Киевская картинная галерея. Игорь Грабарь. От "Инея" до "Светланы"

Apr 05, 2021 09:15


25 марта исполнилось 150 лет со дня рождения талантливого художника и искусствоведа Игоря Грабаря (1871-1960), а еще праздновался день работника культуры. Именно этим двум датам и посвящен мой пост  - деятельность Игоря Грабаря в сфере культуры была такая многогранная.

В киевском музее хранятся две работы Грабаря: «Иней» 1906-1907 гг. и «В доме свиданий» 1899 г. Первая, одно из многочисленных произведений художника на темы русской зимы, находится в постоянной экспозиции и представлена на фото ниже. Вторую я никогда не видела даже не выставках и не смогла отыскать её изображение в сети - предполагаю, что она может напоминать его известное полотно «Толстые женщины. Гротеск».



Игорь Грабарь «Иней» 1906-1907 гг. Грабарь был мастером «зимнего пейзажа», «последним пленэристом России», который писал свои картины на морозе, хотя масляные краски приставали к кистям и полотну.

Родился будущий художник в Будапеште в семье русинского общественного деятеля Эммануила Грабаря, избранного в конце 1860-х годов депутатом венгерского парламента. Крестным отцом Игоря был Константин Кустодиев, дядя известного художника Бориса Кустодиева. Впоследствии семья была вынуждена эмигрировать из Австро-Венгрии  и в 1876 году перебралась в Российскую империю.

Учился сразу на двух факультетах Петербургского университета - юридическом и историко-филологическом. Во время учебы 18-летний юноша успевал составлять биографии художников-классиков, писать юмористические рассказы для журнала, создавать иллюстрации и делать обзоры художественных выставок.



Посещал мастерскую профессора Павла Чистякова. 1894 поступил в Петербургскую Академию художеств, где учился в мастерской Ильи Репина. Тогда же познакомился со знаменитым антрепренёром Сергеем Дягилевым, участвовал в выставках «Мира искусства» и «Союза русских художников». После окончания Академии в 1898 году он вновь отправляется учиться - сначала в Париж, затем в Мюнхен. В 1901 году вернулся в Россию.

С 1909 года постепенно отходит от занятия живописью и занимается историей искусств, искусствоведением, охраной памятников старины. В 1913 году возглавил Третьяковскую галерею, где работал до 1925 года. В 1918 году создает Центральные реставрационные мастерские, которые сейчас носят его имя, и где был открыты и спасены множество художественных и исторических памятников.

Уже в начале сталинских репрессий Игорь Грабарь сознательно покидает все крупные посты и вспоминает, что он еще и художник. И пишет портрет девочки Светланы ...



"Светлана". Игорь Грабарь, 1933 г. Третьяковская галерея. Кто изображен на портрете точно неизвестно, но народная молва упорно называет имя Светланы Алилуевой.

Он один из тех немногих счастливчиков среди творческой элиты страны, которые жили долго и счастливо при любом режиме.

Начинал как импрессионист, потом стал официальным представителем социалистического реализма.

Академик АХ СССР (1947), академик АН СССР (1943). Народный художник СССР (1956). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).

Даже близость к семье Троцкого не заденет Грабаря во время репрессий, хотя он с молодости дружил с женой Троцкого Натальей Седовой и вместе с ней работал в музейном отделе Наркомпроса.

Была в биографии Игоря Грабаря еще одна неоднозначная страница. В 1943 году он  разработал проект-обоснование компенсаций советской стороне со стороны музеев фашистской Германии и ее союзников и возглавил Бюро экспертов, которое готовило списки ценных произведений искусства из музеев Германии и «трофейные бригады» для конфискации указанных музейных вещей, а также принимало трофейные компенсации.

Фактически, коммунисты пошли по стопам нацистов. Трофейные произведения искусства будут скрыты на территории СССР с запретом их обнародования и экспонирования почти на 50 лет. Только наиболее значимые были возвращены, среди которых  шедевры Дрезденской картинной галереи и Пергамский алтарь.

#сновавесна, Киевская картинная галерея, Киев

Previous post Next post
Up