Сегодня Сочельник, преддверие Рождества стало быть.
Однажды 25 декабря мы были в Риге. Там особо не празднуют нг, а вот Рождество да. Причем очень мило и по домашнему, без московского размаха, када на 1 кв. метре 3 огромные елки, старающиеся друг друга переплюнуть. В Москве китч, а в Риге деревенька. В каждом окошечке свечечка горит, в палисадничках олени с санями, гномики всякие, ангелы. Подъезды украшены, в каждом пролете то елочка, то дед мороз, то коробка с конфетами(!) По мне так очень мило, на каждом шагу маленькое чудо. Елка большая одна, по-моему, на весь город, возле макдоналдса. Иллюминаций тоже фактически нет, город в полумраке, таинство ведь, Христос рождается!
А еще однажды мы были 25 декабря в Копенгагене. Там вообще с 24-го после обеда и до 26-го закрыто все. Все-все-все! В отели даже не селют. У них Сочельник и Рождество главный семейный праздник, они кушают утку и общаются. Никто ничего не продает и не покупает и не оказывает всяческих услуг. Шабат своего рода. Только бензоколонки светятся и в них можно поесть и попить всяким иностранным дуракам. Мы вот как раз 24-го вечером приехали из Брауншвайга, там у них, натурально, ярмарки, веселье, глинтвейн и плюшки, а тут тихо и темно. В отель не селют. А 25-го мы женимся. Андрей, естессно, рубашку решил с собой не везти, а здесь купить. Ну, не знали мы... С нами вместе еще одна пара женилась, Дима тоже без рубашки, ему Марина забыла привезти. Вышли 25-го в магазин, но, как вы понимаете, кроме бензоколонки все было закрыто... Рубашек там почему-то не продавали, но зато был кофе и букетики цветов. Мы выпили кофе и купили по букетику. У Димки оказалось две тельняшки, в них и поженились. В смысле, Андрей с Димой были в тельняшках и при букетиках. Мы-то с Мариной, понятное дело, платья привезли. Зато сразу было понятно, что русские женятся. 26-го пошли гулять, видели много людей, были открыты магазины и рестораны. И это казалось чудом.
"Рождество твое, Христе Боже наш, осияло мирове светом истины, се бо звездам служащие звездою учихася тебе кланятися, и тебя видети с высоты Востока, Господи, слава тебе!" Помню еще.