Национальный художественный музей Украины. Бойчукисты. Иван Падалка.

Mar 11, 2020 17:26


Во вчерашнем посте о Михаиле Бойчуке писала, что его наследие это не только его собственное искусство. Бойчук был педагогом от бога и воспитал целую когорту учеников и последователей.

Иван Падалка был одним из самых известных его учеников и одним из тех, кто разделил трагическую участь наставника.

Родился в селе Жерноклевы на Полтавщине в 1894 году в крестьянской семье. В 1910 году поступил в художественно-промышленную школу имени Гоголя в Миргороде на стипендию, которую выхлопотал для него местный дворянин. В 1912 году был исключён оттуда за «атеизм», организацию выступлений учеников против администрации школы и чтение запрещенной литературы.



Натюрморт.



Затем сумел продолжить учебу в Киеве- сначала в художественной школе, а с 1917 года в Украинской академии искусства у Михаила Бойчука и Василия Кричевского.

Дальше вполне обычная биография советского художника тех лет - с 1919 года был в числе участников создания настенных панно для Луцких красноармейских казарм в Киеве, преподавал  живопись в различных художественных учебных заведениях, оформлял детские книжки, участвовал в оформлении агитпароходов, агитпоездов, декораций для революционных праздников.



Иллюстрация к "Слову о полке Игореве"

Иван Падалка был хорошим художником. Об этом можно судить по фотографиям его работ и по списку международных выставок в которых он участвовал вместе со своими коллегами и друзьями.

Май-октябрь 1928 года - Кельн (Международная выставка).

Апрель-июнь 1929 года - Амстердам.

1929 - Винтертур (Швейцария).

Год 1930. Март-апрель - Стокгольм, Осло, Данциг (выставка графики, рисунка, плаката и книг). Июнь - Венеция, Цюрих, Берн (XVII Международная выставка искусства). Июль - Берлин. Октябрь-ноябрь - Вена. Октябрь - Лондон, Кембридж, Оксфорд, Манчестер, Ливерпуль.

Год 1931. Март-апрель - Цюрих, Берн, Женева, Базель. Февраль-март - Прага. Май-август - Париж (Международная выставка  "Искусство книги»).

Год 1932. Май - Япония (выставка современного искусства). Июнь - Венеция (XVIII Международная выставка искусства). Июнь-август - Цюрих.

Год 1933. Март-апрель - Варшава. Май - Копенгаген.



Иллюстрация к детской книжке.

29 сентября 1936 И. И. Падалка был арестован. До 10 октября, несмотря на непрерывную обработку опытных следователей, он мужественно держался на допросах, отрицал все надуманные обвинения. Потом не выдержал. Сломался. Как во сне проходили перед ним друзья, бывшие ученики, те, с кем еще вчера его связывала большая дружба. Раздавленный морально и физически, подписывал не читая все, что подносили ему следователи. Не думал о будущем, уверен в том, что жизнь кончилась.



Сбор помидоров

13 июля 1937 Военная Коллегия Верховного Суда СССР приговорила И. Падалку как "участника национал-фашистской террористической организации, которая ставила целью отторжение Украины от СССР и реставрацию капитализма" к высшей мере наказания - расстрелу. В тот же день приговор был исполнен.

Цитата из Сталинських списков

  • «ПАДАЛКА Иван Иванович
  • 26.06.37 Украинская ССР, г. Киев Кат.1»
  • «За Сталин, За Каганович, За Ворошилов»




Атака красной конницы

Искусствовед Сергей Билокинь читал протоколы допросов бойчукистов. Формулировки вопросов следователей звучат как прямое обвинение сталинской системе: « Обсуждали ли вы голод? Что вы думаете об арестах представителей украинской интеллигенции? Вызывала ли у вас протест политика русификации государственных и учебных заведений? Создавали ли вы  организации, призванные бороться со всем вышеперечисленным?»

Т.е. энкаведисты четко осознавали все злодеяния системы и превентивно упреждали любое противодействие. У представителей культуры всегда есть средства так или иначе воздействовать на сознание масс. Но, судя по количеству реабилитированных уже во времена «оттепели», воздействие это не имело ничего общего с тем, что приписывалось обвиняемым сталинскими палачами.



Деревенский фотограф.

Те из нас, кто жил во времена СССР, прекрасно знают, что 99% протестов ограничивались разговорами на кухне.

Тех же, кто реально противодействовал системе, сейчас зачастую обвиняют в отсутствии патриотизма и неразборчивости в средствах и методах борьбы, как будто их противники действительно были «разборчивыми патриотами».

Иван Падалка, Национальный музей, Киев

Previous post Next post
Up