Природа магии - 1

Oct 16, 2011 13:33

Оригинал взят у anton_platov в Природа магии - 1
Наброски к новой книге, на сей раз - о природе магии.
Многа букаф, правда.
И еще продолжение следует.
Но, кому интересно - читайте :)))

В любую историческую эпоху самые важные для себя вещи человек создает как модель Мироздания.

Впервые осознав границу между Темным Лесом и Домом, человек стал превращать в такую модель свой дом. Это - прекрасно известный факт. Даже в XIX-XX веках внутреннее пространство традиционного деревенского русского дома было структурировано как трехчастная модель Мироздания: Печь (Нижний мир) - жилое пространство (Средний) - Красный угол (Мир богов).

В процессе такого моделирования нет ничего сознательного - истоки его гораздо глубже. Даже авраамические религии сохранили древнюю истину: человек создан по образу и подобию Божию; Древняя же Вера зачастую называет людей попросту потомками богов. Потомок не может нести набор генов, более широкий, чем набор генов родителей; любое творение - всегда отражение Творца. Отсюда - «То, что внизу, как то, что вверху», а заодно - и «Микрокосм (человек) есть образ Макрокосма (Мироздания)».

Человек продолжает это правило (в силу самого этого правила), и сотворенное им суть отражение его самого. А значит - по крайней мере, в наиболее важных сотворенных им вещах - и отражение богов, и отражение Мироздания в целом. Это удобно. По большому счету, это всего лишь реализация известного минимализма Природы: зачем создавать новое, если старое неплохо функционирует?

Это действительно удобно. Сами того не сознавая, мы создаем себе простые модели для познания Мира; очень сложно охватить взглядом Мироздание во всей его сложности; - увидеть структуру и внутренние взаимосвязи в модели гораздо проще.

Главное - правильно выбрать модель.

Современная модель Мироздания - компьютер. Мироздание породило богов; боги создали человека; человек вызвал из небытия компьютер. Все это отражения одной и той же идеи.

В качестве рабочей модели компьютер гораздо удобнее для нас с вами, чем русская изба XIX века.
Уже хотя бы потому, что с ним мы знакомы гораздо, несравненно лучше.

*   *   *

Мы сталкиваемся с ним каждый день; мы знаем свой комп «как облупленного»…

Считаем, что знаем.

Вмятина слева на корпусе; вентилятор на процессоре плохо работает; кнопка «power» иногда заедает; а вот Windows удачный попался: уже полгода переустанавливать не приходилось…

Совокупность этих хорошо известных нам деталей - компьютер? Да бросьте. Это всего лишь его образ, с которым мы повседневно работаем. Заменитель компьютера, с которым нам удобно взаимодействовать. Нажал кнопочку NumLock - загорелся соответствующий светодиод. Так?

Нет. Не так. На определенном входе появился потенциал +5В; сработал триггер, переходя из состояния «0» в состояние «1»; соответствующим образом изменился путь логических сигналов с клавиатуры. А что светодиод загорелся - так это для тех, кто думает, будто комп - это коробка системного блока, монитор, клавиатура и мышь.

…Многие действительно думают, что, перетаскивая мышкой ярлычок с именем файла из одной папки в другую, они копируют файл. Более того, многие убеждены, что этот файл и эти папки существуют. А ведь это не так. Нет никаких «папок» - есть лишь сохраненная информация о том, что данному пользователю удобно думать, будто в папке «Мои документы» у него лежат такие-то и такие-то файлы. Нет и самих файлов - есть последовательности нолей и единиц, разломанные на части и разбросанные по жесткому диску. И уж тем более нет никаких процедур «перетаскивания» файла из одного окошка в другое мышью.

Все это - интерфейс. Интерфейс операционной системы, существующей для того, чтобы рядовой юзер был в состоянии работать на компьютере. Чистой воды обман, добровольно принимаемый пользователем.

В этом отношении DOS вкупе с NC были честнее, чем WINDOWS; аналогично «Ассемблер» был честнее «Фортрана» и «Бейсика», а те, в свою очередь, - честнее Delphi и C++…

То, что большинство из нас принимает за компьютер, - это всего лишь интерфейс. Обман с благими намерениями. Которые - известно, куда могут привести.

*   *   *

…Нередко приходится слышать, что магия - это такие действия, которые приводят к нарушению логики событий и причинно-следственных связей (к чудесам, короче говоря). Каждый раз мне смешно. Много ли логичного в том, что вы щелкнули левой клавишей мыши и из принтера полез лист бумаги с текстом? Или - кто-то из рядовых юзеров может описать, что именно происходит между щелчком мыши и появлением отпечатанного текста? Может назвать, какой сигнал на каком входе какой микросхемы привел к повороту той или иной шестеренки?..

Да, обыватель не видит причинно-следственных связей между актом магии и его результатом. А другие связи - их он видит? Он видит связь между своей работой в офисе и зарплатой, которую ему выдают в бухгалтерии? Он полностью понимает, как случается так, что вчера его любимая девушка была всем довольна, а сегодня пошла в кино с другим парнем? Он видит изменения электромагнитных полей, приводящие к появлению искры в его пьезозажигалке?

Что вообще человек видит?

Ярлычки, стандартные изображения папок и стрелочку мыши.
Ничего более.
Интерфейс.

*   *   *

Взаимодействуя с компьютером, мы не имеем возможности постоянно вручную переключать состояние ячеек памяти с нуля на единицу и обратно - это слишком громоздкая задача. Поэтому добрые дяди программисты создали для нас операционную систему, которая ежесекундно решает за нас миллионы мелких задач, повинуясь нашим приказам.

Мир, в котором мы живем, полностью аналогичен - только еще сложнее. Быть может, боги в состоянии контролировать весь тот безумный объем информации, который обуславливает существование мира. Мы - не способны. Поэтому наличие операционной системы, упрощающей для нас управление этим миром, - неизбежность.

Это - не допущение, не гипербола, не образ.

Это - факт. Существует операционная система, делающая для человека возможным взаимодействие с этим бесконечно сложным миром.

Конечно, она не является стопкой перфокарт или пачкой CD-дисков. Я понятия не имею, как она выглядит (если она вообще как-нибудь выглядит). И тем не менее, я имею сейчас возможность протянуть руку, взять сигарету из пачки и закурить. При этом будут совершены тысячи, сотни тысяч элементарных операций, о которых я не буду знать. Я просто кликну по соответствующей иконке на рабочем столе…

Существование операционной системы, позволяющей нам быть, - несомненное благо. Однако, не следует забывать и о том, что бесплатных благ не бывает.

Любая операционная система предполагает три минуса. Мы уже говорили о том, что человек, творя, неизбежно воспроизводит модели Мироздания; ну что же, WINDOWS - отличная модель Глобальной Операционной Системы, установленной на мире, в котором мы живем (будем дальше писать «ГОС»).

Итак.

Минус Первый.
Любая операционка предполагает ограничение возможностей.

Это естественно. Никакой прогер не может прописать в системе возможность реализации любой потребности любого юзера. Компьютер просто не смог бы поддерживать такую систему. Как результат: юзер WINDOWS'а не имеет возможности непосредственно резать и склеивать файлы (последовательности нолей и единиц). Пользователь ГОС'а (т.е. рядовой человек) не имеет возможности переписать текущую информацию о мире таким образом, чтобы, например, на столе перед ним возник чемодан с деньгами. (А ведь это тоже просто информация…)

Минус Второй.
Любая операционка предполагает упрощение восприятия.

И это - тоже естественно. Ведь ее ресурсы ограничены. Пробовали общаться в так называемых «социальных сетях» - ЖЖ, «вконтакте» etc.? Удобно разговаривать с юзерпиком? Велик процент правильно передаваемой и воспринимаемой информации?

А в жизни? Неужели ни разу не сталкивались с ситуацией, когда ты говоришь одно, а собеседник слышит совершенно другое? Разумеется, сталкивались. Ну так чего же удивляться? Вы общаетесь со своим интерфейсом операционной системы, он - со своим; два юзерпика общаются друг с другом, а вы оба всего лишь жмете на клавиши, как в древней игрушке: «вперед», «вправо», «влево», «сменить оружие», «подобрать бонус»… Клавиши W, A, D, S и т.д. - помните?

Коряво? Конечно, коряво, но что делать, ресурсы системы ограничены…

Ad absurdum. Хотелось ведь когда-нибудь настоящего, полного понимания - от друга, от любимой женщины (мужчины)? Конечно, хотелось. А часто получалось? Да нет, конечно, не часто…

Но ведь получалось же!

Мы об этом поговорим. Только чуть позже. Сначала - закончим про ТТХ Системы. ГОС'а.

Два первых минуса, в общем-то, очевидны любому думающему человеку. Возможно, он думает не так, как я, и не сопоставляет «жизненные» проблемы с «компьютерными». Но - в любом случае он о них знает.

Однако, есть еще и третий минус.

Минус Третий.
Любая сложная операционка пожирает ресурсы.

Я не помню, сколько я поменял машин с тех пор, как купил свою первую - это была IBM 386 SX - по тем временам машинка мощная. Некоторые свои машины я, конечно, выбросил по причине банального физического износа, но в большинстве случаев я был просто вынужден приобретать более мощную машину, ибо старая более не могла поддерживать новые операционные системы.

Мощность моей сегодняшней машины вообще не сопоставима с мощностью древней 386 SX. Тогда у меня стоял WINDOWS 3.11; сейчас стоит VISTA. Сейчас я решаю на своей машине те же задачи, что и двадцать лет тому назад: ввод и редактирование текстов, почта, простейшая графика, несложная верстка. И тем не менее, триставосемьдесятшестой у меня почти летал; текущая машина непрерывно тормозит.

VISTA пожирает до 80% ресурсов моей машины и на меня самого обращает внимание лишь тогда, когда уверена в собственном нормальном функционировании.

Да, конечно, я могу купить более мощный комп. Но ведь в ответ появится еще более тяжелая система. И я опять буду вынужден ее инсталлировать. Это неизбежно: я хочу взаимодействовать с друзьями, издателями, коллегами; хочу пользоваться почтой, обмениваться файлами и т.д.

Переводить на язык ГОС и реальной жизни нужно?

Полагаю, нет.

*   *   *

Ну что же, мы охарактеризовали базовое понятие, без которого было бы сложно идти дальше - понятие о Системе.

Системе, инсталлированной в этот мир не нами и без нашего ведома, и тем не менее - жизненно нам необходимой.

Я обещал, что эта книга будет посвящена магии.

ОК, теоретическая часть введения закончена; начинается специальная.

Итак, магия.

Для начала - изобразим из себя совсем тупых. (Кому претит - ну, прошу прощения; я никого этот текст читать не заставлял. А вообще: контролируемая глупость - великолепный инструмент.)

Итак. Я хочу ананас. Вот прямо сейчас, прямо здесь - на столе, слева от клавиатуры…

Нет ананаса. Почему?

Элементарно. Для совсем тупых юзеров: на моем рабочем столе нет иконки с изображением ананаса - мне некуда ткнуть мышкой, чтобы ананас появился. Для более продвинутых: инсталлированная у меня версия Системы не поддерживает функции материализации предметов.

Это в любом случае невозможно? Это нарушает законы сохранения - массы и энергии?

А где вы видели эти законы? А-а… в хэлпе к Системе…

Ну что ж… Хотите стать Продвинутым Пользователем Системы - читайте хэлпы.

Или - хотите ананас? Здесь, сейчас, слева от клавиатуры?..

Тогда - думайте.

Я сформулировал проблему на двух уровнях непонимания:

Первый уровень непонимания - не вижу иконки, на которую можно было бы кликнуть.

Второй уровень непонимания - Система не поддерживает необходимой функции.

Но есть третий уровень - понимание:

Система не предполагает прямого доступа к информации на жестком диске.

…Где-то там, далеко, есть ячейка памяти, в которую либо вбит НОЛЬ («ананаса нет»), либо вбита ЕДИНИЦА («ананас перед вами, слева от клавы»).

Разумеется, я утрирую; конечно, нет такого винчестера, и уж конечно, информация на нем кодируется не в двоичной системе…
:))

И тем не менее - я прав. И есть возможность проверить это.

Если у вас стоит не самая занюханная версия ГОС'а, то на рабочем столе, в самом уголке, есть маленькая незаметная иконка; наведите на нее умозрительную мышь - всплывет подсказка:

Временно отключить доверие Системе

Систему писали не лузеры.
Дважды щелкните левой клавишей мыши.



Грубо? Да, конечно. Данная утилита даже не имеет возможности регулировки продолжительности отключения. Ну, а что вы хотели? Это ведь не выход, даже не лазейка, - всего лишь маленькая возможность взглянуть на мир, как его видят прогеры…

Именно прогерами нам и оставленная.

…Не поняли? Тогда вернитесь на несколько абзацев выше. Если нужно - вообразите себе реальный десктоп - интерфейс вашей Системы (часто помогает). Там есть эта иконка. Ну… Двойной клик мышью.

Проняло?..

...
Продолжение следует :)))

волшебство, магия, Антон Платов, кибермагия

Previous post Next post
Up