Ведогонь

Mar 07, 2010 17:16

Продолжение темы о снови́дении у славян. Конечно, говоря об этом, нельзя не упомянуть такое понятие как ведогонь (на что мне и намекнули ;) ). Впервые о ведогони я узнал тут, (правда сейчас не могу найти те страницы, что читал, но если кому надо, могу книжку Шевцова кинуть) то бишь из учения мазыков (потомков скоморохов-офеней). Вобщем, сам этот путь Тропы конечно любопытен. Я поинтересовался кто-такие, что-делают, и даже порадовался, но что-то меня оттолкнуло от них (возможно, их разборки по поводу денег, закрытость, своя "тусовочность", некая искусственность), и поэтому я держал в уме, что есть такие люди, у которых такой путь, но интерес к ним приугас. Поэтому и к ведогони я относился сдержанно. Но вот, чуток покопавшись, я обнаружил, что у сего понятия видимо глубокие народные корни.


Ведогонь
по верованиям черногорцев и сербов, живущий в человеке дух, который во время крепкого сна может покидать на время тело и странствовать по белу свету; то, что В. в это время видит, после пробуждения от сна кажется человеку сновидением. Ведогони могут даже драться друг с другом, и если чей-нибудь В. в драке погибнет, тогда и человек уже более не просыпается и умирает. Польские крестьяне говорят, что душа покидает человека, на время - во сне или навсегда - при смерти, в виде мыши. Когда мышь возвращается назад к спящему человеку, тот ее глотает и только тогда просыпается. На берегах Адриатического моря существует подобное же поверье; здесь В. является домовым гением, оберегающим родовое имущество и жилище. Не всякий человек имеет своего В., но только тот, который рождается в сорочке. В некоторых местностях Сербии ведогонем называется кровожадное мифическое существо, тождественное с вампиром. Стихийный первоначально характер ведогоней виден из того, что, по сербскому поверью, когда поднимается буря, это значит, что ведогони дерутся. (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона)

Мне кажется, "стихийный характер ведогоней" не является первоначальным, а, напротив, это переосмысление ведогони, связанное с наблюдаемым явлением - ветром (что я уже показывал тут). Дальше кусок из Афанасьева, где можно отметить ещё одну интересную параллель.

Прежде всего отметим тот многозначительный факт, что славяне признавали в душе нечто отдельное от тела, имеющее свое самостоятельное бытие. По их верованиям, согласным с верованиями других индоевропейских народов, душа еще в течение жизни человека может временно расставаться с телом и потом снова возвращаться в него; такое удаление души обыкновенно бывает в часы сна, так как сон и смерть - понятия родственные. Черногорцы и сербы убеждены, что в каждом человеке обитает дух, которого они называют «ведогонь», и что дух этот может покидать тело, объятое крепким сном. Ведогони нередко ссорятся и дерутся между собою, и тот человек, ведогонь которого погибнет в драке, уже более не пробуждается: его тотчас же постигает быстрая смерть. О колдунах и колдуньях рассказывают, что они, погружаясь в сон, могут выпускать из себя воздушное демоническое существо, т. е. душу, которая принимает различные образы и блуждает по тем или другим местам, причем оставленное ею тело лежит совершенно мертвым. И во время обмиранья или летаргического сна душа, по русскому поверью, покидает тело и странствует на том свете. Таким образом, тело есть как бы жилище живого духа, та временная оболочка, в которую он заключается при рождении дитяти и которую покидает при кончине человека, когда, по словам старинного проповедника, «нужею страшною душа от телеси изидет и станет одержима душа зрящи на свое тело, яко же бо кто изволокся из ризы своея и потом стал бы зря ея» (Круто! :) - Витич)

...

Предки наши смотрели на тело, как на временную одежду, в которую облекается бессмертная душа: на сканд. тело - lîk-amr (lîk-hamr), др.-в.-нем. lîh-hamo, англос. lîc-hama, flaesc-hama = körperhemd, fleischqewand; скан. fjadhr-hamr, англос. fedher-homa (пернатая сорочка) = vögelkörper, сканд. ûlfs-hamr (волчья одежда) = wölfskorper (сравни выше стр. 101-102). Эта телесная оболочка созидалась божественною силою; в качестве небесных прях и ткачих девы судьбы изготовляли ее своими искусными руками и одевали в нее душу, предназначенную для земной жизни. По литовскому преданию, как только нарождался младенец, они тотчас же начинали ткать его жизненную сорочку и продолжали работу до тех пор, пока злая, неумолимая сестра их, определяющая смертный час, не перерезывала ткани острыми ножницами; всякий вред, всякая порча, наносимые этой ткани, ощущались человеком на своем собственном теле, причиняли ему болезни и страдания (см. выше стр. 164-5). Чтобы избавиться от недуга, больной должен идти к колодцу и омочить в нем свою сорочку, т. е. по основному смыслу поверья: поврежденная жизненная ткань восстановляется не иначе, как живою водою того райского источника, у которого обитали вещие ткачихи. Это - целебный источник Урды (jungbrunnen); норна настоящего пряла нити, норна прошедшего (Urdhr) ткала из них холст и заботливо охраняла его от злой Sculd'ы. Предание о ткани, приносимой девами судьбы к родильнице, намекает именно на ту телесную одежду, в какой является душа в сей тленный мир. Народные легенды говорят о чудесной сорочке, вырастающей вместе с ребенком, которому она принадлежит; такую сорочку соткала св. Мария маленькому Иисусу. Смерть срывает этот покров с утомленной житейскими страданиями души, и, освобожденная, она возвращается в свое небесное отечество1. Под влиянием означенных воззрений создалось верование в счастливую сорочку (schicksalshemd), возлагаемую на младенца при самом его рождении. Когда метафора эта, служившая первоначально для обозначения тела человеческого, затемнилась в народном сознании, - за такую сорочку приняли тот пузырь или плеву, в которой является дитя из материнской утробы. Дети, рожденные обвитыми плевою, признаются счастливцами; по русскому выражению, они родились в сорочке, серб. - у кошулице, чеш. - v košilce, пол. - w czepku. Сорочку эту свертывают в маленькой узелок, привешивают к тесемке и вместе с шейным крестом возлагают на младенца, веря, что таким образом счастие останется привязанным к нему навсегда; нередко зашивают ее в шапку или рубаху и носят при себе ради здравия и благополучия; случается, что крестьяне, отправляясь в дальний путь, выпрашивают на время такую привеску у своих приятелей и берут с собою, чтобы удалось задуманное предприятие2. В Германии родильная плева называется glückshaube, wehmutterhäublein3; ее тщательно сберегают и привешивают к ребенку, как спасительную наузу. Здесь думают, что родившийся в сорочке имеет способность видеть духов, привидения и ведьм4. Черногорцы убеждены, что в нем обитает ведогонь, а сербы дают ему эпитет видовит: по их рассказам, он ходит с вилами и знает более, чем все другие люди5. В Исландии повивальная бабка закапывает «сорочку» под порогом (место, где пребывают домовые эльфы), и общее поверье утверждает, что с нею невидимыми узами связаны душа ребенка и его добрый гений-хранитель. Если выбросить или сжечь счастливую сорочку, то охранительный дух тотчас же удаляется от ребенка. Дух этот называется fylgia, как незримо следующий за человеком в течение всей его жизни («weil er dem menschen folgt») и hamîngia (felicitas; швед, hamn - genius)6. Только смерть разрывает связь между человеком и его таинственным покровителем.

1 D. Myth., 257, 1128; Germ. Mythen, 524-538, 555, 576-700; Die Götterwelt, 322-3; Beiträge zur D. Myth., II, 168, 184-194, 199-200, 286-7; Volkslieder der Wenden, II, 267.

2 Абев., 295; Записки Авдеев., 138; Громанн, 106; Стоглав восстает против обычая приносить такие сорочки в храм и оставлять их в течение шести недель на престоле.

3 В Голландии говорят «met den helm geboren zin».

4 D. Myth., 362, 828, 1061.

5 Путеш. в Черногорию, 220; Срп. рjечник, 60.

6 Genius (одного корня с gens, geno, gigno) - дух, присутствующий при рождении человека и охраняющий его во все продолжение жизни; слово это служило также для означения судьбы, счастия и душевных свойств. - Römische Myth. (1858 г. ), 67.

Александр Николаевич Афанасьев
Поэтические воззрения славян на природу:
Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований
в связи с мифическими сказаниями других родственных народов

По-моему, человек родившийся в сорочке (см. подчёркнутое) кого-то напоминает! Ну, конечно же! Шаман, нагваль! :D Наверное в языческие времена такой человек стал бы кудесником или волхвом. Вот такие вот корни! Всё более и более уверяюсь, что Древнее Знание едино.
Ладно, что ещё вспомню, позже напишу.

P.S. Кстати, вдогонку сказать, сновидение наяву на Руси называлось красивым словом снобдение - ср. состояние бессознательной деятельности души, с бредом или видениями, коего высшая степень ясновидение; животный магнетизм. Сноброд м. снобродка ж. лунатик, бессознательно бродящий по ночам, во сне, или, вернее, в каком-то болезненом бреду. Снобродить, быть снобродом. Снобродство ср. состояние сноброда, лунатизм. (Даль) Хотя некоторые считают, что снобдение - это бдение во сне, то бишь осознанны сон, в отличие от снобродства - хождения в сонном состоянии. Есть ещё сообщество одноимённое snobdenie :)

А вот музычка под настроение:


волшебство, предания, Русь, сновидение

Previous post Next post
Up