пролетел - и годы славным грузом Спустились словно ангелы на Вас. Вы наш Герой Советского Союза Василий, остаётесь и сейчасВы от судьбы не прятались в окопах, 307 раз бомбили тыл врага. Ваш самолет, растерзан был жестоко, И Вы упали к чёрту на рога.Но снова в строй, без страха и сомнений, Ревёт форсаж на взлётном вираже Решетников бомбит без сожалений, Бежит фашист без боя в неглиже…Другое время. Вновь Россию строим И о Союзе стали забывать. Но подвиг славного Василия героя, Обязаны мы внукам завещать.



***Не стареют ветераны дальней авиации Даже в 83 спорят с гравитацией Генерал Василь Василич, за штурвалом в Монино Даже вражеская птица в небе урезонена.Ваша жизнь великий подвиг - взлёты и свершения Вы для новых поколений просто вдохновение ***



(акростих)

Разбрелись по небу тучи, Есть средь них и облака. Шелест вечных звёзд могучих, Есть под звёздами река. Только наш Василий круче, На крылатом скакуне, И поднялся выше тучи, К самой утренней заре. Он бесстрашно рвётся в бой, Ветеран войны - герой!

© Авторские Права: 2017 Сергей Александрович Babies,  Свидетельство о №публикации 117122010966 (Сергей Александрович Бабичев  )



«...Все это ляжет на плечи Русского народа. Ибо Русский народ - великий народ! Русский народ - это добрый народ! У Русского народа, среди всех народов, наибольшее терпение! У Русского народа - ясный ум. Он как бы рожден помогать другим нациям! Русскому народу присуща великая смелость, особенно в трудные времена, в опасные времена. Он инициативен. У него - стойкий характер. Он мечтательный народ. У него есть цель. Потому ему и тяжелее, чем другим нациям. На него можно положиться в любую беду. Русский народ неодолим, неисчерпаем!»

И.В.Сталин

ВИДЕО:

Previous post Next post
Up