Детский психолог утверждает, что самые счастливые в мире дети живут в Нидерландах.
И обосновывает свою точку зрения в 6 тезисах. Подробнее можно прочитать в статье на
РБК-Україна, а я просто перечислю приведенные там ингредиенты рецепта детского счастья:
- Голландские родители никогда не пользуются автомобилем, если можно поехать на велосипеде. Начиная с того момента, когда ребенок уже может сидеть привязанным в корзине, везде и всегда, в любую погоду и время года. Это учит детей не бояться трудностей и быть самостоятельными.
- Отсутствие чрезмерной опеки со стороны родителей. Родители не кудахчут над детьми, нависая над ними каждую секунду. Детей с самого раннего возраста поощряют исследовать мир, верить в себя и просто стряхивать грязь, когда они падают.
- Голландские родители уделяют детям достаточно много внимания и времени, т.к. обычно работают не более 40 часов в неделю и часто берут дополнительный выходной на неделе, чтобы провести время с детьми.
- Как минимум раз в день родители едят вместе с детьми. Это время для общения и обсуждения насущных вопросов, и это помогает сбалансировать эмоциональное и психическое состояние всех членов семьи, в т.ч. и детей.
- У большинства голландских детей есть четкий распорядок дня. А также требуемый уровень гигиены и достаточное время для отдыха, что позволяет им чувствовать себя уверенно, безопасно и комфортно, исследуя неведомый мир.
- Родители вовлекают своих детей в процесс принятия решений, как только те начинают понимать язык и общаться. Дети учатся договариваться и устанавливать свои личные границы с детства, что позволяет им развить чувство позитивного собственного достоинства.
Нидерландские родители также не избегают обсуждать с детьми такие неудобные темы, как секс, наркотики и гендер. Они понимают, что принять детей такими, какие они есть на самом деле - это все, что им действительно нужно, чтобы вырасти уверенными, счастливыми и уравновешенными взрослыми.
*****
Понятно, что приведенный перечень необходимых условий для детского счастья не абсолютно бесспорный и может корректироваться. Но самое важное здесь или перечислено, или подразумевается само собой. Дети должны жить в благополучном обществе - благополучном со всех точек зрения. Не может быть детского счастья в стране, охваченной войной или воюющей. В стране, где они в любой момент могут быть убиты или искалечены и терпят всяческие лишения в той или иной степени.
В современных условиях ведения войны нет и не может быть глубокого тыла, в котором априори безопасно. Это физическая сторона вопроса. А есть еще психологическая и моральная - дети очень восприимчивы и ранимы. И неправда, что маленькие дети всё забывают. Все страхи и ужасы, пережитые в детстве, оставляют свой след в психике человека.
После каждой войны появляются очередные «потерянные поколения» и это не только мужчины, вернувшиеся с фронтов - такими же вырастают их младшие братья и сестры, а еще их собственные дети и дети, осиротевшие в результате войны.